Гороховецкие легенды. Золото «Черного Принца». Глава 1

Глава 1. Традиционная  история катастрофы

Пролог

В начале февраля 2019 г., после публикации Отчета о III Межрегиональной краеведческой конференции «Дела людей – величие России», на страницах сайта были представлены воспоминания А.В.Семенычева «Я мог бы рассказать еще…» в 4-х частях.

В конце разговора Александр Владимирович поведал гороховецкую легенду об участии котельщиков в подъеме сокровищ с затонувшего во время Крымской войны 1854 г. «Черного Принца» в водах Балаклавской бухты Севастополя:

И вот с ними расплачивались золотыми дукатами. И они, когда приезжали, хвалились в семьях золотишком-то вот этим. Дадут три-четыре дукатика-то и всё! Поэтому, когда началась коллективизация, когда началась электрификация, Россия стала покупать медь, динамо-машины, черт те знает что… электрику… и расплачивалась золотыми дукатами.

/и пошутил/ Вот это – настоящий (!) повод интересоваться гороховецкой историей и котельщиками! Нынешнему народу и молодежи!

Целиком текст «Я мог бы рассказать еще…» часть 4 см.здесь . Завершалась публикация словами:

А история с участием гороховчан в поисках и подъеме золота «Черного Принца» получила новые аргументы. Мы нашли некоторые не достававшие в новейших версиях факты и связи! Читайте «Версии» на нашем сайте…

После публикации заключительной части повествования Александра Владимировича, появилась первая реакция гороховчан. Нам стало известно не менее 3-х случаев, когда в семьях жителей Гороховца и Выезда упоминалась эта история. И не просто упоминалась, но еще совсем недавно были живы люди, своими глазами видевшие эти «дукаты»! Сам Н.И. Андреев ездил в д. Выезд по этому поводу. Кроме того, прозвучали глухие воспоминания о рассказах стариков, что в лавках Гороховца не любили принимать это золото в качестве платежа. Вроде бы царские золотые монеты любили, а «эти» не жаловали! Как будто они были «нечистыми», тёмными (то ли по способу их получения, заработка, то ли из-за их происхождения…).

Наверное,  мы не взялись за эту работу, если бы не всплыло одно удивительное совпадение: в начале 1920-х годов на Гороховецком судостроительном заводе (судоверфи) некоторое время главным инженером работал Тимофей Иванович Бобрицкий, который через несколько лет стал главным инженером ЭПРОНа! Экспедиции Подводных Работ Особого Назначения, которая была создана ОГПУ СССР специально для подъема с морского дна золота «Черного Принца». Тех самых «золотых дукатов» с того самого корабля! Как раз в то время, когда золото было поднято, как полагают некоторые исследователи.

Внимательный просмотр уже известных материалов и сравнение их с новыми версиями дали некоторые результаты!  Все-таки стоит остановиться на ключевых моментах и достоверных фактах известных об этой истории.  Итак…

Не вдаваясь в причины и предысторию Крымской войны 1853 – 1856 гг., можно отметить, что англо-франко-турецкий десант высадился на берега Крыма в районе Евпатории в середине сентября 1854г.,  а в середине октября вел бои в районе Балаклавы.

К началу ноября для материально-технического обеспечения интервенции, в Балаклавскую бухту прибыли британские корабли поддержки.  8 ноября к устью балаклавской бухты прибыл новый трехмачтовый винтовой транспорт (пароход)  «Принц»  водоизмещением 2700т, по своим характеристикам бывший одним из лучших в этой интендантской эскадре. Его предполагалось использовать для перевозки особо ценных грузов!

Условия передачи «Принца» Адмиралтейству  нам трудно достоверно оценить. В нашей русскоязычной Википедии утверждается, что он был куплен Британским Адмиралтейством у компании за 105 000 фунтов. В британской Википедии написано следующее.

General Screw Steam Shipping Company (Генеральная Компания Винтовых Пароходов)- британская компания, основана в 1848 году Джеймсом Ламингом, который около 30 лет владел парусными судами, ходившими между Англией и Нидерландами.

Все корабли компании были зафрахтованы в качестве десантных транспортов во время Крымской войны 1854-1855 гг., Три погибли по разным причинам. «Принц»  был уничтожен во время урагана в ноябре 1854 года, «Маврикий» был сильно поврежден пожаром в сухом доке в Саутгемптоне в феврале 1855 года, а «Крез»  был уничтожен огнем в апреле того же года.

Знаменитая, «самая точная» фотография «Черного принца».  На оригинале по верху имеет надпись: «Фото # NH 75981 HMS Black Prince, сфотографированный около 1880-х годов».   На картине Айвазовского именно это изображение корабля. Возможно это однотипный «потомок» легендарного «Принца», в названии которого не было слова «Black» (черный).

Нам удалось найти другую фотографию, причем из недавно опубликованных архивов ЭПРОНа.

Британский транспорт – трехмачтовый винтовой пароход «HMS Prince»( Her Majesty’s Ship – корабль Её Величества), 1854 г. [ 1 ]

Но смутило то, что это изображение очень похоже  на первое учебное водолазное судно российского флота «Опричник» 1890-х гг. Еще раз переделали текст, пока в третьей главе не представили читателям увеличенное изображение корабля с поднятой из моря тарелки с «Принца». На ней судно – с одной трубой (как на приведенной фотографии).

Позднее, в декабре 1854 года, официальный Лондон сообщил, что за ценный груз был на борту «Принца». Там находилось несколько десятков тысяч комплектов теплого обмундирования для армии, и более 100 тысяч комплектов сапог, спальных мешков, шерстяных рубашек.

Из-за  кровопролитного сражения 27 октября 1854г., в котором англичане потерпели сокрушительное поражение, практически лишившись кавалерии, они очень опасались за судьбу своего Балаклавского гарнизона и кораблей, набившихся в Балаклавскую бухту.

Время шло. Вновь прибывавшие корабли не пропускались внутрь бухты, а оставались на внешнем рейде у входа в нее. В начале ноября количество таких судов достигло 20-ти. «Принц» находился среди них.

О катастрофе, постигшей флот интервентов и о судьбе «Черного принца», писали известные русские писатели, историки, подводные специалисты – А.И. Куприн, М.М.Зощенко, С.Н. Сергеев-Ценский, Е.В. Тарле, Т.И. Бобрицкий – в меру своего таланта и своей компетенции. Некоторые их высказывания будут приведены в дальнейшем.

А здесь хотелось бы процитировать выдающегося русского и советского историка, академика Е.В. Тарле, автора двухтомного труда «Крымская война». Это наиболее точное, исторически подтвержденное описание [ 2 ]  :

2 (14) ноября над южным берегом Крыма пронесся ураган совершенно исключительной силы, который, по мнению некоторых, по своим последствиям был для союзников почти равносилен неудачному сражению.
Неслыханная буря повалила палатки, снесла крышу, а вскоре и вовсе разрушила обширный амбулаторный госпиталь, расположенный позади французского лагеря, тяжко переранив лежавших там больных и искалеченных людей.

Буря свирепела все больше и больше уже с рассвета, и в 8 часов утра английские и некоторые французские суда были сорваны с якорей и брошены одно на другое; иные прибились к берегу и сели на мель. В Качинской бухте, в Балаклавской бухте разбилось и затонуло несколько транспортов и торговых судов, в том числе погибло семь английских больших транспортов, как раз накануне подошедших к берегу с громадными запасами теплых вещей на зиму для всей английской армии, с колоссальными запасами пищевых продуктов, боеприпасов, обуви.

Они не успели накануне даже начать разгрузку и потонули со всем грузом и почти со всем экипажем. С других транспортов спаслось вплавь лишь сорок человек. Огромный пароход «Черный принц», привезший не только одежду и припасы, но и новые артиллерийские орудия, потонул со всем грузом и со всем экипажем. Немало судов было выброшено на берег и тут же сожжено спасшейся частью экипажа, чтобы не досталось в руки русским.

Удивительно образно,  главное, точно и подробно описал гибель английских транспортов Сергей Николаевич Сергеев-Ценский в своем знаменитом романе «Севастопольская страда» (1937 – 1939 гг.). Приведем очень короткую, но весьма ёмкую цитату:

«Теперь даже и смерчи показались бы досужей игрой моря; теперь было уж не до смерчей, теперь просто шла гибель армады, не дававшая никому времени следить за тем, какие формы принимает сплошь поднявшееся и хлынувшее к берегам Черное море.»

Скорость ветра достигла 72 узлов (почти 40м/с).

Как писал корреспондент одной из лондонских газет, на внешнем рейде находились 4 военных парохода, 4 паровых транспорта, в том числе “Принц”, 10 парусных транспортов и 4 частных парусника, всего 22 судна. В гавани стояли около 30 разных кораблей.

Ветер постепенно сгонял суда с якорями, ползущими по дну к северным скалам у входа в бухту. Канаты и сами конструкции судов не выдерживали такого напора, и они одно за другим оказывались на рифах скалистого берега. Положение осложнялось тем, что ближайший берег представлял собой громадную скалистую стену, о которую один за другим разбивались корабли, стоявшие на рейде! Менее чем за час погибло множество груженых кораблей, и среди них – «Принц».

Картина И.Айвазовского «Крушение «Черного Принца» на рейде Балаклавы». Севастопольский музей. /В центральном каталоге российских музеев со списком более 530 картин Айвазовского отсутствует, поэтому год написания картины не указан./

В отчете о результатах урагана  командира Балаклавского порта британскому адмиралтейству было указано 30 погибших судов, но назван по имени только один корабль – «Принц». Простым объяснением может служить его важный груз – зимняя амуниция для армии, но большинство исследователей и в те времена и поныне связывают такое отношение с иным характером груза.

В заметке о катастрофе,  британская газета Times 5 декабря 1854 г. сообщила, что из 150 членов экипажа удалось спастись только шестерым, капитан Бэйнтон (англ. Bayntoun) погиб.   А уже 16 декабря 1854 г «Illustrated London News» поведала о грузе «Принца» со всеми подробностями о составе и количестве зимней амуниции и впервые о наличии на борту денежного довольствия для всей английской армии!  Учитывая, что оплата за боевые действия для экспедиционного корпуса была увеличена в разы, можно понять первую промелькнувшую сумму 200 000 фунтов стерлингов. А дальше – «кто больше?»! 

Крымская война завершилась в 1856 г., британская эскадра пребывала в Балаклаве помимо 2 лет войны, еще 8 месяцев.  По наблюдению местного населения (а в то время это были, в основном, греческие рыбаки с семьями) никаких работ по подъему этого золота англичане не предпринимали. Правда, британский фотограф вспоминал о единичном спуске профессиональных британских водолазов на следующий год после катастрофы, но они не смоги сказать ничего внятного, кроме рассказа о завале дна бухты у генуэзской крепости обломками нескольких судов, предметов и полуистлевших останков людей.

Зато после их ухода, туда потянулись экспедиции золотоискателей и авантюристов со всей Европы и из Америки. В  1875г. — французы, в 1896 г. русский изобретатель Пластунов, в 1901-1903 и в 1905 – итальянцы (экспедиция под руководством Джузеппе Рестуччи. /Кстати еще при жизни Рестуччи в 1943 г. во время немецкой оккупации Крыма боевые пловцы итальянского князя Боргезе – основоположника подводной диверсионной войны, тоже безуспешно искали золото «Принца»/. Были и русские искатели приключений, но всё тщетно!

Надо иметь в виду сложность поисковых и подъемных работ, вызванную самим рельефом береговой полосы и морского дна в районе предполагаемого кораблекрушения – северного участка побережья у входа в скалистую бухту. Пляж там представляет собой узкую полоску песка под навесом высоких скал, а местами вообще отсутствует. Мелководье глубиной в несколько метров не превышает по ширине 20…50 м в виде узкого подводного порога (уступа) вдоль берега, дальше в море – крутой обрыв до глубин 60…80 м и более!

Если рассматривать спутниковую карту Балаклавской бухты, то видно, что цвет воды заметно меняется в 20…50 м от берега. То есть относительно мелко только у самого берега, а далее резкий обрыв до глубины 60…80м!

Вход (врата) в Балаклавскую бухту (спутниковый снимок. Для масштаба показан 30-метровый отрезок у северного берега)

Не найдя ничего, многие поисковики стали склоняться к тому, что судно затонуло мористее  и существенно дальше вдоль северного берега.

В.Шигин [ 3 ]отмечает, что прилагательное «Черный» к имени «Принц» запустил один из британских журналистов после I Мировой, проводя аналогию с гибелью в Ютландском сражении крейсера «Black Prince» в 1916 г. На наш взгляд, британская пресса так окрестила корабль раньше. Ведь даже Куприн в своих очерках «Листригоны»  называл его «Black Prince», а писались они задолго до I Мировой войны.

Вот как о золоте «Принца» упоминал  А.И.Куприн в своей прекрасной  «серии лирических очерков»  «Листригоны»:

В уме моем быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов. Я думаю также о предприимчивых, гибких, красивых генуэзцах, воздвигавших здесь, на челе горы, свои колоссальные крепостные сооружения. Думаю также о том, как однажды бурной зимней ночью разбилась о грудь старого чудовища целая английская флотилия вместе с гордым щеголеватым кораблем «Black Prince» [«Черный принц» (англ.)], который теперь покоится на морском дне, вот здесь, совсем близко около меня, со своими миллионами золотых слитков и сотнями жизней.

и еще

Но самыми яркими и соблазнительными цветами украшено сказание о затонувшей у Балаклавы английской эскадре. Темной зимней ночью несколько английских судов направлялись к Балаклавской бухте, ища спасения от бури. Между ними был прекрасный трехмачтовый фрегат «Black Prince», везший деньги для уплаты жалованья союзным войскам. Шестьдесят миллионов рублей звонким английским золотом! Старикам даже и цифра известна с точностью.

Те же старики говорят, что таких ураганов теперь уже не бывает, как тот, что свирепствовал в эту страшную ночь! Громадные волны, ударяясь об отвесные скалы, всплескивали наверх до подножия Генуэзской башни двадцать сажен высоты! — и омывали ее серьге старые стены. Эскадра не сумела найти узкого входа в бухту или, может быть, найдя, не смогла войти в него. Она вся разбилась об утесы и вместе с великолепным кораблем «Black Prince» и с английским золотом пошла ко дну около Белых камней, которые и теперь еще внушительно торчат из воды там, где узкое горло бухты расширяется к морю, с правой стороны, если выходишь из Балаклавы.

Кстати слово «дукаты» – золотые дукаты впервые (и единственный раз) упомянул в своей серьезной поисковой книге наш знаменитый писатель Михаил Зощенко:

В это время /лето 1922 г./ один феодосийский фельдшер, некто Томп, желая принести пользу государству, подал в военный комиссариат заявление, в котором указал, что на дне Черного моря лежит шестьдесят миллионов в золотых дукатах

/Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств (в т.ч. и России), удивительно то, что на протяжении 700 лет выпуска дукатов в разных странах Европы его золотое наполнение практически не менялось и составляло 3,5 г золота 980 пробы. В Скандинавии и России выпускались до 1868 г. Интересно, что в странах-противниках России в Крымской войне дукаты как раз не выпускались./

Зощенко добросовестно подошел к работе (он имел опыт поисковой и следственной работы, будучи сотрудником уголовного розыска в Петрограде в 1921г.), его повествование практически не имеет ошибок и настолько образно и конкретно, что целые абзацы из него включают в свои опусы многие более поздние и современные авторы! Кстати именно Зощенко нашел сведения, что во время шторма затонул не единственный железный пароход «Принц». На рейде стояли 4 металлических морских парохода!  [ 4 ].

Практически к началу 20-х годов все иностранные экспедиции иссякли, а на Руси осталась только горстка энтузиастов, веривших в золото «Принца».    В то время, а именно в начале 1923г., во властных  коридорах появляется человек, пытающийся заинтересовать советских чиновников (совработников) идеей подъема со дна морского несметных  богатств,  для разоренной Гражданской войной страны! Но тщетно! Этим человеком с горящими глазами и папкой с собранными за много лет материалами был морской офицер из Севастополя Владимир Сергеевич Языков. А серьезно выслушали его только в серьезной организации – ГПУ (Главном Политическом Управлении), и как утверждает молва, не просто начальник –  Г. Ягода, а сам Ф.Э.Дзержинский.

Языков собрал, начиная с 1908 г., множество газетных и журнальных вырезок и  заметок, записей свидетелей, карт, схем еще до 1914 г., но ему помешала война и последовавшее за ней смутное время. На этот раз ему поверили, одним из официальных объяснений было желание материально обеспечить множество беспризорников, которых поддерживало ГПУ.

Эту сторону деятельности Языкова и его коллег под эгидой ГПУ мы внимательно рассмотрим во второй части нашего повествования.

В нашей стране уже практически с 1930-х годов укоренилась официальная версия этой истории. Она достаточно четко и коротко изложена в знаменитой книжке Л. Скрягина «По следам морских катастроф»  [ 5 ], правда с  некоторыми неточностями («деревянный паровой фрегат»).

Обложка книжки Л.Скрягина. Ниже текст книги, относящийся к «Черному Принцу»

О деятельности ЭПРОНа в 1930-е годы слагали легенды, за поднятые суда, так необходимые молодой Советской Республике давали ордена и почетные звания. Создавали художественные фильмы. Например, «Сокровище погибшего корабля» (1935 г.). Режиссер Владимир Браун. В главной роли Засл. артист Республики Николай Баталов. В эпизодах  одновременно более 12-ти водолазов в тяжелом снаряжении работают на грунте! На затонувшем корабле устанавливают флаг ЭПРОНа! Спасают товарища среди запутавшихся о преграды шлангов! Консультант фильма – К.А.Павловский, врач, специалист ЭПРОНа, один из создателей таблиц декомпрессии при подъеме водолазов на поверхность после длительного пребывания на глубине.

Кадры из х/ф «Сокровище погибшего корабля»:

 

В Ленинградском цирке в 1930-е гг. готовился к демонстрации водный аттракцион «Люди морского дна», посвященный «Красным водолазам» – эпроновцам!

В 1973 году отмечали 50-летие ЭПРОНа, который после 1942 года неоднократно преобразовывался в водолазно-спасательные службы разного наименования. В начале 1974 года Ростовская студия кинохроники выпустила очередной киножурнал «По Дону и Кубани» №2, посвященный 50-летию ЭПРОНа. По словам создателей короткометражного фильма (10 мин)  –  патриотов своего края,  ЭПРОН создавался для подъема в Цемесской бухте Новороссийска Черноморской эскадры, затопленной там в 1918 г., чтоб не достаться немцам.

В кадре – уже современные подводные пловцы с трехбаллонными аквалангами «Украина».

Кадр из д/ф «50 лет ЭПРОНу», 1974

Действительно, корабли затопленной эскадры ЭПРОН поднимал, но не в начале своего славного пути!

Более подробную и четкую картину становления ЭПРОНа дает Марина Юрьевна Сорокина в журнале «Природа» [ 6 ] в своем очерке «В поисках затонувших кораблей». Он содержит много интересных материалов и подробностей, но главный герой нашего поиска и исследования – Т.И. Бобрицкий упоминается мельком только однажды, хотя это ведущий теоретик и практик советского судоподъема, который работал и набирался опыта на Гороховецком судостроительном заводе (судоверфи)!.

Новые версии и предположения о судьбе сокровищ «Черного Принца» читайте во 2-й части     «Гороховецкие легенды. Золото Черного Принца. Глава 2. Новые обстоятельства старой истории» .

Ссылки

  1. .ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923–1931): архивные документы и материалы / Сост.: Н.А. Гоц, Р.А. Лазуткин, И.В. Талыпин, О.С. Сицко, Д.Ю. Хохлов, В.С. Христофоров (отв. сост.), А.П. Черепков (отв. сост.), А.И. Шишкин. М.: Граница, 2015. – 664 с.: ил. – 110 экз
  2. Тарле Е.В. Крымская война. Изд.АСТ, М., 2005. Т.I, гл. IX. Верховное командование и защитники Севастополя. Моряки и солдаты на вылазках. § 1. С.476
  3. Владимир Шигин. Загадки золотых конвоев Изд. «Вече», 2009, 384 с с илл.
  4. Зощенко М. М. Собр. соч. В 7-ми т., Том 6. Исторические повести. Чёрный принц., гл. 13. Работа ЭПРОНа
  5. Скрягин Л.Н. По следам морских катастроф. Изд.»Транспорт», М., 1965, 255 с.
  6. Сорокина М.Ю. В поисках затонувших кораблей. Природа, 2001, № 1, с.62-71.

Демин ВА