2. Завод И.А.Шорина. 1911-1914 гг. Медали. Строительство гидроузлов

Читая известные труды Н.И.Андреева о гороховецких котельщиках, заводе Шориных, я иногда встречал упоминания о событиях той давней поры, про которые в других источниках вообще не было ни слова. Более глубокий поиск приводил к интересным находкам и открытиям.

После 1909 года, когда завершилась постройка огромной нефтеналивной баржи «Боярыня Морозова», И.А. Шорин всё больше стал ощущать желание нижегородских воротил и «Братьев Нобиле» поглотить его успешное предприятие с устоявшимся, сработавшимся коллективом лучших в России клепальных дел мастерами – гороховецкими котельщиками. Казалась неминуемой эта «капиталистическая экспроприация». Но!…

Крупнейшие нефтеналивные баржи в мире в 1907-1909 гг.: «Марфа-Посадница», «Наталья Нарышкина» (2 фото, любое из которых заменяет отсутствующее изображение идентичной по всем характеристикам «Боярыни Морозовой»)

Как пишет Н.И.Андреев в книге «Котельщики…» [1]:

Завод в это время сумел по­лучить государственные заказы на изготовление и монтаж на месте шлюзов для шлюзования реки Северский Донец (03.1911-03.1914) и замену деревянных шлюзовых устройств на металлические на Мариинской системе возле Череповца на реке Шексне на станции Ягорба (1913). …

Начиная с 1907 года, на реке Северский Донец, главном притоке р.Дон,  развернулись изыскательские работы по строительству на ней системы шлюзов для прохода вверх по течению большегрузных судов. Требовалось значительно увеличить поставки высококачественного донецкого угля с Донбасса в центральные районы России на сухогрузных пароходах и баржах. В 1908 г. предварительные работы были завершены. После обработки результатов в 1911г., инженерам Перцеву и Кашинцеву было поручено организовать строительство новых шлюзов и обеспечить всю техническую поддержку строительства. Подробности проекта описаны в брошюре «Шлюзование Северного Донца» /и раньше и доныне равнозначно называют реку Северный или Северский Донец/. [  2 ]

В качестве главного поставщика инструмента и оборудования, а также исполнителя работ с металлом плотин и шлюзов  был выбран Гороховецкий котельный и судостроительный завод И.А. Шорина.

Еще с 1897 года в Донских краях хорошо знали Ивана Александровича, более пяти лет заведовавшего Тихорецкими железнодорожными мастерскими. Развернув металлическое производство в Гороховце на котельном и судостроительном заводе, он не терял связи и с Тихорецкой, Новочеркасском и Ростовом на Дону. Об этом можно судить даже по тому, что близкие ему люди фотографировались в 1906 – 1909 гг. в фотомастерских этих южных городов, а главный бухгалтер завода – молодой М.П.Бутров в свою первую дальнюю командировку ездил именно в Ростов.

 О медалях Гороховецкого завода. Краткое отступление

Значительная часть сельскохозяйственной техники и инвентаря (плуги, бороны, детали косилок, молотилок) шанцевые инструменты (лопаты, заступы, ломы, кувалды и т.п.), крепеж (скобы, гвозди, заклепки) /точный ассортимент не установлен/ с завода Шорина поступали в области Войска Донского, Ростовскую, Терскую.      С 1905 года Императорское Доно-Кубано-Терское общество сельского хозяйства было и потребителем продукции Гороховецкого завода и движителем ее в местные хозяйства через систему школ, курсов, а также представляло его на осенних сельскохозяйственных выставках в Ростове-на-Дону. Позже к нему присоединилось и Криворожское общество сельского хозяйства Области Войска Донского /слобода Криворожье в 70 верстах от станицы Каменская, один из сельскохозяйственных центров донского казачества в начале ХХ века/. Этот процесс ускорился к 1913 г. Именно эти общества, наградили Гороховецкий завод И.А. Шорина большими настольными золотыми медалями, чьи изображения появились на бланках писем и документах завода.

Подобные награждения производились, обычно, в ходе сельско-хозяйственных и торгово-промышленных выставок, коих в Российской Империи было великое множество. Так, в 1912 г. со­стоя­лись 972 сельскохозяйственные выставки. (од­на Ме­ж­ду­народная, 12 Все­российских и Межгуберн­ских, про­чие в мас­шта­бе не бо­лее од­ной гу­бер­нии или уез­да). В 1914 пла­ни­ро­ва­лось уст­ро­ить 1100 сельхозвыставок, но 1-я ми­ро­вая вой­на на­ру­ши­ла пла­ны: из 14 круп­но­мас­штаб­ных со­стоя­лись толь­ко 3 с/х вы­став­ки. [ 3  ]. На страницах Сводного Каталога АПК /современного Агро-Промышленного Комплекса/ отмечено [ 4 ] :

Государство отводило сельскохозяйственным выставкам важную роль в деле пропаганды передовых методов ведения хозяйства. Финансовое обеспечение всероссийских выставок производилось из государственного казначейства. Расходы на устройство экспозиции, обслуживание выставки, издание ее каталога и описания, изготовление наградных медалей шли через Министерство финансов. Субсидирование региональных и губернских выставок осуществлялось как по государственной линии (через Департамент земледелия), так и со стороны земств, сельскохозяйственных обществ, частных лиц.

К настоящему времени материалов об этих выставках практически не сохранилось. Как пишет современный Информационный некоммерческий ресурс racechrono.ru в своей «Истории сельско-хозяйственных выставок» (описывая становление современных экспозиций): » В историю вошли только самые крупные события: «Всероссийская выставка сельских производителей» 1850 и 1860 годов в Петербурге, выставки 1864 и 1895 годов в Москве, киевская выставка 1913 года». [ 5   ]

В Ростове на Дону проходили регулярные осенние сельскохозяйственные выставки. Медали заказывались к очередной выставке и исполнялись разными медальерами, поэтому расположение текста и шрифт различался. При изготовлении оттиска бланка письма предприятия свою лепту вносил местный гравер, но, тем не менее, на самом бланке медали вполне узнаваемы. Судя по времени появления оттиска медалей на документах завода И.А. Шорина, они были присуждены не раньше 1912-1913 гг. Можно заметить, что на типографском оттиске в контурном окошке даты (в правом верхнем углу) указано «191_ г

Шапка фирменного бланка письма Гороховецкого завода /слева оттиски медали Императорского Доно-Кубано-Терского о.с.х., справа оттиски медали Криворожского с.о.  / реверс и аверс/

Характеристики медалей.

Золотая медаль «Криворожское сельскохозяйственное общество». Настольная, бронза с позолотой, диаметр 52 мм. Аверс: Б.М.НИКОЛАЙ II ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС. /Б.М. – Большая Медаль/  Реверс: КРИВОРОЖСКОЕ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕН. ОБЩЕСТВО О . В . Д .  /Области Войска Донского/.

Образцы сохранившихся в частных коллекциях большой золотой медали Императорского Доно-Кубано-Терского общества с/х  и реверса медали Криворожского сельскохозяйственного общества /на конкретном экземпляре утраченная позолота прекрасно сохранила Герб Области Войска Донского/

Золотая медаль Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства.  Материал: бронза, позолота. Вес: 54,11 гр. Диаметр: 51 мм  Аверс: портрет императора Николая II в венке Реверс: Двуглавый орёл, надпись по кругу «В УПОРНОМ ТРУДЕ И ЕДИНЕНИИ СИЛА»,  «ПРИЗНАТЕЛЬНОЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ДОНО-КУБАНО-ТЕРСКОЕ ОСХ»

Организация работ по изготовлению механизмов плотин и шлюзов на Северском Донце

Свою штаб-квартиру (контору) в этих южных краях Иван Александрович, точнее его управляющий Михаил Иванович Шорин расположил в станице Каменская Донской области (ныне Каменск-Шахтинский Ростовской области)

 на ул. Ново-Вокзальная, д.17. Этим адресом пользовались занятые на строительстве гороховецкие котельщики, отправляя письма домой и получая ответы в «своей» конторе.

Почтовая Карточка посланная 20 июня 1913 г. Андреем Матвеевым из г.Баку брату Тимофею в станицу Каменская в контору Шорина, ул. Ново-Вокзальная, д.17 /оба брата – котельщики/  [ 6 ]

Дом № 17 по Ново-Вокзальной улице (ныне ул.Орджоникидзе) значительно изменил свой облик (аналогично дому Шориных в Тихорецке). Нами предпринята попытка реконструкции внешнего вида конторы Шорина:

Коллаж реконструкции дома № 17 по Ново-Вокзальной улице (ныне ул.Орджоникидзе) с цветной  вставкой современного фото здания (слева внизу)

Любопытно, что этот дом в ст. Каменской фасадом напоминает дом в Москве, в Плотниковом переулке, 7, где Шорины поселились 20 лет спустя…

Все гидроузлы шлюзовой системы Северского Донца однотипны. Они состоят из разборчатой («разборной») плотины, вертикальные стойки которой (скользящие при установке спицы) крепятся на металлических швеллерах ферм Поаре (современное название Пуаре) [ 7 ]. Эти плотины – с сезонным регулирование уровня воды. Они удерживают водный поток в течение судоходного сезона (летнюю межень) после весеннего половодья до установления льда. Чтобы представить, о каком гидротехническом сооружении идет речь, приведу картинку:

С.М. Прокудин-Горский. Вытягивание спицы из плотины (система Поарэ). Река Шексна. Село Ниловицы. 1909 год [ 8 ] .

Внешний вид ферм Поаре, изготавливаемых заводом Шорина [ 9 ].

Фермы (собранные по три решетчатые пластины в блок) устанавливаются на бетонном основании, по проекту на расстоянии около 1, 5 метров друг от друга, эти промежутки закрывают щитами из толстых 2-х дюймовых досок. Реально щиты, похоже, не ставили, а фермы располагали вплотную, заполняя спицами. Мощные деревянные спицы (брусья толщиной около 18 см), вставленные в направляющие ферм, плотно смыкаются и формируют собственно плотину (см. фото Прокудина-Горского), образуя водный заслон потоку в относительно неглубоком русле  (до 5 – 7 м). На зиму спицы извлекают с помощью простейших цепных механизмов и складируют. Фермы, закрепленные на шарнирах, укладываются набок и остаются на дне подо льдом и талой водой до начала навигации.

Между краем плотины и берегом располагается однокамерный шлюз для пропуска судов длиной 100м и шириной 17 м.[ 10  ].

Нижнесазоновский гидроузел. Справа, между плотиной и берегом – шлюз № 6_в 13км от Каменской [11]. Современное фото.

Для набора воды металлические решетки ферм поднимают с бетонного ложа плотины и с помощью тех же механизмов в промежутках устанавливают деревянные элементы (спицы).

Фермы Поаре. Спицы не установлены. Подпора воды нет

Насколько значимы оставались и остаются эти гидроузлы свидетельствуют и такие факты. В сентябре 1941года обсуждая направление главного удара после успешной летней компании, Гитлер настаивал на Южном направлении, а не в направлении Москвы, как в итоге настоял его генштаб. На совещании в середине сентября он сказал: «Важнейшей задачей до наступления зимы является не захват Москвы, а захват Крыма, промышленных и угольных районов на реке Донец и блокирование путей подвоза русскими нефти с Кавказа».

Качество изготовления ферм таково, что они работают и поныне.

Шлюзование рек Северский Донец и Дон. Схема из [12].

А что же со шлюзами на станции Ягорба.

Более поздняя история о них как-то глухо умалчивает. А ведь в завершении своего описания работ на Ягорбе Николай Иванович Андреев пишет замечательные строки

Работы на станции Ягорба с 1914 года продолжались до февраля 1927 года. Заведовал работами по шлюзованию Шексны возле Череповца командированный с Гороховецкого завода Николай Иванович Щадрин, родственник известного мстерского фотографа. Эти работы сохранились в памяти гороховчан особенно тем, что многие молодые котельщики, проживавшие там по нескольку лет, привезли оттуда домой жен, познакомившись с тамошними девушками на месте своей работы.

Работы завершились на полтора десятилетия позже Северского Донца. Фермы Пуаро наверно поцелее будут. Ан нет! Никаких следов от этого гидроузла! Да и где эта станция и богатое село Ягорба?! А их уже давно и в помине нет. Они покоятся на дне одного из крупнейших в мире по площади зеркала Рыбинского водохранилища! И работы эти сохранились только в памяти людей

К старым деревянным створчатым плотинам-воротам Мариинской системы, которые устанавливались еще с XVIII века, решили приложить новые по тем временам инженерные технические решения. Всё те же фермы Пуаре с простыми и надежными (простейшими!) подъемными механизмами.

Взявшись разыскивать Ягорбу я столкнулся с несколькими географическими и топонимическими проблемами. Оказалось, что с таким именем в 1913 г. была 1 почтовая станция /ж/д с 1905 г. проходила чуть севернее, через ст.Никольское (ныне Шексна) и Череповец/, 1 село, 2 деревни и еще 2 с похожими названиями (Ягорбино) и 3 небольших реки. Причем, их удалось найти только в прошлых документах. В нынешней Википедии говорится только об остатней (сильно укороченной) речке Ягорбе, впадающей в р.Шексна на территории г.Череповца, упоминаются село и деревня с аналогичным названием с отметкой   «(страница отсутствует)».

Зная, что в районе села Ягорба в 1913г. сооружался гидроузел (причем новый, а не перестраиваемый из старой плотины Мариинской системы) и был он на реке Шексне при впадении в нее речки Ягорбы, на старых картах найти село удалось. Далее неоценимую услугу оказал Форум Ярославского историко-родословного общества  [13].

Старинное село Ягорба принадлежало дворцовому ведомству, его жители считались государственными крестьянами. Это знаменитое Пошехонье, ведь Шексна и была Шехонью. Помимо обычных крестьянских работ в поле и со скотиной, большинство жителей занимались рыболовством. Надомным промыслом была и рубка леса и разные плотницкие работы. Но работников по металлу в этих краях не было.

Строительство плотины на Шексне в Ниловцах  [ 14 ].

Установка ворот при строительстве одного из Шекснинских шлюзов [ 14 ].

Организовывая работы в 1913 году и трудясь до 1927-го на Ягорбском гидроузле, во многом схожем с Донецким, гороховчане и представить себе не могли, что после 1932 г. всё здесь придет в движение и завершится победой суетного Разума новой жизни над дремавшей Мудростью веков. 23 марта 1932 г. Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли Постановление » О строительстве электростанций на Волге», которое преследовало две благие цели – построив плотины, начать выработку так нужной стране электроэнергии и обеспечить крупнотоннажное судоходство на Волге по более глубокой воде. Водохранилища становились гигантскими чашами на разных уровнях, соединенных шлюзами новых гидроузлов.

Если взглянуть на старые довоенные карты, то на том месте где сейчас плещется Рыбинское море была огромная низменная равнина вся иссеченная сетью извилистых рек, речушек и их совсем мелких притоков. Волги же там не было!  Она текла с юго-запада, «снизу» до Рыбинска, а возле него делала резкий изгиб-поворот в  духе окрестных рек и устремлялась обратно вниз. Две крупные реки – это сёстры Молога и Шексна. Водохранилище поглотило фактически большую часть бассейна этих рек. История проектирования новых гидроузлов в 1930х – 1940х, это действительно История. О её перипетиях можно прочитать в Интернете, в разных разделах. Здесь же отметим судьбу пропавшего в 1941году села Ягорба…

На административной карте Ленинградской (!) области 1932 года всё же удалось отыскать искомые объекты, фрагмент ее (с доработанными участками изображения) представлен ниже.

Фрагмент карты Ленинградской области 1932 г. Череповец еще в Ленобласти, а Ягорба уже вне (в Ярославской?) В районе устья р.Ягорбы (чуть выше по течению) показан шлюз Ш, который строили гороховчане в 1913 г.

Удалось найти и сравнение всего этого региона До и После затопления на рисунке из книги Золотовой О. А. и Скупиновой Е. А. «По Мариинке и Волго-Балту: путешествие в пространстве и во времени» [15]. Там, конечно, не видно всей паутины рек и притоков и не все южные участки  с плотинами разместились на их плане, но после доработки, я позволил себе показать, что получилось.

На левой половине (До) хорошо видно как Волга подходила к этому району, забирая воды Мологи и Шексны. На правой (После) Волга подходит и уходит от Рыбинского водохранилища, правда маленький широкий язык «моря» у самой ГЭС на картах обозначен как р.Шексна. Бывшее русло Мологи где-то в Волжском створе в водосбросной плотине рядом с судоходным шлюзом (Ш), в 10км от ГЭС..

На другом рисунке удалось наложить контуры крупных рек, названных выше («желтым золотом») на нынешнее море. Возможные смещения – из-за неполной идентичности карт-источников и, отчасти, из-за изменения реальных природных условий.

Водная система междуречья Мологи и Шексны показана желтым цветом. Красным – выделены и названы важные (в рамках данной публикации) затонувшие объекты, покоящиеся на дне Рыбинского водохранилища.

Когда в середине 1930х гг. работы начались, план строительства изменялся в сторону увеличения высоты плотин и расширения заливаемой площади, не ограниченной только поймами рек. К концу 1940г., к моменту окончания строительства, стали окончательно ясны границы затопления!

Весной 1940-го победоносно закончилась зимняя финская война, появились новые земли, не окультуренные строителями новой жизни. Именно туда, на Карельский перешеек и выселили основное население села Ягорба! В бывшие финские поселки Мустамяки и Сюкияля. / До 1939г. деревня Мустамяки входила в состав деревни Сюкияля волости Каннельярви Выборгской губернии (Финляндия)./  Именно Сюкияля новожилы стали называть Ягорбой. Но всё это длилось недолго, после сороковых годов они стали туристской стороной ленинградцев, поселками Горьковское и Бойково. Ныне это дачные края…

Финская станция Мустамяки. Дореволюционное фото [ 16 ].

Девушкам заповедной Ягорбы начала ХХ века, вышедшим замуж за гороховецких котельщиков повезло, их напрямую не затронуло «великое переселение народов» (переселили 120 – 130 тыс. человек, под воду ушли территории 2-х городов, в т.ч. старинная Молога, территории 745 населенных пунктов, ушли под воду драгоценнейшие реликвии русского народа, памятники истории и культуры).

Как писал на рубеже 1989–1990 гг.русский ученый, эколог Фатей Шипунов [ 17 ]:

«При сооружении только одного Рыбинского водохранилища была убита богатейшая житница страны – Молого-Шекснинская низменность, издавна звавшаяся Северной Украиной. Здесь под пустынную воду ушло более 500 тысяч гектаров плодороднейших сельскохозяйственных и лесных земель, 740 сел и деревень, два городка,  среди них древнейший ярославский град Китеж — Молога. Из этих поселений было изгнано более 150 тысяч человек» .

Какими замечательными благими намерениями была устлана дорога в наше настоящее! А что же с ягорбским гидроузлом  сегодня? Координаты расположения села Ягорба для поиска на картах: 58°42′ с.ш  38°16’04″в.д.

…..черные буи № 21 и 21А ограждают опасное препятствие – затопленный шлюз Ягорба…/из лоции Рыбинского водохранилища/

Демин ВА

Ссылки

  1. Андреев, Н.И. Котельщики: гороховецкие отходники.–3-е изд. испр.и доп./ Владимир: Транзит – ИКС, 2018. – 248 с.: ил
  2. Шлюзование реки Северного Донца. Тип. «Донской Печатник».–Новочеркасск, 1913, 15с. // Донская Государственная Публичная Библиотека/ http://vivaldi.dspl.ru/bx0000511/details / Донская электронная библиотека
  3.  Сельскохозяйственные выставки . Большая Советская Энциклопедия //https://bigenc.ru/domestic_history/text/3546887   .
  4. Электронная библиотека Сводного каталога АПК  /Агропром.комплекса /http://www.cnshb.ru/artefact3/ia/ie1.asp?page=text&text=vyst1917 /
  5.  История сельскохозяйственных выставок //http://racechrono.ru/novosti/5344-istoriya-selskohozyaystvennyh-vystavok.html
  6. Из воспоминаний Людмилы Жуковой, внучки А.И.Матвеева о своем деде (д.Шубино Красносельской волости, Гороховецкого уезда Владимирской губернии) на сайте «Матросский экипаж»/http://guardcrew.com/?q=node/231
  7. Шлюзование реки Северного Донца. Новочеркасск, 1913.// http://www.dspl.ru/eLib/Pages/collections/details.aspx?id=50 / Донская электронная библиотека
  8. http://www.prokudin-gorskiy.ru/image.php?no=1025 // Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского» /
  9. Бюллетень управления работ по шлюзованию реки Северного Донца / под ред. Начальника работ Ф.И. Левандовского. № 1-10. СПб.: Тип. Р. Голдарбейтер, 1911-1913. 26×19 см.
  10. Евгений Ревенко — «Три жизни Михаила Мухина» //http://sarkelnovi.do.am/publ/publicistika/evgenij_revenko_quot_tri_zhizni_mikhaila_mukhina_quot/3-1-0-31 /  Сайт новый Саркел.
  11. http://www.cruiseinform.ru/places/severskiy-donets/sd/ Северско-Донецкая шлюзованная система на реке Северский Донец 
  12. https://meotyda.ru/node/603 /Meotyda Сайт водных туристов. Stanichnik (31.07.15 )
  13. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=8356  Форум Ярославского историко-родословного общества
  14. Мариинская водная система, фото шлюзов из Реферата ГУ морского и речного флота им. С.О.Макарова//https://studfile.net/preview/1853145/page:4/
  15. Из книги Золотовой О. А. и Скупиновой Е. А. «По Мариинке и Волго-Балту: путешествие в пространстве и во времени»/ https://ok.ru/group/54984900477035/topic/68483584750955  /ОК-группа «Фонд Крохино» / река Шексна до и после строительства Волго-Балтийского водного пути.
  16. Большой русский альбом .Железнодорожная станция Мустамяки (альбом Александра Мурашкина)/ http://www.rusalbom.ru/photo/default/5589?date1=1875&date2=1900&order=location&direct=asc&location=&onpa..
  17. Фатей Шипунов, Великая замятня. – М., журнал «Наш современник»  7 номеров 1989-1990гг. /текст см. https://alt-srn.ru/story/1-latests-news/158-fatey-shipunov-velikaya-znamyatnya

/замятня – старорусск. многозначное слово, наиболее близкие значения смятение, смута/.