В гостях у С.Н. Рериха и его жены Девики Рани

» …небольшой двухэтажный дом.

Святослав Николаевич и его жена — в недавнем прошлом одна из самых известных индийских киноактрис — Девика Рани Рерих — встречают нас у входа на небольшую террасу.»

После небольшой прогулки по усадьбе

«Святослав Николаевич приглашает в свою мастерскую. Она помещается в отдельном одноэтажном корпусе, который мы сначала приняли за флигель.  Большое прямоугольное здание с маленькими окошками под потолком и шестью сильными лампами без абажуров, освещающими ее изнутри. У дальней стены стоят два больших мольберта, слева столы с красками. Справа у стены несколько десятков картин в рамах, сложенных одна к другой. Мастерская большая…»

«… Святослав Николаевич встает ближе к картинам, и по его сигналу два молодых индуса в белых одеждах осторожно берут картину за картиной из стоящих на полу и ставят на правый мольберт.»

Каким выразительным, образным языком Донат Владимирович описывал увиденное в своих путешествиях, можно оценить, сравнив его описания картин, показанных ему Святославом Рерихом в своей мастерской с их цветными изображениями воспроизведенными на нашем сайте /в настоящее время находятся в свободном доступе в интернете/:

Картина С.Н.Рериха. Пиета / оплакивание Христа/.1960г.

«…Библейская сцена. Две Марии — Божья матерь и Магдалина — держат снятого с распятия Христа. Вся картина черная, лишь в верхней правой части красноватый луч света, похожий на след кометы. Все три фигуры — в нижней части картины и занимают лишь незначительную часть ее. На лицах женщин выражение безграничного горя.

— Каждый день, каждую минуту на земле к кому-то приходит горе, кого-то распинают, и всегда есть близкая женщина, всегда есть мать, – поясняет художник.

Картина очень запоминается глубиной отчаяния и, может быть, даже не столько чертами изображенных лиц, сколько эмоциональным строем всего полотна.»

С.Н.Рерих «Предупреждение человечеству». 1947г.

«И как бы используя создавшееся минорное настроение, художник показывает огромное полотно. Общий тон картины — интенсивно темно-синий. В правом углу на переднем плане на крутом обрыве толпа людей, с ужасом смотрящих вниз и в глубину картины, на фантастический город. Город в зареве. Зарево освещает небоскребы, мечети, готические здания. Но это зарево, идущее от огненного меча, спускающегося вертикально вниз, освещает только самую дальнюю часть города. Передняя часть — темная, мрачная, мертвая. Огненный алый меч держит в руках огромная крылатая оранжевая фигура, растворяющаяся где-то в бесконечной глубине и высоте. Атомная война? Впечатление зловещего ужаса, неизбежности гибели охватывает зрителя.

Потом были картины другие».

«Из множества показанных запомнилось несколько из серии «Священная флейта», посвященные «синеликому флейтисту» Кришне, одному из самых популярных аватар великого Вишну». /Далее Д.В. рассказывает легенды о Кришне, отмечает близость народов и даже языков России и Индии/

И эти описания сделаны по памяти! Ведь Донат Владимирович только однажды, в мастерской Святослава Николаевича, видел их!

«Медленно бредем по дорожке сада. Темнеет. На веранде стоит небольшая рождественская елка. Улыбаясь, Девика Рани и Святослав Николаевич снимают с нее маленьких слоников из сандалового дерева и дарят каждому из нас…»

Слоник из сандалового дерева, подаренный Донату Владимировичу Рерихами в Рождество 1963 г.

А такой изобразил свою молодую жену – Девику Рани,  Святослав Николаевич в далеком 1946 году, через год после свадьбы…

Вернуться к основному тексту