Галерея первых судов Окской судоверфи. Легендарные баржи приокского гиганта

Настоящая галерея создана на основе фотографий из Альбома бывшего управляющего Мордовщиковской судоверфью (с 01.06.1910 по март 1918 гг.) Сергея Николаевича Ильина и материалов выступления на VI-й («шоринской») конференции «Дела людей – величие России» 23ноября 2021г. (г.Гороховец) Анны Григорьевны Терешкиной – заведующей историко-краеведческим музеем городского округа Навашинский, на территории которого  расположено «ОАО Окская судоверфь»(бывший судостроительный завод «Ока», ранее –Мордовщиковская судоверфь) – одно из старейших судостроительных предприятий России. (г. Навашино, Нижегородская область).

В своем докладе «Окская судоверфь. От кустарной артели до современного  предприятия» Анна Григорьевна /на снимке справа/ рассказала об истории фотографий, которые легли в основу настоящей Галереи. Альбом был создан заведующим Мордовщиковской судоверфью С.Н.Ильиным в последнее предреволюционное десятилетие, в период максимального расцвета Российской экономики. Удивляет скорость развертывания нового производства, грандиозность строительства новых судов /об этом мы рассказывали во 2-й части очерка о волжских баржах-гигантах: Волжские наливные баржи-гиганты. Расцвет и закат. Ч.2 /. Стоит отметить качество самих снимков и пунктуальность Сергея Николаевича, тщательно фиксировавшего основные технические характеристики судов. А.Г.Терёшкина в своем выступлении обратила на это внимание участников конференции:

«Ильин отличался особой пунктуальностью: свои личные заметки и записи тщательно сберегал, и значительная их часть сохранилась до наших дней. В фонде музея, фотоальбом и материалы по истории завода, созданные по записям Ильина.

Альбом подарен заводу по случаю 50-летия предприятия сыном С.Н.Ильина, Александром.»

В настоящей Галерее представлены обработанные, с использованием графических редакторов, изображения, размещенные на страницах альбома. Каждое фото снабжено подписью, цитируемой из Альбома, и имеет интерактивную ссылку , при нажатии на которую левой кнопкой мыши, представляется возможность увидеть исходный, оригинальный материал – лист с фотографией и факсимильными подписями, выполненными С.Н.Ильиным.

Фотоэкспонаты расположены, как и в Альбоме, в хронологическом порядке с 1907 по 1911 гг. С оглядкой на предыдущую публикацию «Волжские наливные баржи-гиганты», нас особенно интересовали подобные суда. В качестве приложения к настоящей Галерее приводится список тех же барж («баржей», как говорили в годы их создания) в порядке убывания их размеров и емкости.

 «Ольга премудрая» Т-ва Бр.Нобель 1907/1908. Емкость 500000 пуд. Ширина 72Ꞌ4″ (72 фута 4 дюйма). Длина 526Ꞌ0″. Высота бортов 10Ꞌ6″. Осадка 16 четв.(16 четвертей)

С 1899 года один пуд равен 16,3804964 кг ≈16,4 кг

1 фут = 0,3048 м ≈ 0,305 м; 1 дюйм = 25,4 мм= 0,0254м; 1 четверть = 177,8 мм =  0,1778м ≈ 0,18м

«Правительница София» Т-ва Бр.Нобель 1908/1909. Емкость 400 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 10Ꞌ6″. Осадка 16 четв.

«Ксения Годунова» Т-ва Бр.Нобель 1908/1909. Емкость 400 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 10Ꞌ6″. Осадка 16 четв.

«Анна Кашинская» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910. Емкость 450 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 11Ꞌ6″. Осадка 18 четв.

«Царица Ирина» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910. Емкость 400 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 10Ꞌ6″. Осадка 16 четв.

«Императрица Елизавета» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910г. Емкость 630000 пуд. Ширина 72Ꞌ4″. Длина 626 526Ꞌ0″. Высота бортов 12Ꞌ6″. Осадка 20 четв.

«Инокиня Марфа» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910г. Емкость 630000 пуд. Ширина 72Ꞌ4″. Длина 526Ꞌ0″. Высота бортов 12Ꞌ6″. Осадка 20 четв.

«Юлиания Тверская» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910. Емкость 450 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 11Ꞌ6″. Осадка 18 четв.

«Юлиания Тверская» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910. Емкость 450 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 11Ꞌ6″. Осадка 18 четв.

«Анна Кашинская»и «Юлиания Тверская» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910. Емкость 450 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 478Ꞌ0″. Высота бортов 11Ꞌ6″. Осадка 18 четв.

Интересно, что баржа «Юлиания Тверская» среди различных публикаций о волжских баржах, упоминается только раз в Альбоме «30 лет Т-ва Бр. Нобель» в контексте с выпуском баржи «Анна Кашинская», о которой достаточно упоминаний в различных источниках. А в альбоме С.Н. Ильина «Юлиании» посвящено несколько фотографий! В том числе и редкий снимок, где буксир тянет две баржи лагом (т.е. «борт о борт»), а не в кильватере (т.е. одна за одной) и это как раз «Анна Кашинская» и «Юлиания Тверская».

«Тэта»  Ова Ока 1910. Емкость 77 000 пуд. Ширина 48Ꞌ0″. Длина 254Ꞌ0″. Высота бортов 5Ꞌ7″. Осадка 8 четв.

«Бузиха» Торгового Дома «Бузин 1910/1911. Емкость 400 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 468Ꞌ0″. Высота бортов 10Ꞌ6». Осадка 16 четв.

«Баба Яга» Ова Океан 1910/1911. Емкость 400 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 468Ꞌ0″.

«Ладья» О-ва «Волга» 1910/1911. Емкость 400 000 пуд. Ширина 65Ꞌ4″. Длина 468Ꞌ0″. Высота бортов 10Ꞌ6″. Осадка 16 четв.

«Рюрик» Т-ва Бр.Нобель 1910/1911. Емкость 165 000 пуд. Ширина 52Ꞌ0″. Длина 330Ꞌ0″. Высота бортов 12Ꞌ6″.

«Аскольд» Т-ва Бр.Нобель 1910/1911. Емкость 165 000 пуд. Ширина 52Ꞌ0″. Длина 330Ꞌ0″. Высота бортов 12Ꞌ6″.

«Дир» Т-ва Бр.Нобель 1910/1911. Емкость 165 000 пуд. Ширина 52Ꞌ0″. Длина 330Ꞌ0″. Высота бортов 12Ꞌ6″.

Интересно, что три однотипные, далеко не самые крупные баржи Товарищества Братьев Нобель, названы именами древнерусских вождей, связанных между собой местом и временем (примерно 866 – 870-е гг.): Дир и Аскольд были боярами новгородского князя Рюрика. Последний послал их воевать Царьград, но они «застряли» в Киеве. Об это упоминается в летописи «Повесть временных лет» (создана в Киеве в 1110-х гг.).

«Керженец» О-ва Кавказ и Меркурий 1911г. Емкость 80 000 пуд. Ширина 36Ꞌ6″. Длина 240Ꞌ. Высота бортов 12Ꞌ6″.

«Ветлуга» О-ва Кавказ и Меркурий 1911г. Емкость 80 000 пуд. Ширина 36Ꞌ6″. Длина 240Ꞌ. Высота бортов 12Ꞌ6″.

Как сказала в заключение своего выступления А.Г.Терешкина:

» Все эти Фотографии подлинные! Еще раз повторю, альбом создан самим управляющим судоверфи Сергеем Николаевичем Ильиным.»

Во второй части доклада Анна Григорьевна рассказала о послереволюционном развитии верфи (путь предприятия от становления Мордовщиковской верфи до нынешнего ОАО «Окская судоверфь»). Этот материал приведен нами на отдельной странице сайта (см. здесь  ), он дополнен современными фотографиями как с сайта самого предприятия «Окская судоверфь», так и из открытых источников интернета.

Приложение

Перечень барж в порядке убывания их тоннажа

«Императрица Елизавета» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910г. Емкость 630000 пуд  10 320т

«Инокиня Марфа» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910г.             Емкость 630000 пуд  10 320т

«Ольга премудрая» Т-ва Бр.Нобель 1907/1908.             Емкость 500000 пуд    8190т

«Анна Кашинская» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910.             Емкость 450 000 пуд    7370т

«Юлиания Тверская» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910.          Емкость 450 000 пуд    7370т

«Правительница София» Т-ва Бр.Нобель 1908/1909.     Емкость 400 000 пуд    6550т

«Ксения Годунова» Т-ва Бр.Нобель 1908/1909.             Емкость 400 000 пуд    6550т

«Царица Ирина» Т-ва Бр.Нобель 1909/1910.                 Емкость 400 000 пуд    6550т

«Бузиха» Торгового Дома «Бузин 1910/1911.                 Емкость 400 000 пуд   6550т

«Баба Яга» Ова Океан 1910/1911.                                Емкость 400 000 пуд     6550т

«Ладья» О-ва «Волга» 1910/1911.                                 Емкость 400 000 пуд     6550т

«Рюрик» Т-ва Бр.Нобель 1910/1911.                             Емкость 165 000 пуд    2700т

«Аскольд» Т-ва Бр.Нобель 1910/1911.                          Емкость 165 000 пуд     2700т

«Дир» Т-ва Бр.Нобель 1910/1911.                                 Емкость 165 000 пуд     2700т

«Керженец» О-ва Кавказ и Меркурий 1911г.                 Емкость   80 000 пуд     1310т

«Ветлуга» О-ва Кавказ и Меркурий 1911г.                    Емкость   80 000 пуд     1310т

«Тэта»  Ова Ока 1910.                                                  Емкость   77 000 пуд     1260т

Список использованной литературы

  1. 30 лет деятельности Товарищества нефтяного производства братьев Нобель 1879-1909. — Санкт-Петербург, [1914]. — [2], 332 с., 47 л. ил., карт. : ил.; 30-32.
  2. Ильин В.А. Корабелы былинного края: Очерки о Навашинском судостроительном заводе «Ока» / В.А. Ильин, В.Г. Корчин, Г.Д. Корчин. – Л.: Судостроение, 1982. – 224с.: [38]ил.
  1. Е. И. Подрепный, П. Е. Огурцов. Мордовщиковский судомостостроительный завод в годы первых пятилеток. Судостроение, №1, 2011, с.76-79.
  2. А. В. Окороков. Паровое судостроение и судоходство в бассейне реки Оки в XIX – начале XX века. Исторический журнал: научные исследования № 6 (12), 2012.
  1. http://www.osy.ru/ АО «Окская судоверфь» /она же Навашинская, она же Мордовщиковская судоверфь/ История предприятия

Демин ВА