Ч.2. Семен Иванович Шорин
Семен Шорин, младший ребенок в семье, родился на станции Тихорецкая 16 февраля 1898 года. В Гороховец (Красное село) переехал с семьей в 1902 г. Сохранилась фотография юного Сени с сестрой Феодосией под окнами дома, построенного отцом, Иваном Александровичем, для своего большого семейства.
Феодосия и Семен Шорины (около 1909 г.)
Образование получил в Гороховце и в Императорском Комиссаровском техническом училище в Москве. Училище это готовило технические кадры для промышленности, давало среднее образование и право поступления в технические ВУЗы. Сохранился ученический билет Семена Шорина.
Семен Шорин во время учебы в Москве
Он рано начал трудовую деятельность, уже в 1911 году, в возрасте 13 лет, был зачислен на завод своего отца. Первая трудовая должность – кассир. В те годы завод бурно развивался, необходимо было помогать отцу и старшему брату Михаилу, работавшему управляющим заводом.
На заводе Семен Иванович проработал до ноября 1923 года, в должностях кассира, бухгалтера, заведующего конторой.
Первые страницы из Трудового списка (прообраза Трудовой книжки) за 1911-1928 гг.
После национализации завода в 1918 году он входил в правление завода, выполнял обязанности заместителя директора. Сохранилась расчетная книжка, выданная ему в 1923 году Гороховецким Государственным Котельным и Судостроительным заводом бывшего И.А. Шорина. С завода Семен был уволен с формулировкой «по сокращению штатов».
После увольнения Семен был безработным практически год. В 1925 году он устроился работать в трест «Владзавсельмаш», в который тогда входил и бывший завод И.А. Шорина. С.И. работал во Владимире, Нижнем Новгороде., много занимался самообразованием, в 1929 году работал в Мордовщиках, на Судомостовом заводе «Гольцы».
В 1930 году Семен переехал в Москву, получив должность планировщика на заводе «Стальмост». Завод «Стальмост» был создан в 1929 году на базе мостового цеха металлургического завода «Серп и молот», а также мастерских «Машинотрест» в районе села Карачарово на окраине Москвы.
Корпуса завода Стальмост на месте первых деревянных цехов
Уже в самом начале на заводе работало около 400 человек. Первое время после запуска завод поставлял на стройки первой пятилетки металлоконструкции различных типов. С середины 1930-х годов завод выполнял много заказов для Москвы, например, эскалаторы для московского метрополитена, каркасы кремлевских звезд, шлюзовые ворота, металлоконструкции гидротехнических сооружений канала им. Москвы, перекрытия Химкинского речного вокзала, Белорусский мост через Москва-реку и перекрытия для Государственного академического Малого театра.
Продукция завода «Стальмост»: каркас для знаменитой скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Сборка кремлевской рубиновой звезды на каркасе, изготовленном на «Стальмосте» (звезды на башнях Кремля зажглись 2 ноября 1937 г.). Ниже – Станция метро «Красные ворота» в 1935 году с эскалаторами «Стальмоста». Марка, выпущенная в 1939г., посвящена Северному (Химкинскому) речному вокзалу /Выпуск марок показывает значимость достижений для страны/
Многие изделия, выпущенные заводом, продолжают эксплуатироваться и по сей день.
Гидротехнические сооружения, в создании которых участвовал «Стальмост», в частности, ворота шлюзов, затворы и подъемники канала им. Москвы. На верхнем фото – Шлюз №5. Ниже – Белорусский (Филевский) трехпролетный мост на Москва-реке.1938г. Внизу – почтовая марка, посвященная вводу в эксплуатацию обновленного Крымского моста
Производственный профиль з-да «Стальмост» почти не отличался от профиля завода И.А. Шорина, который также занимался шлюзами и металлоконструкциями, особенно, после начала Первой мировой войны и сокращения постройки судов. Так что опыт, полученный в молодые годы на заводе отца, помог Семену Ивановичу успешно работать в Москве. В 1936 году он был назначен на должность начальника производства и проработал в ней 25 лет, пользуясь на заводе авторитетом и уважением. В годы Великой Отечественной войны завод, наряду с боеприпасами, делал противотанковые ежи, хорошо известные по фотографиям военных лет.
Баррикады на улицах Москвы. Справа внизу противотанковые ежи у Краснопресненского универмага. 1941г.
Завод после начала войны не эвакуировался и без перерывов работал в Москве.
В своем поведении, отношении к людям, Семен брал пример со своего отца. Иван Александрович никогда не ругался, не повышал голос, говорил уважительно, но при этом и мог строго спросить.
С.И. Шорин.1940г.
В Трудовой книжке Семена Ивановича есть многочисленные записи о поощрениях и награждениях за стахановскую работу, за успешное выполнение в годы войны особо важных правительственных заказов.
Записи в Трудовой книжке С.И. Шорина
Интересны отметки и Временное удостоверение к значку «УДАРНИК МВС» от руководства Строительства канала Москва-Волга и Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР, содержащие аббревиатуру МВС. Это не что иное, как МоскваВолгоСтрой. В п.2 Н.К.Т.М.– Народный Комиссариат Тяжелого Машиностроения
Семен Иванович награжден медалями за Оборону Москвы и Доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Семен Иванович вышел на пенсию в 1961 году.
Жена Семена Ивановича – Вера Михайловна, урожденная Воскресенская, родом из Гороховца.
Молодожены Вера и Семен Шорины в Роще. Гороховец.1925г.
Михаил Васильевич Воскресенский
Ее отец, Михаил Васильевич Воскресенский, служил в уездном казначействе на должности кассира 1-разряда, о чем есть запись во «Владимирском календаре». Михаил Васильевич имел чин коллежского асессора, дававший право на личное дворянство. В 1916 году он был призван в армию, участник Первой мировой войны. Мать – Екатерина Васильевна, мещанка г. Гороховца. В 1924 году семья Воскресенских переехала во Владимир.
Свадьба Семена Ивановича и Веры Михайловны состоялась 31 мая 1925 года в Гороховце. А 1 июня произошло венчание в старообрядческом молельном доме, построенном И.А. Шориным в с. Красном. Они прожили в любви и согласии 51 год, отметили золотую свадьбу. В их семье родилось трое детей.
Семен Иванович Шорин . Март 1960г.
Уже будучи на пенсии, Семен Иванович получил интересное письмо из Гороховца от Сергея Александровича Невского, с которым он был знаком еще с молодости.
В середине 60-х годов обсуждалась идея превращения Гороховца «во второй Суздаль». Автор проекта восстановления Суздаля Д.А. Варганов заинтересовался историей Гороховца, начал собирать факты, в том числе, о заводе Шорина и попросил Невского посодействовать в получении информации от родственников И.А. Шорина. Также через Невского, а потом и напрямую, к братьям Шориным обращался с вопросами Н.И. Андреев, собиравший материал о гороховецких котельщиках и о заводе И.А. Шорина.
Как пример, можно взглянуть на записи Семена Ивановича об отце из переписки с указанными респондентами
«Окончил только начальную школу. Все свои знания получил практически, работая рядом с людьми образованными, получая от них специальные знания и передавая им в свою очередь практические навыки и сноровку. Так, например, во время службы в Строительной Конторе Бари А.В., он работал на многих стройках вместе с молодым тогда, инженером Шуховым В.Г., занимая одинаковые должности — старшего мастера.»
«Иван Александрович очень любил природу, сельскую жизнь. До конца своих дней имел сельское хозяйство, хотя в этом, конечно, никакой необходимости не было. Восьмерых детей своих заставлял работать на поле и в саду, на сенокосе и уборке урожая.
Как характерный штрих можно отметить, что отклонил предложение записаться в купцы и до конца жизни, подписывался «Крестьянин дер. Выезд», и гордился этим.»
К.Ю. Шорин
Начало; Ч.1. Петр Иванович Шорин см. ЗДЕСЬ
Продолжение: Ч.3 Дома Ивана Александровича Шорина см. ЗДЕСЬ