Мост через р.Клязьма в Гороховце. 1910-1920 гг.

1.У истоков судостроения в Гороховце. Семенычев С.И.

К началу 1890-х годов из среды гороховецких котельщиков на юге, в Баку выдвинулись Семенычевы: старший – зачинатель дела, Иван Антонович Семенычев и его молодой сын Семен с активной деловой женой (уроженкой дер. Омлево в девичестве М.Самойловой).  Иван Антонович с другами своими создал артель, которая превратилась в небольшое наемное производство – котельный и судоремонтный завод. В нем работал и Семен Иванович.  Жена его, судя по советским публикациям [1], содержала артель. Это в принципе невозможно. У артели не бывает владельцев–содержателей.  По определению 1881 года, артель – это «основанный на договоре союз нескольких равноправных лиц, совместно преследующих хозяйственные цели, связанных круговой порукой и участвующих, при ведении промысла, трудом или трудом и капиталом»[2] . У артели может быть выбранный ею руководитель  (рядчик, подрядчик, батырь, кормщик, атаман, усредник и т.п.), который организует договорную, финансовую и материальную деятельность, но при этом равный в правах. Его участие в доле прибыли выше, чем у остальных артельщиков из-за большей ответственности, но тоже определяется общим решением артели [3]. Вполне вероятно, что все Семенычевы работали в одной артели.

1891 год в Нижегородской губернии, в ее южной части, и на юго-западе Владимирской области выдался неурожайным. В 1892 году неурожай охватил всю Россию, особенно Центральную ее часть и Поволжье.

Это в какой-то мере помогло распорядиться даже небольшими средствами.  29-летний С.И.Семенычев, поддерживавший связь с родней в далеком Гороховецком уезде, получил толчок и повод к возвращению из своего отхода на малую Родину, в помощь близким. Нехватка в закромах уже второй год зерна, делала отхожий промысел для крестьян основным родом занятий. Но при этом многие работники не были готовы покидать родные края, тем более в голодное время, и оставлять семьи перед лицом надвигавшегося голода.

      Семен Иванович, будучи весьма практичным, деятельным, упорным человеком, сделал полезное богоугодное дело и людям и себе, своей семье. Всё, что удалось скопить за 10 лет нелегкого труда котельщика, было вложено в новое дело – котельное производство на территории Гороховца. Тяжелое время всегда обеспечивает производство дешевой рабочей силой. Это способствовало быстрому развертыванию нового дела. При этом товары непродовольственного назначения (а таковыми являлся металл, детали машин, узлы и механизмы, отделочные  материалы) с течением времени только дешевели. Возможно, что на начальном этапе молодому предпринимателю оказали материальную помощь и родной отец, и община, заинтересованные в создании рабочих мест в  уезде.

С.И.Семенычев
С.И.Семенычев

Свободные участки берегов Клязьмы, и левого и правого, в это время стоили не дорого. Я могу судить об этом по цене большого участка с домом, приобретенным в 1905 г. моим дедом М.П. Бутровым, на Нижегородской (ныне Московской) улице у церкви Казанской иконы Б.М.

О  постройке стационарных долговременных помещений на левом берегу Клязьмы Семен Иванович на первых порах даже не задумывался. Учитывая засушливое жаркое лето, участвовавшие в деле со трудники особых неудобств, по-видимому не испытывали. Это значительно ускорило ход работ.

Имевшийся на рубеже веков наплавной мост через Клязьму был не то что не понтонный, но даже не плашкоутный, каким он стал при советской власти. Фактически, это были мостки на плотах, обеспечивавшие только пешеходную и легкую гужевую переправу в теплое время года. Тяжелый металл доставлялся, по-видимому, водным путем, а зимой по льду (с ж/д станции Гороховец).

 

Мост через р.Клязьма в Гороховце. 1910-1920 гг.
Мост через р.Клязьма в Гороховце. 1910-1920 гг.

Как отмечают многие исследователи, в частности, А.И.Анкудинов [4] вначале крытые производственные помещения создавались на правом берегу, на территории функционировавшего впоследствии там многие годы судостроительного завода.

Желая обеспечить контакт с владельцами технической документации (в частности, чертежей конструкций судов) и с изготовителями сложных машин и механизмов, С.И.Семенычев разворачивается не только на берегах Клязьмы, но и Оки (вблизи ее устья в селе Печеры, Нижегородского уезда) и самой Волги в Нижнем.  [5]. В те времена на Волге и ее притоках (Оке, Каме) работало множество судоверфей, зачастую представлявших собой простейшие деревянные бревенчатые доки-решетки. В документальном фильме «Городец» (не Гороховец !) из серии «Гербы России» его автор Сергей Ветлин отмечает: «К началу 20-го века верфи и судоверфи, ремонтные мастерские почти сплошь покрывали здесь /в районе Городца и Нижнего/ берег Волги». Это, так называвшееся в конце 19-го века, «Побережье» – местность вдоль правого берега Волги, от Пучежа до Балахны.

Мост через р.Клязьма в Гороховце. 1910-1920 гг.
Мост на р.Клязьма в Гороховце.

Опираясь на опыт гороховецких котельщиков – мастеров клепального дела, Семен Иванович на первых порах развернул соответствующие работы и создал именно ремонтные мастерские.

В Муроме у него сложился хороший контакт с инженером-механиком П. Ф.Валенковым, который ранее, в 1887г., открыл свой «Механический и чугунно-литейный завод инженер-механика Павла Федоровича Валенкова». Именно с этого завода Семен Иванович будет получать основную долю паровых двигателей, которые он устанавливал на свои пароходы. [6].

Надо иметь ввиду, что в обширном справочнике по пароходам, перевозившим пассажиров  по реке Волге, составляемым  А. Талыгиным (2011 – 2018 гг) и в книге Шубина о Волжском пароходстве указывается, что на заводе (заводах) Семенычева производились только пароходы, либо корпуса пароходов, либо котельное оборудование к ним. По непроверенным данным, был изготовлен и паровой двигатель одного типа.

Баржи Семен Иванович не закладывал. Возможно, он видел неприемлемые на его взгляд недостатки проводимых по Волге барж, либо не мог воспользоваться усовершенствованными конструкциями Сироткина (баржи типа «расшива», спущенные на воду в 1899 г.). Но расшивы на Волге (см.знаменитую картину И.Е.Репина «Бурлаки на Волге») – это прообразы плоскодонных деревянных барж Сироткина с округлыми скулами носовой части. Это еще не мнущие воду стальные Шуховские гиганты, о которых речь пойдет ниже…

 

Список литературы

  1. Александров, А. Котельный судостроительный завод С. И. Семенычева./А.  Александров.// Новая жизнь.-1984- № 16.- С. 2.
  2. Исаев А. А. Артели в России. Ярославль, 1881. С. 21.
  3. Новиков И.А. Артели в России во второй половине XIX — начале XX в.: социально-экономическая сущность и её трансформация. Автореф. на соиск.уч.степени к.и.н. ТГУ.Томск.2011
  4. Анкудинов А.И. К истокам судостроения на Гороховецкой земле. «Начало металлического судостроения на Клязьме».// Материалы 1-й межрегиональной краеведческой конференции «Дела людей – величие России». Гороховец. 30 октября 2016г
  5. Справочник по пароходам перевозившим пассажиров  по реке Волге. А. Талыгин. 2011-2018// Сайт http://www.oldriver.ru/ships/index.php?&mode=b&Lt=&ID=2802&IID 
  6. И. А. Шубин. Волга и волжское судоходство (История,  развитие  и современное состояние судоходства и судостроения) М., ТРАНСПЕЧАТЬ, НКПС, 1927.с.833-834