Еще одно фото баржи «Марфа Посадница»(?)

Из фотографий гороховецких барж-гигантов известна одна ­– фото нефтеналивной баржи «Марфа Посадница» из Гороховецкого историко-архитектурного музея. Ее демонстрировал в своих книгах Н.И.Андреев, она фигурировала и в документальном фильме «Последний герой русского ренессанса» о В.Г. Шухове, и на страницах нашего сайта. Размеры гиганта, не уместившегося на фотографии, поражали воображение «свежих» людей, естественна теплая изумленная реакция Т.П.Виноградовой, проф.каф. ЮНЕСКО Нижегородского Гос. Архитектурно-Строительного Ун-та, при рассмотрении этой фотографии вместе с Н.И. Андреевым в названном выше д/ф.

Апрель 1907 г. Нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» спущена на воду. Фото предоставлено А.И.Анкудиновым, историко-архитектурный музей г. Гороховца /при подготовке заметки качество изображения существенно повышено автором /.

Все мы жалели о единичности такого изображения. Но совсем недавно, готовя очерк о волжских нефтеналивных гигантах, я просматривал множество накопленных за последние годы фотографий старого Гороховца и его окрестностей (в основном из Интернета, некоторые с аукционных торгов, иные из личных архивов).

Попалась и, многократно повторяемая в разных изданиях и с разным качеством, фотография «Гороховец. Вид на гороховецкий котельно-судостроительный завод» /см. ДОПОЛНЕНИЕ 1/, на которой изображена некая баржа, причаленная к затопленным весенним половодьем заводским постройкам. Во всех экспозициях изображение заметно выцвело и стало немного расплывчатым.

Вид на Гороховецкий котельно-судостроительный завод

В который раз пробегая глазами это фото, я вдруг почувствовал какое-то несоответствие восприятия с сутью изображенного. Приглядевшись, стало понятно, в чем дело. Солнечные блики на корпусе (на носу) баржи «раздваивают», делают слегка слоёной и выпуклой вперед носовую часть. На белой полосе носа (над ней еще не покрашен «информационный щиток», на котором располагают имя и номер судна) блик нарисовал небольшой расплывчатый «носик», исказив реальные размеры: сузив и принизив его. Но фигурки людей относительно всего объекта весьма малы!

 Используя ортонормирование снимков (соотнесение размеров частей крупного объекта – судна с предметами, а также с живыми персонажами снимков, находящимися в одной плоскости (перпендикулярной оси объектива) и являющимися «единичной нормой исследуемой системы»), можно довольно просто рассчитать действительные размеры судна.

Применение современных графических редакторов,  выделение малозаметных деталей и устранение бликов, позволили увидеть существенные различия между обработанным и исходным изображениями.

Вид на Гороховецкий котельно-судостроительный завод /после современной обработки/

Сравнение размеров фрагментов корпуса баржи с фигурами людей (их ростом) на пристани позволила оценить размер судна. Ширина корпуса изображенного судна не менее 21м. А это типичные размеры баржи-гиганта водоизмещением более 500 000 пудов! /см. ДОПОЛНЕНИЕ 2/.

Рассматривая две фотографии, теперь уже близкого качества (недостроенной «Марфы Посадницы» и этой, неизвестной баржи), вдруг начинаешь находить сходные черты, как в самих суднах, так и в окружающих предметах!

Это и постройки, к которым пришвартованы баржи, и уровень воды на стенах полузатопленных помещений, и постройки на заднем плане. Еще удивительнее, что на обеих баржах с носа спущены два троса (бечевы) к лодкам. Установлены 2 рабочие тали (ручные мини-краны). Сами носовые части барж имеют одинаковую окраску и одинаковый непрокрас верхнего щита под название (он еще «ржавый», но со временем станет белоснежным с крупными черными буквами имени!

И это имя скорее всего будет именно «Марфа Посадница» !

По нашему мнению две эти фотографии сделаны в одно время, возможно одним фотографом. «Марфу Посадницу» – такую огромную баржу поспешили вывести из Клязьмы в Оку и далее на Волгу, чтобы не оказаться на весенне-летних мелях нашей небольшой реки.  Баржу увели, а фотограф, по-видимому, так и остался в Гороховце!

Ниже мы приводим фрагменты фотографий для сравнения их деталей:

Корма «Марфы Посадницы», выделены (сверху вниз) две тали, застекленный этаж производственного здания (возможно, это плаз – помещение для разбивки чертежей и изготовления шаблонов;   лесопилка выше по течению, ближе к городу, она с распашными воротами), два троса-бечевы (заметно, что их угол наклона к воде не совпадает с углами наклона ребер крыши), утопленная в воде стенка сарая.

Нос изучаемой баржи (сверху вниз, слева направо): две тали на палубе, две бечевы спущены за борт, затоплена стенка сарая. Застекленный этаж производственного здания в этом ракурсе далеко справа.

Памятуя, что на заводе И.А.Шорина было построено 5 гигантских барж типа «Марфа Посадница» – четыре для Д.В.Сироткина и для возглавляемого им Общества «Волга», и одна для Т-ва Бр.Нобель, можно пытаться найти их и на других случайных фотографиях того времени. У меня дополнительно возникли сомнения, а не «Боярыня ли это Морозова» (?!), 1908г. выпуска. Но видимо, эти тревоги напрасны, так как в 1908 г. было катастрофическое наводнение с разовым проходом масс льда в половодье и строительство «Боярыни Морозовой» завершали далеко от стенки пристани, на открытой воде. Уровень воды тогда (8,5 м над ординаром!), наверняка накрывал ближние к кромке берега постройки, что не наблюдается на рассматриваемых фото.

Отметка наводнения 1908 года на знаменитом гороховецком дереве. 8,5 м! / Фрагмент фотографии из личного архива Г.Гариной/

Дополнительную поддержку сказанному дает и странный, не вполне понятный замысел фотографа или заказчика. На обоих фото изображение самой баржи с той или иной стороны обрезано(!), это тоже «сближает» два снимка.

В завершение приведу ПОЛНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ рассматриваемой баржи, дополненное недостающей левой половиной – правым бортом судна, полученное методом компьютерной графики.

Гигантская нефтеналивная баржа (более 8200 т = 500 000 пудов) у стенки гороховецкого  судостроительного завода И.А.Шорина. Предположительно – «Марфа Посадница». 1907 г.

Еще одно известное, очень удачное фото содержит помимо шаланд для землечерпалок крупную баржу на заднем плане.  Благодаря Марине Владимировне Роот, приславшей мне ссылку из книги » Фотограф родом из Мстёры / В. В. Борисов, Г. Г. Мозгова. — Владимир : [Транзит-ИКС], 2007. — 130, [1] с., [16] л. фотографий : ил., портр.; 21 см. — (Зрительная память истории)«, я могу гораздо точнее и подробнее описать это изображение:

Гороховец. Шаланды для землечерпалок, построенные заводом И.А. Шорина по заказу Новороссийского порта. На переднем плане мастер С.С. Пылин. Фот. И.И. Щадрин. 1913. Фотография из архива Н.И.Андреева / Качество улучшено компьютерной обработкой автором настоящей статьи/

Но у этой баржи, стоящей позади шаланд, все-таки не гигантские размеры и время снимка не ранневесеннее.

Для сравнения, приведу напоследок изображение четвертой по счету гигантской баржи на Волге – фотографию «Ольги Премудрой» (8200т, 1909г., Мордовщиковская верфь).

Речная нефтеналивная баржа «Ольга Премудрая», для достройки корпус спущен на воду в 1908г., сдана заказчику в 1909 (Мордовщиковская судоверфь). /Снимок из архива автора, подробности – в следующем очерке о волжских баржах-гигантах. На некоторых качественных фотографиях подобных барж можно рассмотреть мельчайшие детали такелажа и судовых приборов/

На ней уже покрашен верхний носовой палубный щиток для надписей, в носовые клюзы установлены якоря, 2 лебедки в рабочем положении и установлена одна из трех мачт. (К моменту съемки эта баржа строилась уже второй год…).

Хочу особо отметить, что данная публикация посвящена рассмотрению конкретной фотографии «Вид на Гороховецкий котельно-судостроительный завод», на котором изображена именно гигантская баржа серии (типа) «Марфы Посадницы». В том, что это именно такой гигант, у меня сомнений нет! Все остальные изображения обеспечивают техническую поддержку в проведенной работе (в основном это оценка размеров судов)!

Демин ВА

ДОПОЛНЕНИЯ

  1. . Ссылки на фото «Вид на Гороховецкий котельно-судостроительный завод»
  1. Гороховец./ Блог хумус/ https://humus.livejournal.com/5436407.htm  /один из лучших сайтов с качественными фото
  2. Судостроительный завод на родине Штирлица /Сайт «Корабел» / https://www.korabel.ru/news/comments/sudostroitelnyy_zavod_na_rodine_shtirlica.html   Репост: / Сайт «Ярополч»/ https://ярополч.рф/sudostroitelnyiy-zavod-na-rodine-shtirlitsa
  3. PICRYL /The river Klyazma. Gorokhovets Boiler and Shipbuilding Plant./ https://picryl.com/media/the-river-klyazma-gorokhovets-boiler-and-shipbuilding-plant-5b6b42 PICRYL — крупнейший в мире источник общественного достояния Коллекции Общественного Достояния. PICRYL-это крупнейшая поисковая система для общедоступных изображений, документов, музыки и видео.
  4. Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий «Традиционные Маски и Фигуры мира»/Газета «Искры» / приведена краткая историческая справка «Гороховец»/  https://mif-mira.ru/fotogalereya/album/starye-foto-g-gorohovec
  5. Фотостарина / http://fotostarina.ru/gorohovetskiy-rayon/?a=page&p=gorohovetskiy-rayon&page=2
  1. Описание приемов нормирования фотографий в наших предыдущих публикациях:

2.1. «5.Марфа-посадница. Неизвестные подробности известной фотографии»  https://huntcatcher.ru/5-marfa-posadnitsa-neizvestnye-podrobnosti-izvestnoj-fotografii/

2.2.   Плавучая баржа-больница. Гороховец-Астрахань.1913г. ПОСЛЕСЛОВИЕ

  1. Сравнение размеров фрагментов корпуса баржи с фигурами людей на пристани

Ортонормирование по 1-му варианту (красные цифры «1»,  выбрана правая половина носа судна непосредственно выступающая в сторону объектива и фигура человека – ближняя к фотографу) дало оценку полной ширины корпуса баржи 21м. Работа по второму варианту предполагала сечение корпуса несколько удаленной от носа вертикальной плоскостью (в области трапа), оценка нахождения в этой плоскости людей (фигура человека ближайшего к борту, все-таки дальше плоскости, она оказывается ниже, меньше и дает завышенный результат искомой ширины судна – около 25м).

Но в любом случае – это типичные размеры баржи-гиганта! У «Марфы Посадницы» ширина около 21,5 м. /приведен один из рабочих рисунков/