5.Марфа-посадница. Неизвестные подробности известной фотографии

Выбор фотографии для работы

Мне удалось найти наиболее качественную копию этой фотографии на сайте Газпромнефти. И там я обратил внимание на штаги (тонкие канаты-растяжки), не сходящиеся к вершине (топу) мачт, а идущие почти вертикально. Обычно так бывает, когда они закреплены на поперечных реях, которые не попали на фото.

Густая тень у левого борта существенно «поднимает» баржу над водой. Используя возможности компьютера, можно в дискретных точках экрана – пикселях измерить размеры известных предметов или частей объекта, находящихся в одной вертикальной плоскости, а также расстояния между объектами (точками). Затем довольно просто, методом обычных пропорций вычислить точные размеры интересующих объектов. Такой подход называют ортонормированием фотоснимков.

ПРИМЕЧАНИЕ : Чтобы лучше рассмотреть иллюстрации, достаточно нажать на изображение правой кнопкой мыши и в ниспадающем меню выбрать (уже левой кнопкой) «Открыть картинку в новой вкладке» или «Сохранить как» для записи  и просмотра изображения в любом «просмотрщике» .

Ортонормирование фотоснимка

Проведя в системе прямоугольных координат, а палуба баржи с вертикальными мачтами и стенами построек отлично вписываются в них, линии известной длины (например, поперечные линии перпендикулярные оси судна), легко соотнести линейные размеры объектов в вертикальной плоскости, опирающейся на эту линию (мачты, люди, стены построек). Эти поперечные линии будут одинаковой величины практически по всей длине палубы и равны ширине баржи (21,3м).

Ортонормирование снимка (база – ширина судна). Числовой пример с расчетом роста фигур людей. На фрагменте увеличенные элементы расчета

 Выводы о возможном месте и времени съемки

Проведенная экспертиза снимка позволила уточнить высоту над палубой фигур двух человек, выявленных в правом нижнем углу снимка. Рост составляет 168…170 см, что подтверждает предположение, что это не некие предметы палубной оснастки, а именно люди. Стоят они возле единственного на палубе отдельно стоящего непарного предмета, коим является паровой насос «камерон». Интересно, что одно из отличий баржи от танкера – отсутствие у нее насоса для перекачки нефтепродуктов [1], и наличие «камерона» не зря отмечено в описании «Марфы-посадницы».

Мои напрасные сомнения в предыдущей статье об отсутствии берегов на снимке (но все-таки это не ускользнуло от внимания), съемка со стороны кормы баржи, ее глубокая посадка (после полной заливки танков-отсеков), отсутствие людей объясняются следующим.

Вполне возможно, что снимок сделан в районе г.Баку, на Каспии (не на перевалочной пристани в Царицыне, а именно на море в спокойную погоду).  С весьма высокой долей вероятности можно утверждать, что съемка производилась на этапе налива (загрузки) баржи. Палуба пуста в соответствии с требованиями техники безопасности : при заливке нефтепродуктов в зону работ допускаются только исполнители (двое рабочих). Загрузка завершена, и рабочие просто следят за остановкой парового поршневого насоса.

Техника съемки

Фотокамеры того времени снимали на сухую стеклянную пластину, покрытую светочувствительной эмульсией, размером не менее 9 х 12 см. Поэтому при относительно небольшом фокусном расстоянии (обычно у переносной камеры 120 мм) угол изображения объектива был близок к таковому у более поздних, хорошо знакомых 35миллиметровых фотоаппаратов, имевших фокусное расстояние объектива 50мм.

Это легко поясняется формулой

 где   α– угол изображения,   d– размер светочувствительного элемента (пленки – 35 мм, пластинки – 120 мм),   F– фокусное расстояние объектива.

Зная указанные значения для описываемой фототехники, можно оценить горизонтальные углы изображения (расчет арктангенсов в Интернете поддерживается он-лайн программой [2]).

Для «современных» пленочных фотокамер горизонтальный угол растра равен 39 градусам, для старинной пластиночной камеры – 52 градуса. Вертикальный угол кадра составляет примерно 3/4  от горизонтального, и у камеры 1907 г. приближается к 40 градусам.

Для поиска точки съемки автор перепробовал множество вариантов на компьютерном макете, пока не осознал, что камера находилась весьма высоко над уровнем водной глади (моря). При этом, судя по обрезке верхушек мачт, примерно на треть ниже их топа, т.е. примерно на высоте 14м (мачты около 21,5м).

Нефтеналивная пристань начала ХХ века. Связана гибкими шлангами с береговым хранилищем (резервуаром) и с загружаемой наливом баржей. Фото с сайта «НефтеПро: профессионально о нефти»

Нефтеналивная морская пристань имеет смотровую галерею на высоте около 10м над уровнем моря. Учитывая сказанное о высоте фотокамеры над уровнем ватерлинии загруженной баржи, можно предположить, что снимок сделан с расстояния около 25 м слева от кормы «Марфы-посадницы» с береговой площадки высотой около 14…15м или непосредственно со смотровой площадки нефтеналивной пристани. Но это уже и неважно!

Эскиз-план условий съемки «Марфы-посадницы». В плоскости объектива фотокамеры показана смотровая площадка нефтеналивной пристани или некоего берегового сооружения.

В заключении хочу заметить, что у этой истории с фотографией «возможны варианты», как и у иных забытых историй с фотографиями… Для меня – это, вполне реальный вариант, заслуживающий рассмотрения и, возможно, осторожного признания. Особенно, если учесть, сколько сил было потрачено в поисках подтверждения каждого пункта (заключения) возникшей интуитивной идеи!

В завершение –  фото (фэнтези) автора на тему, как бы современная фотокамера –»мыльница» или смартфон изобразили нашу красавицу сегодня с той же точки. На фок-мачте уже расправлен парус…

Аналитический склад ума позволяет сопоставить оттенки реальности, с которой сталкиваешься при работе над архивными документами, фотографиями, при живом общении с современниками многих событий.

Большинство людей стремится к обобщению, синтезу, соединению множества фактов, предметов, сообщений. Но анализ, разделяя части целого на отдельные его элементы, наталкивается на редкие самородки, незаметные в купе с другими кусками руды. Это и рождает новые идеи. Синтез в краеведческом поиске опирается именно на такой анализ !

Желая своим небольшим личным вкладом отдать должное непревзойденному детищу гороховчан, завершаю первый цикл статей барельефом судна, который со временем, возможно, украсит его музей .

Ссылки

  1. Слив/налив нефтепродуктов.// http://proofoil.ru/Plumfilling/Plumfilling6.html
  2. http://calculat.ru/arktangens Калькулятор арктангенсов

Демин ВА