Шорины – судостроители и речники. Донат Михайлович Шорин

Новые материалы о Д.М. Шорине предоставлены его внуком (тоже Донатом Михайловичем), и  проливают свет на биографию одного из достойных гороховчан, продолжателе дела своих отца и деда, пошедшего дальше по жизненной стезе.

Прав был Н.И.Андреев в своей книге «Котельщики» [ 1 ], когда писал, что выходцы из крестьян деревни Выезд у Гороховца, стремились получить образование и потом были востребованы в самых разных сферах деятельности.

И вряд ли крестьянин Александр Петрович Шорин мог предположить, какая судьба уготована его детям и более далеким потомкам.  (А.П. Шорин  р. 1828 г., д.Выезд; ум. 1918г. Поволжье).

А.П.Шорин с внуком Мишей (Михаилом Ивановичем, сыном Ивана Александровича) в высокой пшенице. Такая рослая пшеница была обычной в полях у д.Выезд. Фото из личного архива Д.М.Шорина

Старший сын – Михаил Александрович прочно обосновался в Выезде, а затем и в Красном селе на окраине Гороховца. Приобрел земли, оказавшиеся востребованными другими близкими ему Шориными, практически от деревни Выезд до Нижегородской улицы Красного села (ныне ул.Московская). Поднял хозяйство, построил мельницу, помог детям и брату организовать жизнь.

Младший – Иван Александрович в молодые годы подался на юг Российской Империи, в г.Баку, а затем на станцию Тихорецкая. Там в 1884 г. и родился его сын – Михаил Иванович Шорин.

Миша Шорин с матерью. 1895 г. Фото предоставлено С.И. Квашиным, г Тихорецк

О судьбе И.А. и М.И. мы писали в серии очерков рубрики «Гороховецкий судостроительный завод»  , здесь стоит отметить связь И.А. со старшим братом и общиной старообрядцев из Выезда и Красного села. Именно они помогли ему обосноваться на берегу Клязьмы и запустить производство барж на новой судоверфи. Земля для постройки нового дома тоже имелась в распоряжении Шориных. Именно на нижегородской стороне дороги на Выезд, у Нижегородской улицы и был заложен Иваном Александровичем новый дом (ныне № 43 по ул. Московской).

Повзрослевший и получивший достойное образование Михаил Иванович в 1905 году вернулся в родные пенаты и сразу оказался востребованным в грандиозной работе, строительстве головного судна новой разработки В.Г. Шухова – баржи «Расшива» с ложкообразными обводами корпуса. Именно эта баржа признана классической у судостроителей речных гигантов, см. на сайте «3.2. М.И.Шорин – организатор производства на Гороховецком ССЗ. 1907 – 1928 гг»  и [  2  ] :

Большой удачей волжских инженеров и судостроителей стала нефтеналивная баржа «Расшива» грузоподъёмностью 3400 тонн, построенная в 1905 году на Гороховецкой судоверфи. Она показала высокие ходовые и манёвренные качества и вошла в историю наливного флота как образец классического судостроения.

И Шухов и Шорины считали ее идеально выверенной в размерах и пропорциях для длительной успешной эксплуатации на Волге. Фактически именно ее чертежи «укрупняли» гороховецкие технологи во главе с техническим директором (главным инженером)  М.И.Шориным под «неусыпным оком» В.Г. Шухова при создании крупнейшей баржи того времени – «Марфы Посадницы».   Похоже, что у самого Владимира Григорьевича не лежала душа на реализацию желаний и требований Д.В.Сироткина, которому понравилась «Расшива» даже по одному ее названию, созвучному с его «расшивным» флотом. Но Дмитрию Васильевичу хотелось чего-то запредельно грандиозного, поражающего взгляд волгарей.

Опыт создание столь современных по тем временам судов позволил Михаилу Ивановичу поверить в свои силы и двинуть далеко вперед дело отца. Приобретя у С.И.Семенычева большую часть судостроительного завода и, фактически выручив его из сложной житейской ситуации (см. «Шорины помогают Семенычеву»  ), Иван Александрович поддерживал с Семеном Ивановичем хорошие отношения, тем более, что сферы деятельности были четко распределены. Молодой Михаил Иванович, мягкий и весьма привлекательный в общении,  не был в стороне от этих семейных отношений. А у С.И.Семенычева подрастала юная красавица-дочь Настя…

К осени 1909 года сыграли свадьбу, Шорины и Семенычевы породнились. Молодые пообщались с кругом близких людей, съездили на родину Михаила Ивановича, в ростовские края и на ст. Тихорецкая. Памятная фотография об этом сохранилась.

Анастасия Семеновна и Михаил Иванович Шорины вскоре после свадьбы (конец 1909 – начало 1910 гг). Фото сделано в Ростове-на-Дону. (Из личного архива В.А.Демина)

Молодожены поселились в доме вдовы Пелагеи Ивановны Морозовой, которая к 1910 г. вышла замуж за одного из родственников Шориных (за Петра Ивановича Шорина (?). Можно предположить, что, переехав к мужу, Морозова по договоренности оставила дом для проживания молодой семьи, не передавая права на него.

15 августа 1910 г. у молодых родился первенец – Донат, как я писал в – (лат.»Подаренный» ) к 50-летнему юбилею Ивана Александровича в 1910 г. Налаживался быт, у М.И. и А.С. Шориных рождались и росли дети. Вслед за Донатом Лев, Владимир, Михаил.

Но тут в размеренную, творческую, рабочую жизнь, вмешалась Первая Мировая Война и последовавшие судьбоносные сдвиги в традиционном укладе жителей Российской империи. Как говорила моя бабушка, революцию гороховчане почувствовали фактически только к весне 1918 г. Умер, для многих довольно неожиданно в возрасте 58 лет, хозяин Гороховецкого котельного и судостроительного завода И.А.Шорин. Рабочие и сограждане несли гроб от дома на Нижегородской (№ 43) до кладбища в Выезде на руках. Точное место расположение могилы до сего дня (июль 2019) сохранила память внучки Михаила Александровича Шорина – Тамары Николаевны Жадновой…

Михаил Иванович и Анастасия Семеновна перебрались в родительский дом в апреле 1918 года. Сохранились воспоминания соседских ребят об их детях, с которыми играли и учились в одной школе. Доната-школьника вспоминал односельчанин  В.Юницкий [ 3 ]

 В апреле 1918 г. у соседей и родственников Михаила Александровича – Бутровых родилась дочь Мария. Анастасия Семеновна стала крестной новорожденной Маруси, как они все ее называли в детстве. Мария Михайловна, сохранившая светлую память до глубокой старости, потом вспоминала те далекие детские годы и оставила живые словесные портреты шоринских детей:

«…Донька, /родился/ наверное, с Петром /Бутровым, братом Марии/ вместе, в десятом /1910/. … А потом через два года или три… я не знаю, не помню чего там, я девчонкой была, не интересовалась.. Донька был метра под два ростом, а Лёвка такой коренастый, совсем другой. Володька был очень похож на Михал Иваныча, интеллигент такой.. А Мишку я только маленького знаю. Он был мальчишка такой. Мишка уже младше меня, наверное,  был. Володька, наверно, со мной примерно…»

Когда подросшее дети играли возле матерей, Анастасия Семеновна шутила по поводу крестницы: «– Вот Елена Григорьевна, невеста для Доньки-то растет.» А «невеста» смеялась, не нагибаясь пробегала под распахнутыми руками высокого «жениха»…

Время шло. В 1924 г. М.П.Бутрова уволили с завода после очередного «дела Шорина», как близкого родственника по новому закону, запрещавшему работать под началом родни. Михаил Петрович, главный бухгалтер судостроительного завода, нашел подходящую работу только на торфоразработках в Балахне, на строительстве знаменитой тогда Нижегородской ГРЭС. Старшие дети заканчивали школу.

Донат окончил местную среднюю школу в 1927 г. Над Михаилом Ивановичем сгущались тучи наветов и домыслов злопыхателей. Как мы уже писали [ 2 ] , весной 1928 г. семейство Шориных покинуло Красное село, Гороховец и перебралось в Москву, по месту новой работы М.И. Шорина.

Дела уже ждали Михаила Ивановича на новом месте. Такой специалист был кладезем для тогдашнего народного хозяйства. В домашнем архиве внука, тоже Доната Михайловича Шорина, сохранилось интересное письмо из Германии по закупке станков для судостроительной промышленности молодой советской республики. 

Письмо от Берлинской фирмы Hermann und Alfred Escher с предложением о закупке станков для судостроительной промышленности СССР (из личного архива Д.В.Шорина). О назначении оборудования (судостроение) можно судить по особому упоминанию » машин для всевозможной обработки листового железа»

Донат не сразу стал учиться в ВУЗе. Возможно, сказалось происхождение и потребовались дополнительные усилия для молодого человека. Я могу это предположить на примере своего собственного отца.  Имея в графе «Происхождение» запись «из служащих», мой отец в 17 лет пошел на завод токарем зарабатывать рабочий стаж и учился, как сейчас говорят, на подготовительных курсах.

Так или иначе, в 1931 году Донат Шорин поступил в Горьковский индустриальный институт (тогда еще Нижегородский, г.Горький – с 1932 г.).

Семья Шориных: Владимир, Михаил Иванович, Лев, Миша, Анастасия Семеновна, Донат.  Москва. Арбат. 1931 г. Фото из личного архива Д.В. Шорина

Шорины весной 1936 г. Нижний ряд: Анастасия Семеновна, Михаил, Михаил Иванович  Верхний ряд: Лев, Владимир, Донат

О Михаиле Ивановиче в те годы мы рассказывали в  , здесь же хочется остановиться на судьбе именно Доната Михайловича Шорина.  Приведу строки из письма его внука Доната, мне в июле 2019:

Д.М.:  В период с 1931 по 1937 /Донат/ учился в Горьковском индустриальном институте им. А.А. Жданова (ныне – ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева») по специальности «инженер-кораблестроитель».

 

 

 

 

 

 Фотография выпуска инженеров-кораблестроителей ГИИ им. Жданова 1937 г.. Отдельно фото Д.М.Шорина с этой фотографии.

По окончании ГИИ в 1937 году Донат женился на нижегородской красавице Надежде Федоровне Кочерыгиной и привез ее в Москву к родителям, из которых на Арбате осталась только мать. На известной семейной фотографии все Шорины, кроме Михаила Ивановича, арестованного в далекой Читинской области. У Анастасии Семеновны очень скорбное выражение лица…

Шорины без Михаила Ивановича в 1938 г. Нижний ряд: Лев, Анастасия Семеновна (после ареста мужа), Михаил. Верхний ряд: Владимир, Донат и его молодая жена Надежда (в девичестве Кочерыгина Надежда Федоровна)

Д.М.:  По окончании института работал начальником цеха Тюменской судоверфи, инженером-конструктором проектного бюро по проектированию речных и морских судов «Горьковский Речсудопроект». С 1938 трудился начальником проектного бюро механико-судовой службы, с 1941 по 1952 – главный инженер, начальник механико-судовой службы Московско-Окского управления речного пароходства.

/В 1954 году «Московско-Окское управление речного пароходства» было объединено с пароходством «Москва-Волга канал» и получила название «Московское речное пароходство». / В период с 1952 по 1960 находился в распоряжении начальника Главного управления по транспортному освоению малых рек Совета Министров РСФСР; с 1960 до выхода на пенсию в 1968 – главный инженер Московского речного пароходства.

В годы Великой Отечественной войны внес большой вклад в переводе предприятий пароходства на работу в условиях военного времени, организации выпуска военной продукции, в т.ч. строительства в 1941-1942 военных аэросаней на Шиморском судоремонтном заводе, обеспечении выполнения заданий по завозу в столицу дров и продовольствия для жителей города. /Только за июль 1941 года 218 пассажирских пароходов Московско-Окского пароходства вывезли 110 тысяч человек.  Касимовские речники оборудовали свои суда для перевозки войск, грузов, продуктов для армии, раненых./

После войны в 1947 г. поддержал инициативу механика-штурмана А.Я.Дзиндриса и капитана-механика М.Г.Колотушкина теплохода СТ-470 по совмещению профессий машинной и палубной команд, положив начало новой эпохи в организации работы на речном транспорте страны.

/Капитан-механик М.Г.Колотушкин и механик-штурман А.Я.Дзиндрис были награждены орденами Трудового Красного Знамени с вручением Сталинской премии/

Организовал строительство теплоходов-площадок проекта 559-Б «Окский» на Белогородском судостроительно-судоремонтном заводе (см. «Белогородская судоверфь») и т/х «Ока» на Шиморском СРЗ. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Знак Почета, медалями, ведомственными знаками отличия.

Теплоходы «Окский» проекта 559Б с разными видами груза.   «Окский-56» Шиморского ССРЗ без баржи-приставки. Фотографии с сайта Водный транспорт https://fleetphoto.ru/photo/69471/?vid=3688

Двухвинтовые сухогрузные теплоходы-площадки проекта 559Б и Р-97, постройки Белогородской судоверфи (Калининская, ныне Тверская, область, п.Белый Городок) с 1963 г., с одноэтажной надстройкой и машинным отделением в кормовой части. Предназначены для перевозки на палубе гравийно-песчаных смесей, угля, руды, леса и других грузов не боящихся подмочки.

Судам присваивались серийные названия «Окский» с нумерацией от 1 до 49.

Теплоход «Окский-54» с баржей-приставкой

Часть судов была переоборудована на Шиморском ССРЗ (п.Шиморское, Горьковская, ныне Нижегородская область) по проекту 776 под толкание баржи-приставки пр. 942И с использованием изгибающего сцепного устройства для участков рек c малыми радиусами закруглений судового хода.

В расцвете сил Донат Михайлович тяжело заболел. Более двух лет он боролся с неизлечимым недугом и умер относительно молодым человеком в 1969 г., всего на два года пережив свою мать – Анастасию Семеновну.

Д.М. Шорин в 1967 г.

Хочется верить, что еще один Шорин – судостроитель и речник (в лучшем смысле этого слова –»речник» !), останется  в сердцах земляков и неравнодушных читателей этой статьи, кому близок Гороховец и дорога его история.

Ссылки

  1. Андреев, Н.И. Котельщики: гороховецкие отходники / Владимир: Транзит – ИКС, 2010. – 224 с.: ил
  2. Краткая историческая справка о транспортировке нефти и нефтепродуктов водным транспортом в России. ООО «РОСТА-Нефтепродукт», Оренбург.2014 //http://rosta-np.ru/pages/27/
  3. В.Юницкий. Котельно-судостроительный завод в 1926-29 годах.// «Уездная Хроника», приложение к газете «Новая Жизнь» от 28.10.2010.