СУДОСТРОЕНИЕ В ГОРОХОВЦЕ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ГОРОХОВЕЦКОГО РАЙОНА XX В.

«Гороховецкий судостроительный завод до 1918 года. Опыт исследования».

Троицкий Александр Евгеньевич, библиотекарь, учитель истории Денисовской СОШ.

 По «Материалам I Межрегиональной краеведческой конференции «Дела людей – величие России  (памяти Ивана Александровича Шорина,  Предпринимателя, основателя Гороховецкого судостроительного завода.), 30 октября 2016 г.»

 На базе  Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий Дом народного творчества и ремесел» Гороховецкого района Владимирской области.

История судостроения в России практически не изучена. Она до сих пор ещё не оформилась в самостоятельную научную дисциплину.

Большой урон исследованиям в этой области был нанесён в печально известный период, когда имена и работы репрессированных и эмигрировавших за границу советских учёных замалчивались.

В работе Кублицкого «Великая морская держава» (М., 1952) показаны основные этапы развития отечественного речного флота и речного судостроения. «Очерки истории отечественного кораблестроения» (М., 1990) [1], поднимая проблему объективного подхода к исследованию истории отечественного кораблестроения, основной упор делают на техническую историю данного вопроса.

Что же касается судостроения в Гороховце в начале 20 века, то на момент написания данной работы (2004 г.) ситуация была следующей. Некоторое внимание данному вопросу уделено в работе Н.И. Андреева и А.И. Скворцова «Гороховец» (Ярославль, 1988) и в работе Н.И. Андреева «Гороховецкая историческая хроника» (Владимир, 1991), а также в серии публикаций в районной газете «Новая жизнь» А. Александрова (1984 г.) [2].

Сведения о заводе Шорина и судостроении в Гороховце в целом в указанных исследованиях почти полностью основываются на воспоминаниях. Указывается, что документов о деятельности завода до 1917 года не сохранилось [1].

Между тем, в ходе работы в Государственном архиве Владимирской области в 2002 – 2003 гг. нам удалось опровергнуть это утверждение. 

В основу работы по изучению дореволюционной истории судостроительного завода может быть положена широкая источниковая база. Причём большинство источников ранее в научный оборот введено не было. Сведения о судостроительном заводе обнаружены в 37-и делах 8-и фондов.

Можно выделить три группы источников:

— делопроизводственные документы;

— статистические сведения;

— периодическая печать.

Делопроизводственную документацию, в основном,  содержит фонд Владимирского губернского правления (ГАВО. Ф. 40) и фонд Канцелярии Владимирского губернатора(Ф. 14). Это дела об установке двигателей на заводе Шорина, о доставке грузов на завод во время Первой мировой войны.

Статистика представлена фондом Старшего фабричного инспектора Владимирской губернии (Ф. 266) [3] податного инспектора Гороховецкого уезда Владимирской губернии (Ф. 336), Гороховецкого уездного полицейского управления (Ф. 983), Владимирского губернского статистического комитета (Ф. 431). Количество рабочих, производительность, заработная плата, оборудование – вот далеко не полный список сведений, которые содержат статистические материалы перечисленных выше фондов.

Интересный материал о продукции завода И.А. Шорина содержится во Владимирском календаре и памятной книжке за 1904 – 1916 гг. – это реклама котельного и судостроительного заводов.

Сведения указанных выше фондов позволяют рассмотреть основные вопросы дореволюционной истории завода, но по отдельным аспектам они фрагментарны, поэтому необходимо дополнять их воспоминаниями, на которых основаны краеведческие исследования.

Остановимся подробнее на некоторых моментах.

Число рабочих

 

Год Количество рабочих (человек).
Зимой Летом
1904 300 50
1905 282 10
1906 280 20
1907 350 50
1908    
1909 275 35
1910 800 140
1911 965 235
1912    
1913 530 436
1914 310 295
1915 234 236

Наибольшую численность в зимнее время мы видим в 1911 году – 965 человек, наименьшую в 1915 — 234. То есть, нарастая до 1911 – 1912 гг., число рабочих с указанного времени снижается.

Меняется и соотношение числа рабочих в зимнее и летнее время.

 

Год Соотношение количества рабочих зимой и летом
1904 6/1
1905 28,2/1
1906 14/1
1907 7/1
1908  
1909 7,9/1
1910 5,7/1
1911 4,1/1
1912  
1913 1,2/1
1914 1,1/1
1915 1/1,01

Мы видим постепенное движение от шестикратного преобладания числа рабочих зимой в 1904 году к выравниванию с числом работников летом в 1915 году. Более того, в 1915 году летом работало на 2 человека больше, чем зимой (236 и 234 соответственно).

Речное судостроение в указанный период, как известно, носило ярко выраженный сезонный характер: суда закладывались осенью, чтобы весной естественным образом произошёл спуск на воду. Конечно, не судостроительные работы – котлы, резервуары и пр. – велись и параллельно со строительством судов, но летом велись исключительно они.

Таким образом, строительство котлов, резервуаров, шлюзование, производство сельскохозяйственных машин и орудий постепенно становится не вспомогательным, а основным производством. Причиной этого можно назвать конкурентную борьбу и монополизацию при довольно узком рынке.

Кстати, право помещать на бланках своего завода гербовые медали Иван Александрович Шорин получил не за судостроение, а за сельскохозяйственные машины и орудия. Впервые золотые медали с профилем императора и гербовым орлом имеются на бланках 1912 г.

 Объём продукции в денежном выражении также удалось восстановить.

 

Год Объём продукции (руб.)
1904 94 000
1905 121 500
1906 140 000
1907 140 000
1908  
1909 260 000
1910 560 000
1911 900 000
1912  
1913 680 000
1914 570 000
1915 470 000

Наименьший объём наблюдался в 1904 году – 94000 руб., наибольший – в 1911 году: 900000 руб. До 1911 г. прослеживается неуклонный рост объёмов производства, после – спад до 470000 рублей в 1915 году.

За 1905 – 1907 и 1909 – 1911 гг. удалось выяснить количество произведённых судов. 1905 – 3 железных баржи,  в 1906  и 1907  – аналогичные показатели. В 1909 г. было произведено 4 железных баржи,  в 1910 – 10,  в 1911 – 15.  Таким образом, за 6 освещённых источниками лет было построено 38 судов.

Удалось показать техническую оснащённость завода.        

 

Оборудование Годы
11904 11905 11906 11907 11908 11909 11910 11911 11912 11913 11914 11915
Токарный станок 1 1 1 2   2 2 3   3 3 3
Сверлильный станок 2 2 1 6 6 6 7 7 7 7
Дыропробивной пресс-ножницы 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2
Вентилятор 1 1 2 2 3 3 3 3 3
Круглая пила по дереву 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Строгальный станок по дереву 1 1 1

 

1 1 1 1 1 1
Болторезный станок 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Заклёпочный станок 1 1 1 2 2 2 2
Приводные вальцы 1 1 1 1 2 2 2
Строгальный станок по железу 1 1 1 1
Лесопильная рама 1 1 1
Керосиновый двигатель 9 ½ л. с. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Керосиновый двигатель 20 л. с. 1 2 2 2 2 2 2
Освещение Электрическое

Видно, что техническая оснащённость предприятия неуклонно росла в течение всего изучаемого периода.

Положение рабочих, судя по статистическим сведениям по зарплате, продолжительности рабочего дня, страхованию, медицинской помощи было вполне удовлетворительным, а по ряду показателей даже лучшим, чем в среднем по российской промышленности. Косвенным свидетельством того является отсутствие сведений о забастовках на заводе, а также высокий авторитет руководства, которое продолжало работать на предприятии даже после национализации.

Литература (первоисточники)

  1. Очерки истории отечественного судостроения. – М., 1990. – С. 3,4.
  2. Александров А. Продукция завода Шорина до 1917 года // Новая жизнь. – 1984. – 9 февраля. – С. 3.
  3. ГАВО. Ф.266. Д. 4169. Л. 1.
  4. ГАВО. Ф. 260. Оп. 1. Д. 2108. Л. 46 – 46об.; Д. 2308. Л. 40 – 40об.; Д. 2531. Л. 48 – 48об.; Д. 2768.Л. 48 – 48об.; Д. 3147. Л. 46 – 46об.; Д. 3317. Л. 9 – 9об.; Д. 3548. Л. 10 – 10об.; Д. 4205. Л. 74 – 74об.; Д. 4493. Л. 12 – 12об.; Д. 4869. Л. 6 – 6об.
  5. ГАВО. Ф. 260. Оп. 1. Д. Л. 46 – 46об.; Д. 2308. Л. 40 – 40об.; Д. 2531. Л. 48 – 48об.; Д. 2768.Л. 48 – 48об.; Д. 3147. Л. 46 – 46об.; Д. 3317. Л. 9 – 9об.; Д. 3548. Л. 10 – 10об.; Д. 4205. Л. 74 – 74об.; Д. 4493. Л. 12 – 12об.; Д. 4869. Л. 6 – 6об.
  6. ГАВО. Ф. 266. Оп. 1. Д. Л. 40об.
  7. ГАВО. Ф. 266. Оп. 1. Д. Л. 48об.
  8. ГАВО. Ф. 266. Оп. 1. Д. Л. 48об.
  9. ГАВО. Ф. 266. Оп. 1. Д. 3147. Л. 46об.
  10. ГАВО. Ф. 266. Оп. 1. Д. Л. 9об.
  11. ГАВО. Ф. 266. Оп. 1. Д. Л. 10об.
  12. ГАВО. Ф. 260. Оп. 1. Д. Л. 46 – 46об.; Д. 2308. Л. 40 – 40об.; Д. 2531. Л. 48 – 48об.; Д. 2768.Л. 48 – 48об.; Д. 3147. Л. 46 – 46об.; Д. 3317. Л. 9 – 9об.; Д. 3548. Л. 10 – 10об.; Д. 4205. Л. 74 – 74об.; Д. 4493. Л. 12 – 12об.; Д. 4869. Л. 6 – 6об.