Шорины помогают Семенычеву

Демин Владимир Александрович,  Шашкина Анжела Анатольевна

Настоящая заметка раскрывает некоторые неизвестные и не вполне понятные моменты в истории с куплей-продажей завода С.И. Семенычева и перерегистрации этого предприятия на имя И.А. Шорина осенью 1902 г. См. 2.Речные верфи вкруг Волги. Экономический кризис 1900-1903 гг.

На страницах многих сайтов, в т.ч. и гороховецких,  Шорины упоминаются как «судовладельцы». Но они были судостроителями! Среди всех дореволюционных судовладельцев Поволжья был только один Шорин!

Шорин Аким Федорович из деревни Выезд в 1902-1915гг владел пароходом «Отважный», купил его у Щербакова И.И в 1902 г., тогда этот пароход назывался «Энергичный» и с грехом пополам достраивался на верфи С.И.Семенычева (с 1900 по 1902).

А  не была ли эта покупка «закрытием вопроса» с обструкцией С.И.Семенычева? Именно Щербаков  был заказчиком парохода «Энергичный»! Возможно, ему просто нечем было платить за заказ, и он тянул время, «подводя под монастырь» Семена Ивановича. После 1902 г. И.И.Щербаков не приобретал новые пароходы.

Комиссия по проверке качества постройки судов зимой 1901 – 1902 гг.была государственной, но это не исключает возможности её ангажировать заинтересованными биржевиками Нижнего Новгорода. Переделать клёпаную обшивку готового парохода – нереально! Владелец «Энергичного» мог уступить его третьему лицу по цене, покрывавшей его собственные издержки и возможные долги перед С.И.Семенычевым. Речь о прибыли здесь не шла!

Появление И.А.Шорина в Гороховце, возможно с участием А.Ф.Шорина, позволяло разрубить этот возникший гордиев узел проблем, а оформление сделки не составило труда, учитывая взаимную заинтересованность.

Остается только оценить условия эксплуатации одиночного судна крестьянином деревни Выезд в течение 13-ти лет (адрес хозяина судна в 1915 г. указан – д.Выезд). Ведь требовалось ведение (осуществление) всех необходимых «пароходных» формальностей: снабжение топливом, заключение договоров с пристанями  и дебаркадерами, оформление грузов, страховок и т.п.

Очень похоже, что в рамках взаимной договоренности Иван Иванович Щербаков выступил, как заинтересованный арендатор судна у арендодателя Акима Федоровича Шорина. Поэтому и потребовалась смена названия с «Энергичный» на «Отважный» – у И.И. Щербакова появился все-таки  новый, а не старый «отказной» пароход! Без отваги на это не решиться!

Пароход «Энергичный», он же «Отважный» . 1902 г.

Аким Федорович Шорин в начале ХХ века был известным человеком в Гороховецком уезде. Надо иметь ввиду, что деревня Выезд была одной из крупнейших во Владимирской губернии (более 500 жителей). Сам А.Ф. владел большим домом с обширной библиотекой, каждая книга, которой была снабжена экслибрисом хозяина.

Книга, полученная в дар Акимом Федоровичем от матери Евгении, с его автографом  (Книга и экслибрис А.Ф. Шорина из архива А.А.Шашкиной)

Надпись на странице: «/книга/ Акима Федоровича Шорина. От матери Евгении».

Стараниями уважаемого А.И. Анкудинова удалось выяснить, что городской дом А.Ф. Шорина предположительно располагался по адресу г. Гороховец, ул. Ленина, д. 18.

Дом А.Ф. Шорина , ул.Ленина,18.  Фото: Леонид Бровкин, 2010.

О «солидности» книжного собрания А.Ф.Шорина можно судить по тому, что у моего деда, М.П. Бутрова была большая по тем временам библиотека (повзрослевшие внуки в 1950-е…1960-е годы зачитывались дореволюционными бестселлерами). Мы удивлялись тому, что по завершению очередного тома, произведение прерывалось на полуслове, а окончание этого слова было в следующем томе. Большая библиотека была и в доме Шориных Ивана Александровича и Михаила Ивановича. Но экслибрисов хозяев на них не было…

В процессе эксплуатации пароход «Отважный» менял свои функции: до 1908г – пассажирский, далее до 1914 – буксирное судно, в 1915 – товаро-пассажирское.

Оглядываясь на те далеко не глобальные перипетии судеб, зная теперь, во что вылились тогдашние кризисы и революции в стране, деятельность всех участников описанных событий можно оценить положительно, все они отнеслись друг к другу с пониманием и предупредительностью!

А степень доВЕРИЯ их была столь высока, что искать бумажные следы оформления подобной сделки, то же самое, что искать материальные воплощения «купеческому слову», крестному знамению «вот те крест!», совести русского человека…

ДОПОЛНЕНИЯ к публикации  «2. Речные верфи вкруг Волги. Экономический кризис 1900-1903 гг.» и к настоящей странице

Относительно отчета приемщиков нового стального  парохода зимой 1901 – 1902 гг., узревших заниженную толщину листов (3 мм вместо 3,5 мм)

Коэффициент теплового линейного расширения стали около 12,5 х 10-6/град, т.е. чуть больше чем на одну стотысячную меняется толщина при изменении температуры на 1 градус Кельвина или Цельсия! Если корпус судна эксплуатируется в предельном диапазоне температур в 80 градусов (-40…+40), то толщина (длина) изменяются в пределах 12,5х10-6 х80 = 1 х 10-3  . Т.е. толщина 3,5мм могла изменяться в пределах неуловимых 0,35 микрона (0, 0035мм), а реально – вдвое меньше. Комиссия выявила отклонение в 100 с лишним  более существенное!

В большей степени проверяемая толщина зависела от сортамента (утвержденного качества листового металла). Даже современный ГОСТ 19903-74 допускает отклонение по толщине 3-х миллиметрового листа до 0,2 мм. Возможно, в стесненных финансовых обстоятельствах (заказчик задерживал платежи в ходе разворачивавшегося экономического кризиса) С.И.Семенычев приобрел недорогой прокат, толщина которого «гуляла» больше нормы. Кроме того края листов могли существенно отличаться от материка в сторону утоньшения. А в те времена не могли точно измерять толщину изделия в точках, удаленных от кромок. И мерили скорее всего листы нахлестнутые в местах клепки, попадая на утоньшенные кромки.

ПРИМЕЧАНИЕ

Щербаков Иван Иванович

Крестьянин деревни Галицкой Красносельской волости Гороховецкого (Гороховского, как тогда писали) уезда И.И.Щербаков в 1891 г.(за год до запуска  С.И. Семенычеваым своего дела)  построил три парохода на Сормовском заводе и открыл навигацию по рекам Оке и Клязьме. Цены на перевозки грузов и пассажиров были ниже волжских! Постоянная экономия и нехватка средств вызывала нарекания пассажиров (неустроенность пристаней и комнат-кают отдыха на них), а погоня за прибылью приводила к аварийным ситуациям на воде.

Из журнала «Русское судоходство» за 1891 г., №132, с.103

«Н.Б.Л.» – первая частная газета Нижегородский Биржевой Листок, после смерти первого редактора Ивана Александровича Жукова осенью 1891 г. преобразована С. И. Жуковым в газету «Волгарь» (до января 1918 г.).

К 1893 году пароходство Щербакова было зарегистрировано, как товарищество. С того же времени в нижегородской прессе его стали называть московским купцом… Например  в газете «Волгарь» за  9 июня 1895г.  описывается аварийная ситуация  из-за перегрузки парохода «Колва» московского купца  И.И.Щербакова. В районе Городца пароход аж черпнул воду левым бортом. «Колва»  вообще оказался несчастливым пароходом и сгорел 14 июля 1896 г.). Частые аварии не улучшали финансовое положение Товарищества И.И.Щербакова, и с 1900г. даже новые суда не могли поправить дело, при этом проблем добавил Всероссийский экономический кризис 1900 – 1903.

Новые любопытные документы

Номерной знак судна «Энергичный» 3889 (1902)

Пароход «Отважный», номерной знак судна 3889 (освидетельствован в 1908, 1914, 1915). В декабре 1912 г  «Отважный» внесен в Русский Регистр – под номером 844, (дата осмотра судна и его имя на эту дату: 1912.12 — «Отважный», место осмотра — г.Горбатов).

По некоторым данным корпус парохода Семенычев изготовил в деревне Галицкая «хозяйственным способом», т.е. не создавая нового предприятия. Деревня Галицкая – ныне поселок Галицы  в составе Куприяновского сельского поселения Гороховецкого района Владимирской области России. Расположена у ст. Гороховец и ж/д моста через р. Клязьму.

В «Справочнике по пароходам, перевозившим пассажиров в бассейне Волги» отмечено, что это был третий (и последний после 1895 и 1896 гг.) корпус судна  (для парохода Энергичный, 1902г.). Изготовление в Галицкой железного корпуса, таким образом, было весьма экономичным,  правильным и остроумным (исходя из ситуации) решением. Приобретя недорогую партию листового железа, доставленную по железной дороге практически к берегу Клязьмы, с минимумом затрат на погрузо-разгрузочные работы, минуя трудоемкую доставку железа гужевым транспортом от станции до завода, Семен Иванович, казалось, преодолел все трудности. Но что-то все-таки «не срослось».

         Небезынтересен факт, что И.И.Щербаков был родом из деревни Галицкой и вырос в том самом месте, где С.И.Семенычев заложил и изготовил корпус парохода «Энергичный»!

Щербаков, по-видимому, был хорошо осведомлен о состоянии дел на клетях, об организации работы, качестве материалов. Возможно, он сотрудничал с С.И. в судостроительных делах и ранее!

Местные – жители Галицкой, вероятно, привлекались к подобным судостроительным работам.

Кстати в Галицкой в начале века из производств были лесопильный завод купца Скворцова, алебастровый завод  братьев Широковых и лесопильный завод  Антонова.