Донатас Банионис на Устном Журнале в Ленинградском Технологическом институте 17 марта 1969 г.

 

 

19 мая 2024 года В Контакте я прочел запись Станислава Садальского / 1 / о великих советских актерах Вие Артмане и Донатасе Банионисе! Замечательные слова!  Именно там я узнал, что 28 апреля 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения актера. И сразу в памяти всплыла давняя история… Тем более, что в своих записных книжках мне не раз попадался бережно переписываемый телефон Донатаса Баниониса в Паневежисе, который он дал зрителям того незабываемого Устного Журнала, проходившего в Актовом Зале ЛТИ им. Ленсовета 17 марта 1969 года …

К моменту встречи на Устном Журнале мы посмотрели несколько фильмов с участием Баниониса – «Никто не хотел умирать», «Берегись автомобиля» и, конечно, недавний «Мертвый сезон», прославивший его в какой-то мере подобно «Семнадцати мгновениям» – Тихонова.

Отмечу, что все эти фильмы – черно-белые, так и запомнились, хотя сейчас всё чаще стремятся их раскрасить. Трудно передать ощущения того времени. Юные, мы мало задумывались о каких-то житейских проблемах, определенность будущего во многом делала легкой далеко не комфортную жизнь 55 лет назад…

Выйдя на сцену и заняв место за столиком у микрофона, Донатас не оказался неким «мэтром» смотрящим свысока на нашу молодежную «комсу» (комсомольцев). Он выглядел очень естественно и спокойно. А с нами его сблизила короткая заминка, вызвавшая наши переживания и несколько обеспокоившая его! Запустили кадры из фильма «Мертвый сезон», но изображение оказалось неестественно сжатым с боков! Оказывается, у нас в «техноложке» в комплекте кинопроектора не было анаморфотной насадки, позволяющей расширять экономно снятое на обычную 35мм пленку широкоэкранное изображение до нужных пропорций (оптически «раздвигать экран»). Пришлось посмотреть видеофрагменты примерно вот так:

Это не только не помешало общению и ходу беседы, а наоборот облегчило контакт актера со зрителями!  Мы ведь видели «правильную» картинку в нашем родном тогда новеньком кинотеатре «Космонавт» на соседней Бронницкой улице, прославившемся в СССР тем, что в нем проходило действие детектива 1966 г. «Два билета на дневной сеанс». Банионис довольно «коротко и ясно» изложил историю своего творческого пути. Рассказал, как оказался в г. Паневежисе в 1941г. Рассказал, как местные с большой долей неопределенности и скепсиса ждали проявления немецкого «нового порядка», но не дождались и не поддержали. (Это и сейчас подтверждают архивы. В отличие от Эстонии и Латвии гитлеровцы не смогли в Литве создать коллаборационистские и эсэсовские части! Литовцы шли свои путем, борясь за свою страну).

Рассказал о своем родном Паневежском театре, звал посмотреть их спектакли. Благодаря Банионису театр в небольшом литовским городе был известен. На сомнение ребят из зала и некое волнение в рядах по поводу билетов, Донатас очень просто, с какой-то детской непосредственностью сказал, что если кто-нибудь из нас выберется в Паневежис, пусть позвонит лично ему по местному телефону и он поможет с билетами. И тут же дал свой телефон! Как и многие, я записал его и переписывал позже из одной книжки в другую, пока он не перестал быть актуальным…

Естественно, что его попросили рассказать о фильме «Мертвый сезон». Актёр упомянул, что его работу над ролью курировал реальный разведчик Гордон Лонсдейл, прототип главного героя Ладейникова. Поскольку в то время Лонсдейл был еще действующим агентом, не всё можно было подробно рассказывать актеру, тем более, привязывая к месту и времени действия! Но некоторые факты биографии Лонсдейла, поведанные нам Д.Банионисом были удивительно конкретны! В чем-то они существенно расходятся с биографией Конона МолОдого (реальное имя советского разведчика Гордона Лонсдейла), рассказанной на страницах интернета, и в то же время, возможно, они выстраивают некие параллельные события и связи Лонсдейла и Абеля в годы Второй Мировой (Великой Отечественной) войны.

Меня так захватил рассказ, что я как мог постарался отметить в своей книжечке новые для нас страницы биографии разведчиков и киноактеров!

В моих скорописных пометках, со слов Баниониса, отмечено, что Абель завербовал Молодого во время войны на территории Польши. Причем Абель работая в абвере, перевербовал Конана и потом многому научил его. Скорее всего, это была легенда разведчика Лонсдейла для широкой публики. Хотя в 1941 и начале 1942 года и Молодый и Абель находились на передовой, при этом Абель готовил партизан к борьбе за линией фронта!… В интернете во всех статьях пишут, что они познакомились уже после войны, в 1946 г.

Навсегда запомнился диалог Ладейникова (Д.Банионис) с Савушкиным (Р.Быков)

«– Ну неужели Вам хотя бы не страшно?

— Я никогда не думал, что у актеров так развито чувство здравого смысла!… Вы думаете, что в работе разведчика всё можно планировать?!

– Константин Тимофеевич!

-У-у…

–Вы случайно не были в партизанах?

— Не-е-т… Не приходилось.

–А на каком фронте Вы служили?

— Я при Главном Штабе служил… Шифровальщиком.

–Кто там у Вас заправлял?!

-Генерал Гальдер, а потом Йодль!…Я ведь при немецком штабе служил!«

Недавно пересмотрев фильм «Мертвый сезон», я обратил внимание на нюансы в работе сценариста и режиссера. Например, в именах и фамилиях. Ладейников – Константин Трофимович, а реальный прототип Молодый – Конон Трофимович. У Ладейникоа оперативные псевдонимы – ЛОНСфилд (в курортном городке) и СтенДЕЙЛ (в большом городе, откуда он скрылся). Две разные половинки этих имен складываются в ЛОНСДЕЙЛ.

Но вот что интересно, так это описание Банионисом со слов Лонсдейла, момента обмена его на разведчика Винна.

Происходил обмен не «в чистом поле», как в фильме, а в Берлине, на границе между Западным и Восточным секторами, фактически на мосту Глинике через речку Хафел /Havel/, протекающую между Берлином и Потсдамом.Мост Глинке. Вид из парка БабельсбергМост Глинке

Записанная мной дата отличается от повторяемой в википедиях (1964 г.) – 25 апреля 1963 года. Похоже, что месяц и день у меня отмечен правильно, а год все-таки 1964-й. При обмене Гревилл Винн едва не потерял сознание от перенапряжения.

Интересовались, почему в фильмах его дублирует Александр Демьяненко, хотя сам Банионис говорит по-русски практически без акцента. Он сослался на желания худсоветов и режиссеров, снимавших фильмы с его участием. Сам он высоко отозвался о качестве дубляжа Демьяненко!

В ходе беседы с нами, Донатас как-то не навязчиво советовал нам активнее жить, интересоваться «новыми веяниями» в театральной, общественной жизни, читать произведения современных писателей.

Как пример, он назвал модные тогда «Дикие рассказы» Николая Хайтова.  Не сразу уловив фамилию, я несколько раз исправлял ее в записной книжке. Эти рассказы болгарского писателя, поднявшегося из сельской глубинки до должности секретаря Союза Болгарских писателей, сделали его мировой знаменитостью! Уже тогда их перевели на 28 иностранных языков, включая китайский. На момент нашего Устного Журнала рассказы были опубликованы в 1 – 6 номерах журнала «Иностранная литература» за 1968 г. / 2 /.Но Банионису, видимо, не давала покоя пьеса Хайтова «Псы», которую он упомянул, а я узнал о ней только сейчас. Можно представить, что чувствовал такой актер и будущий режиссер, по-видимому, только что прочитав ее в журнале «Театр» (№8, за 1968 г.) / 3 /, если нынешние восхищенные зрители, выйдя после спектакля, пишут в отзывах » ПСЫ» — это лучшее, что я когда-либо смотрела в театре. Спасибо!!!»/ 4 /.Только сейчас начинаю понимать насколько Донатас Банионис был впереди нас! Встреча с ним не даром запомнилась и вспоминается мной через 55 лет…

А по прошествии длительного времени, все-таки что-то остается потомкам. Перед театром «Балтийский дом» в Петербурге установили памятное кресло Донатаса Баниониса в 2010г. Его имя отлито на спинке кресла – памятника.Кресло Баниониса в парке у театра «Балтийский Дом»

В нынешние времена на сайте «Дом кино» появилась интересная подробная заметка о Гордоне Лонсдейле / 5 /. Там же приведена фотография того времени (1968г):Донатас Баниолнис и Конон МолОдый, действовавший в Великобритании с середины 50-х годов под псевдонимом Гордон Лонсдейл.

Настоящая публикация, возможно, интересна моим сокурсникам и людям «далёкого» старшего поколения, поскольку зрители, выросшие в постсоветскую эпоху зачастую даже не слышали о замечательном актёре!… Это обстоятельство звучит в документальном фильме 2014-го года «Я остался совсем один». Премьера фильма в России состоялась 27 апреля 2014, накануне дня рождения актёра (28 апреля ему исполнилось 90 лет!), а 4 сентября он ушел из жизни… И с этого времени минуло уже 10 лет!

Из воспоминаний Д. Баниониса / 6 /:

«Когда я в 2001 году в Кремле в составе литовской правительственной делегации был представлен российскому президенту, спросил у него: правда ли, что он решил стать разведчиком, посмотрев «Мертвый сезон»? «Да, — с улыбкой ответил Владимир Путин, — было дело..»

Ссылки

  1. С. Садальский. Донатас Банионис./ https://vk.com/wall-3822549_111113 /19 мая 2024.
  2. Николай Хайтов /Сайт «Лаборатория фантастики»/ https://fantlab.ru/autor16211
  3. Хайтов, Николай. Лодка в лесу. Триптих одноактных пьес: Тропинки. – Лодка в лесу. – Псы. Пер. с болг.: Е. Фалькович. Театр, 1968, № 8, с. 171—191.
  4. Спектакль «Псы» ММД Театр «Крылья»/ https://okteatr.ru/spektakl-psy/
  5. «Мёртвый сезон»: прототип главного героя и реальная история секретной миссии  / https://dzen.ru/a/YEIIKlgoVzbdX7LI
  6. https://www.starhit.ru/story/jenilsya-iz-jalosti-izmenyal-bez-lyubvi-zaputannaya-lichnaya-jizn-donatasa-banionisa-209297/  Сайт «СтарХит».

Демин ВА

Настоящая публикация создавалась для портала » Однокашники, учившиеся в 1965 – 1971 гг на физико-химическом факультете ЛТИ им. Ленсовета»/ https://huntcatcher.ru/odnokashniki-uchivshiesya-v-1965-1971-lti/