Из Доклада «Окская судоверфь. От кустарной артели до современного предприятия» Анны Григорьевны Терешкиной:
Несколько слов о том, чем знаменит наш завод. К строительству гигантских барж Мордовщиковский – Навашинский завод вернулся уже в Первой пятилетке. В 1931 году на воду были спущены нефтеналивные баржи проекта «Великая» (длина 172, ширина 24, высота борта 3,85 м, вместимостью более 12 000 т), которые и поныне остаются самыми крупными речными судами в истории Волжского судоходства и, возможно, в мире. Помимо «Великой», это были «Волга» и «Ока» (грузоподъемность «Волги» достигала 12700т).
Нефтеналивная баржа «Великая». 1931 г.
Именно на нашем заводе впервые в СССР и не только в нашей стране, а и во всем мире было построено крупнотоннажное, целиком сварное судно – нефтеналивная баржа грузоподъемностью 6000т «Комсомолка Судоплатова». В прошлом году /2020/ как раз была юбилейная дата: она была спущена на воду 16 июня 1935 года.
Первая нефтеналивная баржа со сварным корпусом «Комсомолка Судоплатова».1935 г.
Приемная комиссия (в 1935 г.) отметила:
«Факт постройки сварной нефтеналивной баржи грузоподъемностью 6000 т “Комсомолка Судоплатова” имеет большое значение для судостроительной промышленности, комиссия расценивает его как результат упорной, ударной работы всего заводского коллектива и считает, что Мордовщиковская верфь доказала, что она может перейти на постройку целиком электросварных судов без ограничения их размеров и назначений. Данный опыт заслуживает внимательного изучения и подражания на других заводах судостроительной промышленности.»
В годы ВОВ главной продукцией завода было строительство понтонно-мостовых переправ, которые наш завод строил с 1933 года и до сегодняшних дней по заказу Минстроя.
Понтонный мост, принятый на вооружение в 1932 г.
Повторюсь, что один из стационарных понтонных мостов перегораживает реку Клязьму в районе Гороховца.
Понтонный мост через р. Клязьму в г.Гороховце
В 1950-е годы нашим заводом руководил уроженец Гороховецкого уезда Владимирской губернии Алексей Георгиевич Шишков. Проведенная реконструкция завода резко подняла культуру производства и позволила перейти к строительству полностью самоходных судов взамен выпускавшихся ранее барж.
И в 1954 году был поставлен заказчику мелкосидящий танкер «Олег Кошевой» грузоподъемностью 4000 тонн.
«Олег Кошевой», мелкосидящий танкер для Каспия
Нужно отметить, что «Олег Кошевой» тоже явился крупным вкладом в отечественное судостроение, он стал первым в стране судном смешанного плавания река-море. Впервые в советском судостроении корпус его был изготовлен из низколегированной стали. В течение последующих трех лет была целая серия судов такого класса и эти суда получили имена комсомольцев молодогвардейцев:
1.ОЛЕГ КОШЕВОЙ 1954 год
2.АЛЕКСЕЙ КРЫЛОВ 1955 год
3.СЕРГЕЙ ТЮЛЕНИН 1955 год
4.ИВАН ЗЕМНУХОВ 1956 год
5.УЛЬЯНА ГРОМОВА 1956 год
6.ЛЮБОВЬ ШЕВЦОВА 1956 год
7.ЛИЗА ЧАЙКИНА 1956 год
Они вошли в состав каспийского флота.
Наряду со строительством крупных судов, в 1956г. завод освоил строительство мелких судов грузоподъемностью 20т, сухогрузные теплоходы типа «Колхозница». Они были незаменимы в народном хозяйстве.
Cухогрузный теплоход проекта 456 БИС типа Колхозница («Путейский»-4, 1956г.).
Судостроение являлось ведущей, но не единственной отраслью производства на нашем предприятии. Большой удельный вес в выпуске продукции занимает машиностроительная продукция. Это блоки, домкраты, брашпили для судов, строящихся на других заводах, а также мостостроение с 1911 года.
1958-59 году был освоен выпуск катеров на подводных крыльях.
1959 г. как раз был утвержден план полной реконструкции завода, который имел решающее значение для дальнейшего существования завода и работы, выполнялся в течение 20-ти лет и полностью изменил облик предприятия.
Завод приобрел современный вид. Площадь нашего завода 128000 кв. метров, предприятие специализируется на постройке среднетоннажных судов: судов внутреннего плавания, судов смешанного плавания «река-море», морских судов, плавучих насосных станций, специальных комплексов переправочных средств и металлоконструкций.
Максимальный размер судна, который может обеспечить наш завод, конечно, увеличили, и на сегодняшний день производственные мощности предприятия позволяют строить суда со следующими характеристиками: длина 150 м, ширина 17 м, габаритная высота 18,7 м.
Конечно, наибольшую известность в советское время заводу принесли строившиеся на предприятии суда «Волгодон» проекта 507. Они отличались на то время огромными габаритами – 140м длина, 16,7 метров ширина, водоизмещение 6700т.
Сухогруз проекта 507 «Волго-Дон»
Другие известные суда, выпущенные нашим заводом, это и лесовозы проекта 550, хлопколесовозы проекты 1572 — 1576 .
Хлопколесовоз проекта 1572
А еще уникальное судно «Серебрянка», построенное, насколько я знаю, в одном экземпляре на Навашинском судостроительном заводе. Это проект 1591 – единственное судно для переработки технической воды атомных реакторов подводных лодок, оно до сих пор на плаву. Было сдано в 1977 году.
Судно «Серебрянка» проекта 1591
Проект «Василий Шукшин» – сухогруз, головное судно тоже было сдано в 1977-м году.
Сухогруз «Василий Шукшин» проекта 1588
И еще множество других судов и проектов…
На сегодняшний день завод наш не просто существует, завод живет и работает. Выпускаем в год до 10-ти судов. Сейчас строились и строятся сухогрузы проекта РСД-44 для Волжского пароходства.
Сухогруз проекта RSD-44 «Капитан Рузманкин»
Танкеры проекта РСТ-27 для компании Волжское пароходство и сторонних компаний
Танкер проекта РСТ-27
Буксировщики, пожарные буксиры, катера для министерства обороны РФ. Как я уже сказала, мощности нашего завода позволяют всё это делать.
На сегодняшний день «Окская Судоверфь» обладает необходимым производственным комплексом для постройки среднетоннажных судов и занимает прочное положение на отечественном и мировом рынке судостроения! В настоящее время наше судостроительное предприятие работает на полную мощность, на заводе около 2000 работников. В советское время завод был градообразующим предприятием, можно сказать, что весь город построен нашим заводом. Потому что строительных организаций тогда не было, фактически отдел капитального строительства завода строил наш город: административные здания, школы, учреждения культуры!
Конечно, это лишь некоторые вехи… Непросто впервые выступать на конференции по Телемосту. Отмечу еще, что на заводе сложилось много трудовых династий – от руководителей, (создателей производства, таких как Иван Александрович Шорин, конечно не было), но у нас на заводе много рабочих династий, общий стаж которых насчитывает 300 лет и более!
Спасибо за внимание!
P.S. Доклад Анны Григорьевны мы дополнили фотографиями, находящимися в свободном доступе в интернете, в частности, на сайте «Водный Транспорт»https://fleetphoto.ru/, которые в рамках Конференции могли оказаться не вполне уместными. Кроме того, добавлены уточнения из статьи /3/см. Список литературы Альбома, касающиеся 1930-х годов – времени становления завода.
Уже после конференции 16 декабря 2021г. на заводе «Окская судоверфь» состоялась закладка пяти морских противопожарных буксиров-спасателей проекта NЕ025 для Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Проект судна соответствует Международной конвенции МАРПОЛ 73/78…