Хронологическая таблица выпуска судов

Гороховецкий судостроительный завод (судостроительный завод № 343,  п/я  В-8975, ОАО «Гороховецкий судостроительный завод»)

Обновлено 05.02.2019./изменения выделены синим цветом «индиго»/Таблица составлена на основании материалов, имеющихся в Интернете в свободном доступе.  Достоверность информации проверялась по «перекрестным» ссылкам различных, не связанных между собой сайтов. Наиболее достоверные данные взяты с сайтов «Водный транспорт», Российская Государственная библиотека, «Русские суда (послевоенного СССР и РФ)», Wiki-ресурсов 2018 г., «речных» форумов (в основном личные артефакты, воспоминания и фотографии из производственных фотоальбомов), Морского Регистра СССР (в рассекреченном архиве Морского Регистра данных по ГССЗ с 1923 до 1934 нет), Сайт Волга АиФ..

Много личных и альбомных фотографий в блогах и livejournal`е о постройке и спуске на воду судов ( например производство и спуск  в доке-понтоне корабля проекта 1375 – рыбопромысловое судно, более 25 фотографий).

До 1924 г. крайне мало сведений о том, как завод выживал и выходил из тяжелой экономической ситуации. В 1924 году благодаря высокому уровню мастерства котельщиков и многолетним контактам с В.Г.Шуховым ГССЗ получил заказ на создание ажурных металлических конструкций для линий высоковольтных передач (ЛЭП) от строившейся Нижегородской ГРЭС в Балахне. С 1925 г. завод был включен в правительственную программу судостроения.

Очень мало информации о судьбе (в частности о завершении работы и утилизации) судов. На относительно новом сайте ДЕМОНТАЖНИКИ.РУ есть статьи о современном состоянии дел : утилизации, демонтаже, резке судов, кораблей, катеров, дебаркадеров, барж в России.

Есть много сообществ и форумов по истории российского флота, где немало материалов по отдельным проектам, например, по проекту 165 – знаменитому боевому мотоботу, спасшему жизнь даже Л.И. Брежневу при высадке на Малую Землю в 1943 г.

Особая благодарность А. С. Пылиной за предоставленные материалы и участие.

Таблица будет дополняться по мере поступления новой информации. В частности, появятся фотографии судов.

Некоторые пояснения по терминологии приведены в конце страницы.

 

Год

Номер проекта и тип судна

Примечание
(1925) — 1932 Буксирные теплоходы 150НР

(возможно, проект «Литейщик»)

серия из 30 буксиров для Московско-Окского, Волго-Камского пароходств и Аму-Дарьи
1931 Буксирный колесный пароход «Радист» Мощность 280 л.с.
С 1932 г. завод приступает к замене клепаных соединений сваркой
1934 Буксирный пароход 300 НР (проекта «Радист») 6 шт.  
1934 Сухогрузная баржа г/п 1650 тонн 2 шт.
1934 – 1939 Буксирные пароходы 300 НР 1934 – 6 шт, 1935 -2шт, 1936 – 19 шт, 1937 – 2шт, 1938 – 14шт, 1939 – 3 шт (часть судов в разборном варианте)
По итогам 1934 г. ГССЗ – одна из лучших верфей Речфлота
1936 паровой буксир «Алексей Стаханов» первенец буксирного флота канала им. Москвы
1938 – 1939 Грунтоотвозные шаланды  8 шт, 400 куб.м
1941 Наливные баржи 3 шт, 100 тн, разборн.
1942 – 1945 Проект 165, железный мотобот До конца войны построено 178 мотоботов. Один из мотоботов, поднятый со дна Черного моря 03.11.1978г. установлен на пьедестал на месте высадки Эльтигенского десанта у пос. Георгиевское
1942 Грунтоотвозные шаланды 8 шт., 250 тн. н/ плаву (морск.)
1942 Плавучие бензинокачки 2шт., 650 куб.м/час
1947 Сухогрузные баржи 250 тн построено 7 судов
1948 Бензиновозы 200тн., «По заказу партии и правительства»
С 1948г началось строительство САМОХОДНЫХ барж
секционным поточным методом
1947 — 1960 Проект 458, НЕсамоходная баржа Нефтеналивная баржа грузоподъемностью 2000 тн, за 14 лет построено более 100 судов
1949 — 1956 Проект 434, рейдовые несамоходные наливные баржи Морские несамоходные наливные баржи, рейдовые несамоходные наливные баржи. Построено 20 судов (на ГССЗ 11шт, остальные, возможно, на Хабаровском ССЗ)
Весной 1952 года к заводу подведена железнодорожная ветка от ж/д станции «Гороховец»
1956 -1961 Проект 445, 445Р. Морские самоходные наливные баржи Выпущено 12 судов (заводские номера № 201, 214 и близкие к ним и «Тритон»). 2 баржи в Египет
1958 Проект 412А. Рейдовые несамоходные сухогрузные баржи Выпущено 1 судно: БСН-648150, грузоподъемность 150 т
1962 – 1968 Проект 781 (7813) сухогрузный теплоход «река-море» «Балтийский» 24 судна. Выпускались многими заводами с именами «Балтийский №№№». Только юбилейный (единственный) получил имя собственное «Гороховец».Имели откатываемые многосекционные люковые закрытия типа Мак-Грегор очень востребованные в Европе
1964 Кессон-док для проводки АПЛ Пожар при окраске внутренних объемов
1959 — 1966 Проект 1814, водоумягчительное судно Построено 13 судов
1967 — 1971          Проект 1375, «Днепр»». Рыбопромысловое судно Рыбопромысловое и рыбоперерабатывающее судно для Каспийских рыбных промыслов 10 судов. Зеленодольский ССЗ  10 судов.
1968 Проект 1762 ТПД Транспортный док-понтон «Клязьма» Построена 1 единица
С 1970г. наряду с гражданской пошла военная продукция. Гороховец тихо вывели из экскурсионного «Золотого Кольца». Город не затаптывали туристы…
1970 -1982 Проект 535 «Краб»,  водолазный мотобот С 1970 по 1983 на ГССЗ построено 20 ботов
1970-1987 (вплоть до 1995) Проект 1799 «Глобус», судно размагничивания Всего 24 судна (часть на Хабаровском ССЗ)
1972-1976 Проект 1745, трюмная баржа Трюмные баржи-цементовозы грузоподъемностью 3800-4500 тонн. Построено 11 судов
1971- 1995 Проект 498 «Протей», рейдовые буксиры В гражданской классификации — автоматизированные буксиры-кантовщики.  ГССЗ оказался единственным в СССР предприятием, осуществлявшим поточный выпуск судов данного типа (до 2004 года построено около 190 буксиров: 117шт.  проекта 498 и 73шт. проекта 04983).
1983 — 2004 Проект 04983 «Зюйд», рейдовые буксиры

Рейдовые баржи, рейдовые суда – суда предназначенные для ближних перевозок и выгрузки нефтепродктов и товаров в мелководных районах, в устьях рек. Циркулируют от больших судов с глубокой осадкой, стоящих на внешнем рейде к местам мелководной выгрузки.

Буксир-кантовщик  – буксирное судно, используемое в портах для разворота (отвода) носа или кормы больших судов от причала, перевода их на другое место стоянки и т. п.