1. Шорины. Речник и «артист». 1907 – 1937

Донат Шорин

Года два назад в своих поисках каких-либо следов Доната Михайловича Шорина (старшего сына хозяина и управляющего Гороховецким судостроительным заводом М.И.Шорина) я наткнулся на воспоминания С.И. Гронской /1/.  Они были посвящены жене (вдове) поэта 1930-х годов Павла Васильева – Елене Вяловой. Судьба этой семьи в те годы сложилась трагично: Васильев был расстрелян в 1937г., а его жена Е.Вялова на долгие годы оказалась в лагерях ГУЛАГа и ссылке в Карагандинской области… Вышла оттуда она только в 1956 году.

Е. Вялова сразу оказалась, если не в центре внимания литературной богемы, то по крайне мере в кругу заинтересованных друзей, высоко ценивших и любивших её покойного мужа. В 1957 г. ей подарили маленькую «дамскую» записную адресную книжку, куда она стала заносить фамилии и старых знакомых, родственников,  и тех,  с кем познакомилась в ГУЛАГе.

На букве » Ш » у нее значился Шорин Донат Михайлович. Узнав об этом, я попытался найти связь женщины, десятилетия пропадавшей за колючей проволокой, и старшего сына Михаила Ивановича Шорина – Доната. На ум приходили варианты связанные с репрессиями того далекого 1937-го: Донат вел все
дела находившегося под следствием отца.

Е.Вялова и П.Васильев, середина 1930-х гг /2/


А позже от его внука (тоже Доната Михайловича и его матери Тамары Николаевны, невестки старшего Доната) узнал «историю 1937 года» самого Доната!

Донат и Надежда Шорины. 1937 г.

После окончания Горьковского индустриального института в 1937 г.  он женился на Надежде Кочерыгиной и по распределению попал в г. Тюмень. Доната назначили начальником цеха развертывавшегося и набиравшего силы Тюменского судостроительного завода (завод замечателен тем, что в годы Великой Отечественной Войны он был единственным предприятием, выпускавшим торпедные катера для ВМФ).

Тюменская судоверфь. 1930-е годы. Временная электростанция /3/

Вспоминает Тамара Николаевна Шорина (жена Михаила Донатовича, невестка Доната):

Доната Михайловича в Тюмени постигла участь отца. Заводят дело, по которому он, вначале, проходит как свидетель. Ему предъявили соучастие в каком-то теракте в Казани и пребывании там! Его спасло то, что при нем была библиотечная книга, на формуляре которой стояла тюменская дата, совпадавшая с датой казанских событий. Но его, Доната, тем не менее, вызывали каждый день к следователю. Следователь оказался нормальным человеком и большим любителем шахмат! Он понимал, что всё дело шито белыми нитками, и они с Донатом в кабинете подолгу  играли в шахматы. На этой почве и сдружились.

Происходит еще один теракт /или просто заявлено о таковом/, у Доната тоже есть документно подтвержденное алиби, что он к нему не причастен. И вот в ходе этого разбирательства следователь в один прекрасный вечер говорит: » – Слушай, Донат! Беги! Беги, потому что завтра тебя придут брать! Арестовывать!»

Молодые (Донат с Надеждой) жили у какого-то местного деда. Вечер…  У старика была подвода и тот (добрая душа) сам съездил на станцию, купил им билеты без плацкарты (без мест), вернулся, забрал их и посадил на ночной поезд до Москвы. Ночевали на багажной «4-й полке», прятались, опасаясь ж/д патрулей.

В Москве, делать нечего, Донат идет искать работу в наркомат судостроительной промышленности. И там, очередной раз повезло, встречает друга отца! Объясняет ему свое положение. И тот направляет его на работу в Речной Регистр..

Надо отметить, что в 1937 г. это была Верхне — Волжская инспекция Регистра СССР, и располагалась она в г.Горьком. В ней работали и гороховчане, в частности, С.С.Пылин, который  жил при инспекции в доме, который и сейчас называют «дом регистров».

«Дом регистров» в г. Горьком (нижнем Новгороде) в Пензенском переулке, дом 22 /4/

Донат помимо своих общений с тюменскими чекистами

Здание НКВД в Тюмени (не сохранилось) /3/

вёл дела своего отца, Михаила Ивановича, связанные с пенитенциарной системой СССР: переписка, посылки, телеграммы, прокуратура, приемные, работа с адвокатом… Может быть, где-то на этих перекрестках повстречал Елену Вялову и попал в её записную книжку?

Петр Иванович Шорин. Дань искусству

Другой непонятной для меня записью был рисунок моей матери Марии Михайловны Бутровой (Деминой) карты-плана гороховецкого Красного села начала 1930-х годов. В нем на левой стороне дороги на д.Выезд изображен большой дом, немного странной формы, Семена Ивановича Шорина, в котором он проживал с семьей и младшим братом Петром. Надпись на рисунке гласит:


«Шорины        Петр Иванович –  артист

             Семен Иванович – экономист»

Описывая их жизнь, она рассказала, что Семен работал на заводе старшего брата Михаила Ивановича, а младший Петр – был артистом! На мой вопрос, а где он играл, на какой сцене? Где-то в большом городе? Она слегка задумалась и ответила: «–Да нет! В нашем Гороховце!» И не смогла пояснить мне, что за театр мог быть в 20-е годы в городе.   » – Да, он был артистической натурой, не похож на остальных Шориных. Он так и не женился, а жил с семьей брата!»

Так это и оставалось загадкой для меня до недавнего времени, тем более, что я прочитал в книге Н.И.Андреева «Котельщики» /5,с.119/:  «Семен Иванович на заводе работал заведующим конторой, а Петр Иванович разметчиком». Речь идет о времени 1906 – 1908 гг.

Пока нам не удалось найти фотографии взрослых Семена Ивановича и Петра Ивановича Шориных /как всегда надеюсь на появление новых документов от посетителей сайта/. Здесь повторяю (из /6/)  фотографию маленьких ребят Шориных Миши, Петра и Семена), рядом с их тетушкой  Александрой Петровной, женой Михаила Александровича.

 

 

 

 

Александра Петровна, жена  Михаила Александровича Шорина с детьми брата мужа, Ивана Александровича Шорина – Мишей, Петей и Семеном / 6/

Я делаю это еще и по соображениям, связанным с оценкой их возраста. Разница в нём у них совсем невелика, практически это дети-погодки. Учитывая, что Михаил Иванович 1884 г.р., то младший, Пётр мог быть 1888-89 г.р. И работать разметчиком с 19 -20 лет.

Всё сложилось и разъяснилось совершенно неожиданно. Зав. отделом краеведческой библиографии МБУК «СКЦ им. П.П. Булыгина» (г. Гороховец) М.В.Роот любезно предоставила мне заметку из Гороховецкой газеты «Новая жизнь» за 11 июля 1991 г. / 7 /.  Автор – Валентин Александрович Юницкий, чьи воспоминания, я и раньше читал на сайте МБУК им. П.П.Булыгина и в приложении «Уездная Хроника». Но именно из этой заметки я узнал, что в Гороховце был самодеятельный театр.

Юницкий пишет: » Никакого /профессионального/ театра в Гороховце не было. Был клуб, в здании, где теперь /в 1991г./ находится телефонная станция. Часть здания занимала городская библиотека, собранная А.А. Балдуевым, а другую, большую часть, и занимал клуб».    Мне раскрылась и суть  деятельности Петра Ивановича Шорина.

Юницкий В.А. Отрывок из заметки» Неточность», газета «Новая Жизнь» 11.07.1991

Марина Владимировна Роот поделилась и другими материалами В.А.Юницкого, в частности его очерком, полностью так и не опубликованным. В нём Валентин Александрович более подробно описывает творческую жизнь Петра Ивановича Шорина:

«…вдохновителем всей сценической деятельности был исключительно эрудированный режиссер любитель Петр Иванович Шорин. На сцене клуба, который находился, где теперь находится телефонная станция, ставили серьезные пьесы Островского Н.А., Сухова-Кобылина, Мольера, Горького и др. Можно было удивляться, где они – артисты находили реквизит для таких постановок, требующих большого реквизита и декораций. Каждый день к вечеру, независимо от погоды, после работы можно было увидеть среднего роста человека с поднятым воротником, идущего с Красного села по направлению к Гороховецкому клубу. Это был Петр Иванович Шорин, шедший отдать дань искусству. Он был исключительно дисциплинированным человеком, поэтому и артисты-любители придерживались той же дисциплины на репетиции.»

Работая на заводе (можно представить, что разметчик тоже проявляет определенные творческие способности) с 6:00 до 16:00, всё остальное время суток Петр Иванович отдавал искусству! Учтём, что Юницкий вспоминает 1920-е годы. Но самодеятельные спектакли, причем на весьма высоком уровне, ставили и до революции.

Здесь мне хочется сказать добрые слова в адрес А.И.Анкудинова, чья книжка-путеводитель /8/ оказала неоценимую услуг. Многие моменты, связанные с историей Гороховца, полезные факты и внятное, доступное изложение позволили разом свести «концы с концами». Стало понятно расположение зданий вокруг Базарной площади, их принадлежность, изменения, которые они претерпевали за многие годы и не давали распознать в них характерные черты…

Вернемся к рассказу о Е.Вяловой. Её жизнь и судьба оказалась связана с Шориными во время её пребывания в Гороховце в 1913 – 1923 гг.   Елена Александровна Вялова родилась 4 мая (21апреля по старому стилю) 1909 г. в Пермской губернии в г.Осе в семье провизора (аптекаря) А.А.Вялова, выпускника Казанского университета.

В 1913 году, Александр Александрович, желая организовать и расширить своё собственное дело, переехал с семьей в г.Гороховец. По описанию С.И.Гронской, он приобрел кирпичный двухэтажный дом на площади в центре города, на первом этаже которого располагалась аптека, а на втором – семья. Это был дом Судоплатова /8/, первый каменный жилой дом в Гороховецком посаде, предположительно построенный в 1670-е годы Семеном Ершовым.

Дом Судоплатова (Ершова) по ул. Ленина, 9 (бывш.Благовещенская), в котором поселились Вяловы. На первом этаже размещалась аптека

Росли три дочери – Ольга, Лидия и младшая Елена. Девочки серьезно занимались музыкой. Гронская пишет:

Вечерами у Вяловых собиралось местное разночинное общество. Елизавета Ивановна садилась за фортепьяно. Готовились к спектаклям, проходившим в Народном доме, горячо обсуждали и репетировали отдельные сцены, продумывали к ним костюмы. Родители и дочери, включая маленькую Еленку, были заняты в пьесах, которые ставились на сцене Народного дома Гороховца. Костюмы привозили из Нижнего Новгорода, но нередко их шили и своими силами — Елизавета Ивановна/мать/ была отличным костюмером.

Здесь Гронская не совсем точна. В те годы в Гороховце не было Народного дома. /В начале 20-го века Народные Дома возводили, практически, только губернские города. Из малых городов, в которых были такие постройки, можно назвать селения далекой провинции – Забайкалья, Дальнего Востока, Камчатки, в которых центры округов были не крупнее уездных городов Центральной России или в уездных городах вблизи крупных производств /9/. Помешала и I Мировая Война/.

Например, в фабричном поселке Кувшиново Тверской губернии Народный дом открыла 1 сентября 1913 г. хозяйка крупнейшей дореволюционной бумажно-картонной фабрики Юлия Михайловна Кувшинова. /10/. /Кувшиново знаменито и тем, что там (в слившемся с ним селе Каменное) родился знаменитый автор «Толкового словаря русского языка»  С.И.Ожегов/.

Памятный бронзовый жетон с надписью  «Знание – воля, знание – свет, рабство без него. 1-го сентября 1913 г.  в память открытия Народного дома» в Кувшинове при ткацкой фабрике.

 С 1902 г. спектакли ставили в помещении Новых Торговых рядов (ул.Ленина, 12). Уже в советское время ( 1960 г.) здание Новых Торговых рядов было перестроено, появился 2-й этаж, а с 1961 года расположенный там Самодеятельный театр получил статус Народного!

Панорама Базарной площади. Справа налево: Благовещенский собор, Старые Торговые ряды (2-х эт.), Новые Торговые ряды (1эт., до перестройки).

Как пишет А.А.Тиц в своем знаменитом труде » По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)» уже о советском периоде самодеятельного театра в старом здании /11/:

«Тускло поблескивают металлические тяжелые шторы, прикрывая двери дореволюционной лавки, а рядом сверкает зеркальное стекло витрины, доверчиво показывая полные товаров прилавки. Под облупившимся значком страхового общества «Саламандра» висит пестрая реклама, зовущая гороховчан в клуб на вечер самодеятельности.»

А.М.Познякова в пору,  когда она блистала на столичной сцене

У Вяловых была хорошая библиотека, и Александр Александрович, поддерживая гороховецкую библиотечную традицию, давал горожанам читать книги на дом. Музыкальные спектакли организовывала А.М.Познякова, ко­торая в свое время была профессиональной оперной певицей, партнершей знаменитых Ф.И.Шаляпина и Л.В.Собинова. В тех же стенах ставились и драматические спектакли, их режиссером был Петр Иванович Шорин.

Вяловы и Шорины встречались не только на подмостках сцены. В 1917 г. Лена Вялова оказалась в одной школе с Донатом Шориным, где они вместе проучились около 6-ти лет. В 1923г. после смерти матери Елена с отцом уехали в г. Загорск, а старшие дочери разъехались устраивать собственную жизнь. Память Елены и Доната друг о друге и о Гороховце через много лет проявилась в виде записи в книжице Елены Александровны.

Интересно, что Донат Шорин учился в одной школе (и начинал в одном классе) с Валентином Юницким и Петром Бутровым (с Бутровыми жили по соседству). В выпускном классе девятилетки (стандарт среднего образования в РСФСР 1920-х годов) оказались и Юницкий и Бутров (сохранилась фотография выпуска). Но Донат закончил школу в 1927 г. и в документах об образовании значилось «10 классов» средней школы! По-видимому, это была заслуга его родителей М.И. и А.С. Шориных. В те годы платного обучения, возможно, они сочли нужным посерьезнее отнестись к образованию сына. Могла быть и иная причина повторного обучения в каком-либо классе…

Демин ВА

Ссылки

  1. Гронская С. И. «Здесь я рассадил свои тополя…» : Докум. повесть о Елене Вяловой и поэте Павле Васильеве. Письма. – М. : Изд-во «Флинта», 2005. – 334 с.: портр., ил.
  2. В. Антипина. Повседневная жизнь советских писателей/ http://booksonline.com.ua/view.php?book=122584&page=95  
  3. https://rayon72.ru/news/history/184119.html  / Сайт «rayon72.ru» Новости Тюменского района
  4. Пылина Н.С. Морской регистр СССР и Гороховецкая судоверфь.// Сайт Демина ВА «Миг короток – век долог»/ http://huntcatcher.ru/morskoj-registr-gorohovets/
  5. Андреев, Н.И. Котельщики: гороховецкие отходники.–3-е изд. испр.и доп./ Владимир: Транзит – ИКС, 2018. – 248 с.: ил 
  6. Михаил Александрович Шорин. Старший брат. 1858 — 1936./ http://huntcatcher.ru/mihail-aleksandrovich-shorin-1858-1936/
  7. Юницкий В.А. Неточность /газета «Новая Жизнь» от 11июля 1991 г., г.Гороховец.
  8. Прогулки по Гороховцу. Путеводитель. /А.И.Анкудинов и др.– М., Научный мир, 2016.-64с.: цв.ил., карта
  9. Забытые достижения России. Народные Дома, — 2014// https://www.charmingrussia.ru/2014/02/blog-post_10.html / Сайт «Очаровательная Россия»
  10. Картонный город.// https://olster28.livejournal.com/288577.html
  11. А. А. Тиц. По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец). Москва, «Искусство», 1969 г., с.100.