Гороховецкий судостроительный завод в советские и постсоветские 1960 — 1990 годы

Семенычев Александр Владимирович, внук основателя судостроительного производства в Гороховце, бывший начальник 3-го цеха.

В 1962 году мне исполнилось 16 лет, я закончил девятый класс нашей школы, получил паспорт гражданина СССР и с этого момента мне прекратилась выплата пособия за папу, это 16 рублей. Он умер, когда мне было три года. Мама погладила меня по голове и сказала: «– На одну мою пенсию мы не проживем! Бери паспорт и иди устраиваться на завод твоего деда!»  Таким образом, значит, я пришел на завод работать! И пошел я работать в третий цех, в то время там уже работали мои друзья. У них родители там работали, они их и устроили!

Пришел я, значит, на завод, в третий цех 24 июля 1962-го года. Один из мастеров цеха – Василий Пантелеевич Пащенко взял меня за руку и стал водить по, бригадам, которые работали в этом самом, третьем цехе. Но никто меня не берет! Конец месяца, Пащенко ушел закрывать наряды, а я стою…Одиноко…

Там работал Александр Прокопьевич Завьялов. Он приметил меня, дал на пробу слесарную работу – опиливать детали по разметке. А у нас в школе был первый год производственного обучения. Водили нас в тот цех, что был за  лесогруппой, учили нас работать инструментами  напильником, зубилом, молотком и всем остальным. Так что справился! 

Вот таким образом попал я в эту бригаду!  А попутно, когда я поступал на завод, я  написал обязательство закончить техникум (как нынешний колледж). В техникуме учеба давалась легко, я 9 классов уже в то время кончил. Стал учиться, стал работать, не дожидаясь, когда там, закончу этот техникум.

В это время строили сухогрузные теплоходы «река-море» 781-го проекта «Балтийский». И как раз тут начали создавать огромный док для проводки атомных подводных лодок (АПЛ) от верфей горьковского завода «Красное Сормово» по внутренним водным (речным) путям на Северный Флот, вплоть до поселка Видяево.

Представление об описанном понтон-доке дает фотография речного сухого корабельного дока, построенного на Гороховецком заводе 12 лет спустя

В доке открывались ворота, он погружался, в него входила АПЛ, ворота закрывались, вода откачивалась, балластные кессоны наполнялись воздухом и вся конструкция всплывала с очень мелкой осадкой, правда по большой плоскости дна дока. Дальше сверху загружали круглый лес и эта «баржа» с бревнами устремлялась вверх по Волге. Ни со спутника, ни с других средств невозможно было определить, что это подводная лодка! Даже зная, что она где-то здесь! Куда она пропала то?  Вот таким образом…

Но при окраске этого док-понтона, ну кессон-дока… Было жаркое лето! Мы играли в волейбол. Была обеденный перерыв… И вдруг смотрим, там где этот сухдок стоял, бегут люди, из 4-го цеха. Ну мы тоже побежали! Подбегаем, и там ужасную картину видим!  Сейчас я вам расскажу, потому что, мало кто уже помнит это и мало, кто знает…

Восемь женщин, маляров окрашивали кессон-док изнутри пульверизаторами. Было жарко, температура была там где-то за 30 градусов, обшивка перегрелась. У них были переносные осветительные лампы. Конечно в таких мощных корпусах, стекло небьющееся, решетка, 34 вольта неопасное напряжение. Это было внутреннее рабочее освещение Им давали, соответственно, электрика, который был обязан перевешивать эти гирлянды. Но,  а у нас, знаешь как это!? «Зачем нам эти самые электрики? Если напряжение не опасное, мы и сами перевесим их. Если длины не хватит, мы ножом обрежем, скрутим этот кабель, медяшку  и повесим в другом месте лампы.

Ну и получилось таким образом, что когда они всё окрасили, то внутри отсеков скопилась аэрозоль растворителя (они дышали-то с противогазами). Они стали вылезать по трапу, выходить наверх, так?!… Потянули за эту гирлянду, а где-то она не была изолирована, она зацепилась за краешек трапа… Искра!! Немедленно объемный газовый взрыв и семь человек заживо сгорели! Это было жуткое дело! Когда мы прибежали, когда я увидел, что берут человека и снимают с него спецовку, вместе  мясом! Остаются только кости, я заплакал и убежал! Я сидел и плакал. Это жуткое дело.

/Из 8 человек бригады погибли семеро. Как вспоминала в своем докладе И.М.Гагарина, её бабушка выжила, т.к. оказалась уже в выходном отверстии люка, её вытаскивали из огня и у нее при общем ожоге 2-й и 3-й степени, сильно пострадали ноги – ожог 1-й степени! В семье сохранилась медицинская справка из больницы./

Приехала комиссия сразу из Москвы, из министерства. И стала строить!  «Маслицев! Вставай!. который заведовал производством. Начальник цеха – вставай! Председатель профкома – вставай! Анатолий Дмитрич Репин был, председатель профсоюзного комитета ! Он такой человек! Хороший, мягкий, никогда не ругался. Ну, просто, ну, за что его сажать?!. Он и говорит: «– За что меня-то сажать? Я же профком!» А ему  » –Ты  должен не только путевки в дома отдыха и пионерские лагеря давать работникам завода, но в первую очередь отвечать за их безопасность!»  Ну и всё! И главный инженер, и начальник цеха– в тюрьму! Так что  вот как я всё увидел!

Дальше, начали строить «новый третий цех». Одиннадцатый цех!

Построили новый кораблестроительный цех. Наша бригада собирала системы водоподготовки для атомных подводных лодок. Начиная с 1963 года,  американцы перестали строить авианосцы. Поняли, что это ж бесполезно! Наши АПЛ тогда никакими средствами не обнаруживались, никакими локаторами. А они могли уничтожить этот авианосец на раз! Как мне рассказывал генеральный директор «Лазурита» .

Палубный Локхид С-130 следит за АПЛ «Скат» проекта 670, идущей в надводном положении

/Напряженная работа 1964-го года. Эти ужасные утраты. Бессонные ночи людей, отвечавших за результат. Всё это было направлено на создание волжскими корабелами первой атомной подводной лодки  «К-43» проекта 670 («Скат», заводской № 701). построенной на заводе «Красное Сормово»  по проекту ЦКБ «Лазурит». «Убийца авианосцев» была заложена 9 мая 1964 года. Флаг ВМФ поднят 5 ноября 1967 г. в Северодвинске. Она относилась ко второму поколению атомных подводных лодок. В Сормово построили 11 таких АПЛ. Через 20 лет, в сентябре 1984 г. была сдана построенная на «Красном Сормово» знаменитая АПЛ «Барракуда» – первая из четырех./

Далее доклад был приостановлен из-за значительного превышения общего времени проведения конференции (существенно более 4-х часов) с решением выслушать  Александра Владимировича на специальной встрече, тем более что до 1990-х речь так и не дошла.

Авторам сайта удалось выполнить это обещание. См. страницу (запись) «Я мог бы рассказать еще…»