17 мгновений Ю.Семенова, Марики Рёкк и Отто фон Штирлица

Самое прекрасное в мире – это тайна. Она источник искусства и науки.

Секрет творчества — знать, как прятать свои источники.

/А.Эйнштейн/

Юлиан Семенович Семенов любил тайны, любил проникать в них, раскрывать… Его неуемная натура затягивала в свою «информацию для размышлений» и читателей и кинозрителей самого успешного советского приключенческого фильма о разведчиках! В конце романа  фраза автора ставит точку-многоточие всему повествованию и мимоходом дает не только разгадку названия произведения, но отправляет нас на безуспешные поиски первоисточника!

Вот эти последние строки романа:

8.3.1945 (16 часов 33 минуты)

Мотор «хорьха» урчал мощно и ровно. Бело-голубой указатель на автостраде показывал двести сорок семь километров до Берлина. Снег уже сошел. Земля была устлана ржавыми дубовыми листьями. Воздух в лесу был тугим, синим.«Семнадцать мгновений апреля, – транслировали по радио песенку Марики Рокк, – останутся в сердце твоем. Я верю, вокруг нас всегда будет музыка, и деревья будут кружиться в вальсе, и только чайка, подхваченная стремниной, утонет, и ты не сможешь ей помочь…»

Штирлиц резко затормозил. Движения на трассе не было, и он бросил свой автомобиль, не отогнав его на обочину. Он вошел в хвойный лес и сел на землю. Здесь пробивалась робкая ярко-зеленая первая трава. Штирлиц осторожно погладил землю рукой. Он долго сидел на земле и гладил ее руками. Он знал, на что идет, дав согласие вернуться в Берлин. Он имеет поэтому право долго сидеть на весенней холодной земле и гладить ее руками…

В те времена, в III Рейхе, как его представлял и описывал Ю.Семенов, для Штирлица скорее всего две женщины олицетворяли немецкое кино. В предвоенное время и в первые годы немецких побед это была выдающийся режиссер, кинодокументалист Лени Рифеншталь. Её фильмы  «Триумф воли» и «Олимпия» не сходили с экранов в 1934– 1939 гг., ей благоволил сам фюрер, с которым она познакомилась еще в 1932 году, написав ему письмо. Многие операторские находки Лени вошли в мировой фонд искусства спортивных съемок и масштабных документальных эпопей. Её фильм «Олимпия»,  об Олимпийских играх 1936г. в Германии, был признан лучшим на Международном кинофестивале в Венеции в августе 1938 г.

Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь.

Для ведения любых общественно значимых и сложных дел, тонко прорабатываемых с противниками и партнерами, штандартенфюрер Штирлиц несомненно должен был знать и зримо представлять всю сложную механику взаимоотношений высших партийных руководителей, достижения чемпионов и передовых спортсменов III Рейха.

При этом кинотеатры были привычным местом времяпрепровождения для немцев, и служба Абвера использовала их в своих конспиративных целях.

Эту картину под названием «Девушка моей мечты» Штирлиц смотрел в шестой раз. Он ненавидел эту картину. Он уже не мог смотреть на Марику Рокк и слушать эту музыку.

Родившаяся в 1913 году в Каире, Марика Рёкк уже в 11 лет танцевала на сцене знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж», а в 15 лет в составе труппы Гертруды Хофман выступала в Штатах, в Нью-Йорке на Бродвее, научившись бесподобно отбивать степ! В 1930-х…1940-х гг. Марика Рёкк была в числе ведущих звезд эстрады и кино.

Интересно, что, как и в Советском Союзе (и в какой-то мере в США) в нацистской Германии в 1930-е годы произошел расцвет песенного шансона. Музыкальные фильмы и их герои и героини были любимы зрителями Германии и Австрии. Но максимальной популярности Марика Рёкк достигла в последние годы Второй Мировой, когда в 1944-м вышел фильм «Девушка моей мечты». Так лирично перевели немецкое название в Советском Союзе. Немецкому  «Die Frau meiner Träume»  ближе перевод «Женщина моих грёз»…

Марика Рёкк в одной из финальных сцен фильма «Девушка моей мечты»

Съемки фильма закончились в январе 1944 г. Во время съемок Марика была на 5-м месяце беременности и 13 апреля 1944 года родила свою единственную дочь Габи (Габриэлу). Совершенно далекая от политики и войны актриса, никогда не участвовавшая в пропагандистских фильмах,  лишь с ребенком на руках почувствовала пресс нацистского режима и познала весь ужас страшной войны!

Мировое кино того времени (1930-х…1940-х гг.) служило целям психологической разгрузки людей, отвлекало их от тяжелых мыслей, уводило в прекрасный мир мечты, грёз… Так было и с американской «Серенадой Солнечной Долины» с оркестром Глена Миллера, и с советскими «Весёлыми ребятами», «Волга-Волга»,  «Свинарка и пастух». Но больше всех преуспело ведомство Йозефа Геббельса! Самыми успешными были «Концерт по заявкам» (1940 г.), «Большая любовь» (1942г.). А цветная музыкальная комедия «Девушка моей мечты» оказалась любимым фильмом не только миллионов зрителей, но и вождей враждующих сторон А.Гитлера и И.В.Сталина! /Первым цветным фильмом в Германии был музыкальный фильм » Женщины всё же лучшие дипломаты» (1941г.), главную роль исполнила в нём всё та же Марика/

Подпись под фото: «Женщины всё же лучшие дипломаты», 1941: на этом снимке я особенно охотно оставляла свои автографы           / иллюстрация из книги Марики Рёкк «Сердце с перцем» с.128 /

Интересно, что в реальной жизни Третьего Рейха двух этих незаурядных женщин немецкого кино (Л.Рифеншталь и М.Рёкк) судьба свела в одной кинокартине «Концерт по заявкам», выпущенной перед самым 1941 годом! Она стал лидером проката, вторым по успешности фильмом после «Большая любовь» (27,4 млн зрителей). В мелодраматический военный сюжет фильма, в котором были задействованы звезды экрана (в их числе Марика Рёкк) были включены, как объединяющие зрителей-немцев воспоминания, кадры из документального фильма Лени Рифеншталь «Олимпия» об относительно недавних Олимпийских Играх.

В романе о Штирлице у Юлиана Семенова проступают многие черты, присущие советской системе тех лет, особенно приемам ведения дел представителями спецслужб, он вводил в свой сюжет персонажи знакомые родному читателю! Автор не мог обойти и такую заметную фигуру, как Марика Рёкк. Тем более, что он прекрасно знал отношение советских людей именно к этой актрисе и её знаменитому цветному фильму (который в СССР с 1946-го года посмотрели миллионы зрителей, для нестоличных кинозалов фильм тиражировался в черно-белом варианте…).

В финале последней серии фильма «Семнадцать мгновений весны» рефреном звучит песня Микаэла Таривердиева, а та самая, Марики Рёкк из финала книги, «Семнадцать мгновений апреля» даже не упоминается! Нет её и на протяжении всех 12-ти серий фильма. Этот факт заронил искру поиска в сердца пытливых кинозрителей, захотелось услышать первоисточник в оригинальном виде! Тем более что первая строка песни, казалось, была на слуху у самого автора – Ю.Семенова. Ведь он приводит строки из неё, и даже едва не поставил её в название фильма! Об этом свидетельствует титульный лист киносценария, представленный Ю. Семеновым, и экспонирующийся в Крыму на «вилле Штирлиц» на первом этаже дачи писателя!

Но самые настойчивые поиски оказались тщетными. Среди 24 музыкальных тем  фильма «Семнадцать мгновений весны» (помимо 14-ти тем Микаэла Таривердиева, т.е. всего 38-ми!) нет песни (шлягера) «Семнадцать мгновений апреля».   Просматривая всю фильмографию  (названия 40 фильмов и имена персонажей) Марики Рёкк не удается найти ничего подходящего под указанную тему.

Не нашлось «мгновений апреля» и в богатом музыкальном наследии Марики (более ста песен).

Результаты наших поисков – перечень сохранившихся на носителях  (грампластинках, «виниле», CD, DVD) песен, фильмография, описания музыкальных тем, отражены на данной  странице.

Со временем я пришел к мысли, что упоминаемая в книге песня «Семнадцать мгновений апреля» с пересказанным куплетом из нее – это прекрасная творческая находка художника слова. Причем гораздо более невинная, и в то же время более интересная, чем захватывающая воображение фраза из неоконченного романа В.Пикуля «Барбаросса», ежедневно приводящая на наш сайт новых читателей, которые с заметки «Молотов, Риббентроп и … Анна Ахматова» /https://huntcatcher.ru/molotov-ribbentrop-i-anna-ahmatova начинают знакомиться и с другими рубриками. Что кому по душе!

Чтобы подчеркнуть ощущение тайны, заключенной в авторском описании песни, ставшей по сути названием и девизом произведения, повторим замечательную фразу А.Эйнштейна, приведенную вначале, в эпиграфе:

«Самое прекрасное в мире – это тайна. Она источник искусства и науки.»

     Это тайна!

Демин ВА

P.S. Интересно, что два упомянутых немецких кинодеятеля  (кинооператор, актриса и режиссер Лени Рифеншталь и певица, танцовщица, киноактриса Марика Рёкк) прожили весьма долгие лета непростой, полной приключений и злоключений жизни!. Лени Рифеншталь прожила 101 год, а М.Рёкк – 90 лет, вплоть до 2003-2004 гг.!

Прекрасную журналистку в кафе «Elefant» (актриса Светлана Светличная), строчившую на портативной машинке бравурные статьи, режиссер, и фактический соавтор сценария, Татьяна Лиознова ввела в сюжет (как и фрау Заурих) и назвала Габи, именем дочери Марики Рёкк…