«Я мог бы рассказать еще…» часть 1

По материалам бесед с А.В. Семенычевым до и после Конференции «Дела людей – величие России» (14 декабря 2018 г., Гороховец)

Получился живой комментарий с заводскими историями к «Хронологической таблице выпуска судов».

Сокращения по тексту: АВ – Александр Владимирович Семенычев, ВА – Владимир Александрович Демин, текст цвета «индиго» в косых скобках – комментарии авторов сайта. В ряде случаев сохранен колорит устного рассказа: буквы пропущены не корректором, а воспроизведены речевые обороты рассказчика, знакомые большинству читателей!

АВ. Семенычев!

ВА. Добрый вечер, Александр Владимирович! Это Вас беспокоит Владимир Александрович, если Вы меня еще помните.

АВ./смеется /По-о-мню!

ВА. Мы недавно виделись на конференции, да? Недели две назад.

АВ. Да-а-а… Не дали мне ничего сказать! Устали все…

ВА. Я был очень рад Вас увидеть, но мне самому как-то очень тяжело далось. Потому что я как-то напряженно готовился. Тем более, здесь,  в стесненных, чисто физически, условиях. На зимовке своей.  Во всех этих снегах, морозах, дровах, воде, ну и во всём этом антураже. У нас зима настоящая, где-то с ноября месяца. Поэтому я немного даже удивился, что всё так сложилось. Общение получилось. А я Вам вот почему позвонил. Всё, о чем мы с Вами ранее говорили, я фиксировал у себя, а по этой конференции у меня есть все записи выступлений, в, том числе, всё Ваше, полное… Там  Ваша концовка довольно куцая. 

АВ. Да, ну сказать много… не дали!   Потом я мог бы рассказать еще…

 Пролог

ВА Помните, Вы мне рассказывали о спуске на воду рыболовецкого судна проекта, по-моему 1375, точно не помню сейчас…

АВ …Да, да, да! Это 1375

ВА  Рассказывали как..

АВ …он сам спустился! /смеется/

ВА /смеется/ Как он сам спустился! Мне это очень понравилось! Я это точно… Опишу и народу останется на память и в памяти всё это дело! Я очень рад.

АВ   У-у…

1962

Пришел я, значит, в начале июля 1962-го года, на завод. А отдел кадров (начальником тогда был Постираев Владимир Васильевич) не оформляет – молод больно, да и специальности нет! Ходил-ходил… Каждую неделю! И тут однажды столкнулся в «кадрах» с главным инженером Киселем  Александром Эдуардовичем. Он меня расспросил, а потом у них с Постираевым вышел разговор.

Ну, в общем, он Валерия Васильевича подозвал и, значит, сказал так:   — Вот когда средств на жизнь у них не хватит, ему деваться будет некуда, и он пойдет воровать! Его поймают, потому что он не умеет воровать-то! Ага… А он там, значит, и скажет, мол мне нечего было есть, на работу меня не принимают, поэтому жизнь меня вынудила… значит…

Ну, его посадят там, но нам с тобой в личное дело (а мы с тобой партийные работники) запишут, что мы на преступный путь отправили такого-то – такого-то! Хочешь такую запись?

— Не хочу! (мотает головой). 

— Тогда надо его принимать!

Таким образом, 24 июля 1962-го я пришел на завод работать в третий цех! И стал учиться в вечернем техникуме… На заводе другая школа была…

Наша бригада делала ионообменные фильтры для водоопреснителей, чтобы обеспечивать бидистиллятом (двойной дистиллят) ядерные реакторы атомных лодок. Да, почтовый ящик 01 был завод!

Один ионообменный фильтр /установки для получения бидистиллята/ у нас не прошел испытания на межкристаллитную коррозию! Готовый! Для водоопреснителей. И нам-то с Сережкой и говорит Завьялов: «Закопать его!»   И вот мы… Было холодно уже. Осень была. Вот, мы в тележку его погрузили и, значит, бочку покатили… Куда? Давай, вот здесь, что ли. Попробовали… Земля жесткая, ну как ни копай, а фильтр большой! Габаритный груз. Значит, два с половиной метра длиной, 800 мм диаметром, из нержавеющей стали. А потом Сережка говорит: «Вон там конденсат из котельной сливают. Он, правда, с мазутом, и там грязная болотина. Озеро, значит, незамерзшее! Давай утопим её туда и нечего тогда землю копать!»    — Давай!       Мы чуть тележку наклонили, и фильтр соскользнул под черную стенку котельной,  в лужу с мазутом. Накинули землю из кустов и всё! Дело закончили!  

— Чего-то вы больно быстро?     /шутливо басом/ А мы стахановцы-ы-ы ! /смеется/  

Он, наверное, и сейчас там. Единственно только… Когда там из земли выдирали всё, я не знаю, на какую глубину экскаватор-то… Он цеплял – не цеплял ковшом-то? Он забирал из земли и кабели, и трубы, и всё остальное! Может быть, не зацепил.

Еще много, кой чего мы делали! Каких только товаров народного потребления ни делали. Мы делали тяжелые двери для противоатомных укрытий… Кремля…! В 1962-ом! Когда еще я только пришел на завод. Они там были сплошь сварные. Там ребер жесткости полно! Они небольшие были, квадратные примерно 1600 х 1600. Их сварка коробила, и они винтом  шли. Приходилось резать в металлолом. У нас никто не брался за них.

Нам с Сережкой:  — Вы попробуйте!   Мы взяли две двери. За прихваточки… Поставили две двери… ну друг к другу… дали шов, небольшой,  миллиметров 250.. с противоположных концов…

/В настоящее время сохранились остатки укрытий под Нижегородским Кремлем, в Москве искателей–диггеров интересуют более глобальные объекты – больших объемов, связанные с московским метро. Сам А.В. точно не знает для какого «Кремля» они сваривали герметичные двери. Мы позволили себе продемонстрировать примеры подобных конструкций из Н. Новгорода, бывшего г. Горького/. https://urban3p.com/object7158/gallery/

Сам металл был не очень толстый: 12 или 14 мм толщиной. Просто там сплошь ребра жесткости были на них. Т.е. поперечные и продольные: не изуродуешь их никак! Уводило их при сварке немного, но все равно – в брак, в резь, в металлолом.

Вот мы с Сережкой сели и медленно, не торопясь, говорим сварщику: «Завари вот здесь! Теперь подожди! Сейчас остынет шов, посмотрим как она деформироваться будет… И с противоположной стороны, куда ее повело, тоже надо нагревать».

При нагреве она пойдет назад, и тогда мы медленно её будем охлаждать. Или наоборот – быстро! И она в каком-нибудь положении остановится, или мы еще маленькую поперечную гребеночку поставим! И вот таким образом /смеется/ мы все работы проводили. И у нас стали получаться! Эти двери-то. И всё сделали! Десятка три их было!

Они в убежище просто в подземные ходы сообщения шли. Для ограничения взрывной волны… Поэтому они, конечно, невысокие были. Открываешь, перешагиваешь через основание проема, а дальше клиновые замки, задвижки… там, значит, рукояткой раз и всё! Герметичные были. ЦКБ (Центральное Конструкторское Бюро) прислало чертежи. Делайте и всё… Были, конечно, ЦКБ, которые могли кое-что делать!

1962 – 1968

В те же  62 – 68 гг. вместе с Сормово мы строили сухогрузные теплоходы «река-море»…типа  «Балтийский»… Это 781-й проект был! Люковые закрытия Мак-Грегора!

/Сухогрузные теплоходы типа «река-море» проекта 781 («Балтийский») имели откатываемые многосекционные люковые закрытия типа Мак-Грегор, очень востребованные в Европе/

Они как колода карт раскладывались,  шарнирно, а потом прижимались этими… пневмоцилиндрами, плотненько на резиновые уплотнения и всё! Они же очень нравились за границей! Из-за чего?! У них же мосты-то низкие были – на Одере, на Шпрее, на Висле… Они, значит, если мост был… брали, балласт принимали, люки задраивали, у них там было междонное пространство… И! Они уже шли!

Вода уже была на палубе, только комингс люка /основание, выступающее над палубой/ вместе с ТОЙ крышкой был над водой! Мачта складывалась, и они под этими старинными мостами  (каменными и прочими) проходили по всем этим дунаям, и шпреям и прочим, прочим, прочим рекам уже до места разгрузки.

И поэтому заграница ОЧЕНЬ (!) нуждалась в этих судах!  Люковое закрытие Мак-Грегора! И всё!  То есть как раскладная книжка, детская! /смеется/ вот такая вот! На шарнирах… и резиновые уплотнения! Там толстый квадратный резиновый шнур был из губчатой резины. И она прямо цилиндрами прижималась на конус. И мы испытывали судно, соответственно, на водонепроницаемость. Ну, в то время это элементарно делалось! То есть сухогруз весь под водой. Только крышки люковых закрытий над водой были, в таком виде они проходили под этими мостами.

Сухогруз «Гороховец» типа «река-море» 781 проекта

Суда 781 проекта  выпускались несколькими судостроительными заводами страны и имели название «Балтийский» с бортовым номером. Только юбилейное (или головное) судно нашего завода получило имя «Гороховец».

Сухогруз «Балтийский-2» проекта 781.Гороховецкий СЗ.1962г

Продолжение см.здесь