Что можно — нужно сохранить

 

12.01.1971 – 11.02.2020

11 февраля после тяжелой и продолжительной болезни скончалась А.А. Шашкина – известный в г. Гороховце и за его пределами человек, сотрудник Дома Народного творчества, в недавнем прошлом – специалист отдела архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района, преподаватель местного колледжа. Много лет темой ее научных интересов являлась история старообрядчества, старообрядцы деревни Выезд и всего родного края, деревянная архитектура их жилищ. Память об Анжеле Анатольевне сохранится в сердцах тех, кто ее знал, в ее работах, в делах её учеников.

Анжела Шашкина (по материалам публикации в Приложении  «Уездная хроника»  к газете «Новая Жизнь» 27 (10964) от 3 июня 2016 г.)

В Библии сказано: «есть время разбра­сывать камни, и есть собирать их». Сегодня эта фраза используется достаточно часто, по поводу и без него. За прошедшие годы XX столетия наша страна пережила целую чере­ду серьезных потрясений, результатом кото­рых явилась трагедия целых поколений, вы­ращенных без знания собственной истории и своих истоков. Ведь история каждого народа начинается с малого, с познания истории своей семьи, воспитания уважения к своим предкам. Мы же на долгие годы в большин­стве своем прервали эту связь, и вот теперь по крупицам вынуждены «собирать камни» знания о себе самих. О том мире, который окружает нас, как окружал он и наших пред­ков, 100, 200, 1000 лет назад.

Деревня Выезд Гороховецкого уезда в конце XIX века яв­ляла собой один из центров старообряд­чества 8 уезде и Вла­димирской губернии, была многочисленна и населена преиму­щественно старооб­рядцами-беспопов­цами Поморского согласия преемлющего брак. Община старообрядцев, хра­нившая традиции дораскольной Руси, со­хранялась в деревне на протяжении практиче­ски всего XX века, не­смотря на гонения , репрессии и запреты то усили­вающиеся, то ослабе­вающие в советский период. И только с ухо­дом  из жизни представителей старшего поколения традиционный быт и уклад многих семей существенно изме­нился. Этому способ­ствовало и массовое переселение сельских жителей в Выезд из Горьковской (ныне Нижегородской) об­ласти в 60-80 гг. XX века. На сегодняш­ний день в деревне осталось лишь не­большое количество пожилых жителей, придерживающихся канонов старой веры. В конце ХIХ нач. ХХ веков, благодаря развитию отходничества. востребованности и оборотистости боль­шей части мужского населения, деревня Выезд процветала, о чем и сейчас свиде­тельствуют сохранив­шиеся в первоздан­ном виде отдельные дома старожилов.

В ноябре 1913 года в деревне была откры­та школа и молельный дом, построенные на средства общины и семьи Шориных. К со­жалению, эти здания не сохранились до на­ших дней.

Молельный дом был уничтожен во времена хрущевских гонений на религию, а здание школы по рассказам старожи­лов, сгорело прибли­зительно в 50-е годы прошлого века.

Жилой дом в д.Выезд, где отправлялись старообрядческие службы после закрытия молельного дома

До наших дней сохранилось одно из немногих культовых сооружений, напо­минающих о том, что некогда в Выезде су­ществовала многочис­ленная старообряд­ческая община.

Дом настоятеля (не сохранился).

Это небольшая часовня (скорее даже часо­венка), построенная, вероятно, в период кон. XIX — нач. XX вв. Местные   жители   называли данное сооружение «ча­совня», «часовен­ка», «столбик». По воспоминаниям старожилов, в частности Генна­дия Борисовича Богданова, про­живающего ныне в г. Асбест Сверд­ловской области, некогда часовенка была украшена навершием, главкой с крестом, а в ее нишах помещались иконы. Еще в 1950-60-х годах иконы в нишах стояли, имелось остекление и вероятно, горела лампадка.

Старообрядческая часовенка (столбик) в д. Выезд

Из истори­ческих источ­ников следует, что подобные старообряд­ческие церк­ви-часовни по­явились после окончания  активных гонений в отно­шении старообрядцев со стороны правитель­ства и официальной церкви в конце XVIII — начале XIX вв. В ча­совню как в церковь по надлежащим слу­чаям люди собирались на общую молитву. Ча­совни либо отмечали (осеняли) какие-то па­мятные места, либо стави­лись на ме­стах погребе­ния (осеняя их).

Как от­мечает ис­следователь вопроса о традициях устройства  часовен, М.Н. Трифонова: «Среди памятников самобытной архитек­туры выделяются раз­нообразием типов часовнинебольшие деревенские культо­вые сооружения. Эти небольшие архитек­турные сооружения на косогорах и в лесах, на кладбищах и в ро­щах, на полях и на лу­гах, в центре деревни и у самой кромки воды зачастую незаслу­женно забытыекак в народе, так и в ученой среде. Лишь подлин­ные ценители народ­ного искусства умели разглядеть в них уди­вительную гармонию с природой и челове­ком».

Исследователь жизни и творчества И.Э. Грабаря, О.И. Подобедова, писала: «для него, как для ис­тинного художника и ценителя, какаяни­будь всеми забытая часовня на далеком северном        погосте была таким же произ­ведением искусства, как и про­славленные дворцы и палаццо Италии и Фран­ции».

В облике деревни ча­совни ино­гда являлись единственной архитектурной доминантой. Часов­ня при въезде в де­ревню — ее ворота, в центре на возвы­шенности — ее венец, за околицей — про­щальный взмах руки. Она олицетворяет окружающее  пространство образом величественным или смиренным, суровым или доверительным, жизнерадостным или печальным, но всег­да цельным, ясным и правдивым.

На Севере в По­морье возникает тип собственно старо­обрядческой церкви без алтаря — часовни-церкви. Они предна­значены для соборно­го моления — общей молитвы. Эта тема становится особенно актуальной в условиях отказа от священства старообрядцами-бес­поповцами.

С момента ос­лабления  гонений во второй половине XVIII в. в городах и сё­лах — крупных центрах старообрядчества (беспоповских согла­сий) стали строиться соборные моленные и соборные часовни. В конце XIX в. тип не­большой монообъём­ной соборной часовни как приходской едини­цы  распространился  повсеместно в России и Прибалтике. Часов­ня в дореволюционной деревне — второй (по­сле церкви) или един­ственный религиоз­ный и общественный центр, место свер­шения религиозных обрядов, торговых и других сделок, прове­дения праздников и гу­ляний. Часовня могла играть двойную роль: как молитвенный дом и как памятник в честь конкретного   события или лица.

Подобная часовенка находи­лась и в д. Куприяново недалеко от Выезда

Часовни-памят­ники занимали про­межуточную позицию между «официальны­ми» и «неофициаль­ными» святынями. Бу­дучи установленными в населённых пунктах, не имеющих храма, они  служили   местом для проведения обрядов, связан­ных с освящени­ем воды, рядом с ними проходили крестные ходы, обряды отпева­ния, читались поминальные мо­литвы.

На сегодняш­ний день этот уникальный па­мятник в д.Выезд нуждается в охра­не и защите, как и многие другие.

Задача каждого из нас сохранить культурное наследие предков для потомков. Жаль, что некоторые из нас не осознают этого, что еще можно — нужно спасти!                                                                                 Фото автора