1928 г. Гороховец. Лето. Военные летчики. Аэродром

Красное село у Гороховца к лету 1928 года

В мае 1928 года семья Михаила Ивановича Шорина, бывшего хозяина и директора судостроительного завода, покинула Гороховец, захватив из дома в Красном селе (ныне Московская ул.,43) только книги и личные вещи. Основной багаж был отправлен в Москву заранее.

Михаил Петрович Бутров – главный бухгалтер этого же завода, уволенный новой властью в соответствии с законом 1924 г., как близкий родственник директора – М.И.Шорина, уже четвертый год работал в Балахне на строительстве новой ГРЭС и отсутствовал в родном доме. К 1932-му году, к моменту запуска станции, стал Героем труда (с местным красным удостоверением – гордостью того времени!)  В 1926 – 1928 гг. инженер и ученый  Владимир Григорьевич Шухов в Растяпино (нынешний Дзержинск) ставил огромные ажурные опоры через Оку от  этой самой Балахнинской ГРЭС.

Старший сын Бутровых Петр учился в текстильном техникуме в г. Вятке (будущем Кирове). Дочь Нина собралась замуж за Аркадия Васильевича Горева, который тоже был близок к Вятке.

Отец Аркадия – Василий Горев был знаменитым  в Красном селе и Гороховце охотником на лосей. Мальчишкой я видел на чердаке его дома множество лосиных рогов – трофеев браконьерской охоты, из-за которой он сидел в тюрьме и до революции и при советской власти. Но ничего поделать с этой страстью не мог. Умер Василий Горев летом 1961 г.

На фотографии июля 1928 г.: Леонид, Елена Григорьевна, Маруся Бутровы, Аркадий Горев, Сонечка и Нина Бутровы.

В руках у Лёни – голубь-красавец. Страсть к голубям в доме Бутровых сохранялась десятилетиями. Очень любили их и Аркадий Васильевич и Нина Михайловна, даже будучи директором школы. Голубятня была на чердаке дома.

Летчики. Военный аэродром

К 1928 г.  по предложению Ворошилова и Приказу Наркомата Обороны от 7 ноября 1927 г. стали восстанавливать знаменитые еще в старое время Гороховецкие лагеря. В нашем доме с «рекогносцировкой» побывал и кто-то из высших командиров Красной Армии. Мама рассказывала о нем невестке, моей молодой жене, когда они сидели дома с нашими маленькими детьми. Память не сохранила точные данные об этом постояльце!  (Это мог быть и Иван Яковлевич Алкснис,  командарм 2-го ранга, с 1931 – командующий ВВС и кто-то из руководства РККА).

На окраине Гороховца, со стороны Нижнего Новгорода, развернули военный аэродром.

Учебные полеты и тренировки были связаны с создаваемыми военными лагерями близ д. Мулино, за Клязьмой. Интересно, что в то время лагеря (Мулинские, а позже и Золинские) относились к Гороховецкому району и лишь в 1944 г. были переданы в Горьковскую область.

Время было нелегкое, большой дом Бутровых на Нижегородской (ныне по ул. Московской, 54) был на учете в сельсовете, и его свободные комнаты не раз отдавались на постой или для размещения сельсоветовских служб. Небольшая плата с постояльцев помогала Елене Григорьевне содержать большое семейство. Михаил Петрович выбирался из Балахны, дай Бог, раз в месяц, привозил заработок и продукты.

Самолеты (точно) 1928 года /Аэродром под Севастополем. Другие изображения аэропланов, оказавшиеся в распоряжении автора вызывают определенные сомнения/

Летом 1928 года в доме поселились военные летчики. Их аэродром располагался недалеко, между первым и вторым мостами в сторону Клязьмы. На современных картах упоминается только озеро Вторые мосты… А я еще помню сами мосты в 1950-е годы. Деревянные, с настилами из толстых досок, прибитых огромными кованными четырехгранными гвоздями к бревнам-лагам. Доски бывали протерты шинами редких автомашин почти до бревен, и полированные круглые шляпки-грибки гвоздей торчали над ними. Шляпки были диаметром с нынешний рубль, но все равно вызывали подозрение «– А не пробьют ли шины?!».

Маруся Бутрова сохранила в памяти расположение аэродрома, куда они с ребятами регулярно бегали летом 1928 г, а взрослые из Красного села многие десятилетия прогуливались по пустынному вечернему шоссе до Вторых мостов. Эти прогулки закончились в 1961 году, когда автомагистраль Москва-Пекин превратилась в обновленное шоссе Москва-Горький. А с 16 декабря 1960 г. Красное село влилось в Гороховец и стало частью города…

Рисунок мостов и аэродрома 1928 года. /М.М. Бутрова (Демина),  2004-го год/

А так выглядел Второй мост в начале ХХ века, перед Первой Мировой войной

Второй мост. Вид при въезде со стороны Нижнего Новгорода

Чтобы лучше представить где это находилось бы сейчас, автор наложил, слегка изменив пропорции элементы рисунка, на современную карту:

Сохранились фотографии и теплые воспоминания о постояльцах. Жена одного из летчиков – Капитолина (Капа, как её все называли) для меня с детства олицетворяла некую кинозвезду 20-х …30-х годов.

Охотник и постояльцы

Петру Бутрову исполнилось 18 лет, он обладал удивительной способностью (Божьим даром!) стрельбы влёт из дробового ружья. Когда приблизилось моё 14-летие, дядя Аркаша учил меня стрельбе именно из дяди Петиного «Зауэра» 12 калибра. Сам Аркадий Васильевич был отличный стрелок. (В процессе учебы мы защищали подросших цыплят у д. Омлево от нападения ворон).

Сохранились фотографии 1928 г.  молодого охотника – Петра!

На одной из них он «торгуется» с Капой  из-за утки.

Муж Капитолины решил сходить на охоту с Петей Бутровым. Подкрались… Утки в Омлевской старице тихо плавали среди кочек тростника. Шепот: «- Петя! Стреляй! Чего ж не стреляешь?!»  «-По сидячей – грех!» и хлопнул в ладоши. Утки взлетели!   Выстрел!   С добычей…

Как я уже писал, перед тем как летчики поселились у Бутровых, еще весной, заезжал и некоторое время жил в нашем доме один из красных полководцев, но женщины плохо сохранили в памяти его имя. Он руководил развертыванием летнего Гороховецкого аэродрома и именно он позаботился о летчиках!

В своих воспоминаниях В.А. Юницкий говорил, что в Гороховце где-то в 1926…1928 г.г. размещались «кукурузники» – самолеты У-2. Это не совсем так.  У-2 совершил свой первый испытательный полет 7 января 1928 г. и еще не был запущен в серию. К 1929 году в СССР было более 1200 самолетов разных модификаций, 2/3 из которых – легкие бомбардировщики. Но стратегия и тактика еще не сформировались, шли теоретические наработки авиационных специалистов, а летчики набирались летного опыта!

Наиболее массовым советским самолетом того времени целое десятилетие (с 1925 по 1935 г.) был самолет-разведчик Р-1. Первый советский самолет того же конструктора Поликарпова, фактически прототип «кукурузника»! Наиболее вероятно, что на Гороховецком аэродроме были именно эти машины. И летали на них именно военные, а не гражданские пилоты. Недаром, посмотрев на тревожную военную жизнь, на переживания Капы, юная Маруся сказала матери – Елене Григорьевне, что никогда не выйдет замуж за военного! /Так она и поступила через 9 лет. Но ее молодого мужа, будущего инженера призвали служить по Сталинскому призыву в артиллерийскую академию, и женой военного она все-таки стала!/

Биплан Р-1

В памяти Маруси /Марии Михайловны Бутровой (Деминой)/ внешний вид самолетов тоже соответствовал «кукурузникам». Помимо Р-1, в военно-воздушных частях РККА использовались двухместные старые учебные аэропланы У-1 («Учебный-1»), которые были довольно капризными, «строгими» в управлении машинами, не прощавшими даже небольшие ошибки и неточности в управлении.

Летним днем 1928 г. на Нижегородской улице возник переполох.

» – Авария ! Упал! Упал!  Самолет горит!»

Капа с Марусей и соседскими ребятишками и взрослыми бросились к аэродрому. До первого моста бежать недалеко, за ним поле аэродрома и колючая ограда. Дым у далекого стога, часовые никого не пускают! Детей отогнали и завернули домой.

 

 

 

Авария самолета У-1. 1920-е годы

 

 

Позже пришла слегка успокоившаяся Капа. Не муж! Но кто-то из сослуживцев (и, кажется, курсант)… Погибли!

Жильцам старого дома лето запомнилось утками и аварией самолета.

Демин ВА