К ИСТОКАМ СУДОСТРОЕНИЯ НА ГОРОХОВЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ

«Начало металлического судостроения на Клязьме»

Анкудинов Антон Игоревич, сотрудник Гороховецкого историко-архитектурного музея.

По «Материалам I Межрегиональной краеведческой конференции «Дела людей – величие России»  (памяти Ивана Александровича Шорина, предпринимателя, основателя Гороховецкого судостроительного завода.), 30 октября 2016 г. На базе  Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий Дом народного творчества и ремесел» Гороховецкого района Владимирской области

Историю начала металлического судостроения в Гороховце серьезно изучали два человека: краевед Николай Иванович Андреев, издавший книгу «Котельщики — гороховецкие отходники», посвященную в том числе и данной теме; и Алексей Никитович Александров, начальник цеха №4 судостроительного завода, написавший большую серию статей об истории завода.

Казалось бы, история судостроения на Клязьме уже достаточно изучена, но, задавшись определенными вопросами по данной теме, изучив имеющуюся литературу и публикации, у меня возникло больше вопросов, чем ответов.

Вопрос №1.

В каком году в Гороховце был основан первый котельный завод?

Не смотря на все расхождения источников, бесспорным фактом остается одно — основателем судостроения в Гороховце является Семен Иванович Семенычев. Крестьянин из д. Груздево Гороховецкого уезда. Родился в 1863 году, дата и обстоятельства смерти тоже являются загадкой.

По воспоминаниям дочери (письмо Алексею Никитовичу Александрову от 26.02.1971), С.И. Семенычев до 18 лет был пастухом. В 19 лет он женился на крестьянке д. Омлево Самойловой. Вскоре они уезжают в Баку, где работали его братья-котельщики.

По данным Н.И. Андреева, в Баку у отца С.И. Семенычева – Ивана Антоновича был небольшой котельный завод. После смерти отца в Бакинском банке остается капитал в 1 тыс. руб., которым Семен Иванович воспользовался для расширения производства изделий из металла в Гороховце. При этом Андреев пишет, что отец умер в 1899 году, а судостроение в Гороховце Семенычев организовал семью годами ранее, в 1892 году.

Дочь Семенычева в переписке с Александровым указывала  другой год основания — 1890.

Еще один источник, книга автора Шубина «Волга и волжское судоходство», изданная в 1927 году, сообщает, что завод основан в 1892 году. Там же сообщается, что Семенычев помимо судоремонтных работ, делал и новые пароходы, которых выпустил в общей сложности десятка три.

Итак, годом основания судостроения в Гороховце можно считать 1892 год.

Вопрос №2.

Где располагались производственные площади С.И.Семенычева?

По данным Н.И.Андреева, производственные площади С.И.Семенычева находились на левом берегу Клязьмы, прямо против наплавного моста в Гороховце (наплавной мост находился на 100 м выше по течению). Работы велись под открытым небом, крытых помещений не было. Чуть позднее Семенычев стал переносить производство на правый берег Клязьмы, за Уголёнскую слободу, сразу за черту города. Завод специализировался на производстве различных металлических емкостей, строительных конструкций, с/х инвентаря и металлических судов.

Александрову старожилы подтверждали, что у Семенычева производственные постройки были размещены на правом берегу Клязьмы, а корпуса пароходов закладывали на левом берегу в районе Знаменки, на клетках, с которых суда снимались естественным путем весенним паводком.

В 1971 году один из бывших работников завода даже составил план завода Шорина на правом берегу, где особо отметил здания, построенные еще Семенычевым.

Вопрос №3. В каком году перестал существовать котельный завод Семенычева?

По данным Н.И.Андреева, в 1902 году С.И.Семенычев был вынужден продать свое производство крестьянину д.Выезд И.А.Шорину из-за некоторых проблем в бизнесе. В октябре 1902 года Шорин перевел все оборудование с завода Семенычева на правый берег Клязьмы. То есть в 1902 году производство Семенычева перестало существовать. Но это, скорее всего, не так.

В памятной книжке Владимирской губернии за 1904 год [1] можно видеть рекламу сразу двух котельно-судостроительных заводов в Гороховце: Семенычева и Шорина.

О существовании одновременно двух таких заводов говорит и другой источник — книга Шубина «Волга и волжское судоходство», изданная в 1927 году, где говорится следующее: «В бассейне реки Оки можно отметить судостроительные заводы Семенычева и Шорина в Гороховце».

Удивительно и то, что Н.И. Андреев хорошо знал этот источник, так как в своей книге «Котельщики» так же не раз цитирует Шубина.

Так действительно ли Семенычев продал свой завод Шорину? Скорее всего, да. Это подтверждает и дочь Семенычева в переписке с Александровым: «В 1902 году отец продает свое предприятие И.А. Шорину и покупает старое оборудование от сгоревшей бумаго-картонной фабрики и строит в Гороховце бумаго-оберточную фабрику». Но и эта фабрика сгорает в 1918 году. Ее корпус в последующие советские годы относился к судостроительному заводу.

Учитывая все упоминания о существовании какое-то время двух котельных заводов в Гороховце, можно сделать предположение, что Семенычев продал Шорину не всё свое производство, а только часть. Ту часть, которая находилась на нашем, правом берегу Клязьмы.

По какой причине Семенычев прекратил деятельность своего котельного завода, остается не известным. Ранее считалось, что причиной была обструкция, устроенная ему в Н.Новгороде, из-за того что Семенычев изменил толщину металла, не согласовав с заказчиком. Но это было в 1902 году. А окончательно прекратил он деятельность, как мы видим, позже.

Можно предположить, что Семенычев не выдержал конкуренции с заводом Шорина. Но ярыми конкурентами они явно были, ведь известно, что дочь Семенычева Анастасия вышла замуж за сына И.А. Шорина – Михаила.

Не смотря на то, что истории судостроения в Гороховце посвящено огромное количество публикаций и даже книги, многое в этой истории остается еще не изученным.

 

  1. Владимiрскiй календарь. Памятная книжка. 1904 год.// ГАВО. Зала 34, шкафъ 5, полка № 1/4