Горящий эвакогоспиталь глазами ленинградского мальчишки

Крупнейший пожар в блокадном Ленинграде. 19 сентября 1941 года в 16:25 немецкие самолеты разбомбили и сожгли эвакогоспиталь на Суворовском проспекте д.50

Семья Седлецких жила в доме № 3 по улице Красной Конницы (Кавалергардской), торец их дома оказывался во внутреннем дворе эвакогоспиталя. Всю ужасную картину Славик /1 / наблюдал с внутренней стороны горящего здания…

 

Предыстория

С 1923 г. Суворовский проспект именовался Советским, пересекавшие его Рождественские улицы тоже стали Советскими / 2 /. Отходившую от него Кавалергардскую улицу назвали ул. Красной Конницы. Интересно, что к названиям Советские и Красной Конницы ленинградцы относились нейтрально и привыкли к новым именам. Но Советский проспект в сознании жителей навсегда остался Суворовским. Это имя вернулось к нему в 1944 г. после Сталинградской битвы вместе с офицерскими званиями, орденами Суворова и других полководцев, погонами и ответом на приветствие «Служу Советскому Союзу!» вместо «Служу трудовому народу!»

Эвакогоспиталь № 28 разместился в новом, к тому времени опустевшем здании Академии легкой промышленности на Суворовском пр.,50 / 3 / . На противоположной стороне проспекта находилось кольцо трамвая № 37 (по проспекту проходили маршруты шести номеров трамваев, два из них №5 и № 33 шли дальше, к площади Пролетарской Диктатуры).

Здание Академии легкой промышленности. Фото 1938 г.

Здание Академии возводилось долго, и к моменту его заселения в 1938 г., оно оказалось невостребованным в связи с очередной реорганизацией учебного заведения. И хотя занятия планировались и даже составлялись расписания, дело не пошло. В ноябре 1940 г. Академия была ликвидирована / 4 /. В 1938 году на Суворовский, 50 переехало с Балтийского завода недавно организованное Центральное Конструкторское Бюро № 18 (ЦКБ-18).  А вместе с ним (вслед за ним) ЦКБ-17 и ЦКБ-19. Наиболее ценным было ЦКБ-18, ориентированное на создание новейших подводных лодок для ВМФ СССР. ЦКБ-17 и 19 разрабатывали проекты эсминцев, катеров, тральщиков и десантных кораблей, а также судов специального назначения / 5,6 /. В июле 1941 конструкторские бюро были эвакуированы. ЦКБ-18 было эвакуировано в г. Горький (Нижний Новгород) и с 1 августа приступило к работе. ЦКБ-19 было пополнено сотрудниками и в процессе эвакуации перемещалось в сторону Куйбышева (Самары) и Сталинграда (Волгограда).

Бомбежки

Бомбежки Ленинграда ожидались с самого начала войны, даже аэростаты заграждения подняли в воздух в ночь с 23-го на 24-е июня! /7/. Но первый мощный налет фашистская авиация совершила 8 сентября, именно в этот день замкнулось кольцо блокады и загорелись знаменитые Бадаевские склады!

Пожары в Ленинграде после авианалета 8 сентября 1941 г. /8/

Начиная с 10 сентября 1941 г. обстановка на фронте резко обострилась. Немцы предприняли усилия по сжатию блокадного кольца, замкнувшегося вокруг Ленинграда. 12 сентября они заняли Красное село и вышли на подступы к Пулково. Но самым тяжелым оказался день 17 сентября. Фашисты вышли на побережье Финского залива у Стрельны, овладели частью Петергофа, заняли Урицк (Лигово) и Пушкин. Поток раненых красноармейцев резко возрос. Именно в эти дни госпиталь принял большое количество новых раненых. По свидетельству очевидцев, 18 сентября в госпиталь №28 поступило свыше 1000 человек! / 9 /.

Налет

Описание авианалета и пожара в эвакогоспитале сохранилось в воспоминаниях девушек –дежурных местной противовоздушной обороны (МПВО): Зои Решеткиной / 10 / и Люды Ковалевой / 9 /, живших поблизости. Зоя Решеткина жила на ул. Кирочной, д.45, а Люда Ковалёва на Суворовском пр., д.40-Б (внутренний корпус). По сигналу воздушной тревоги, четвертому за день, около 16:20 обе они заняли свои посты МПВО у хорошо «просматривающих» (парадных) выходов на улицы. От здания эвакогоспиталя до Кирочной примерно 300м (45-й дом был за углом), дом 40 по Суворовском проспекту – на расстоянии 250м. Взорванный и загоревшийся госпиталь они увидели издали и по окончании бомбежки покинули свои посты и устремились к месту пожара.

Люда увидела начало налёта и первые бомбы, отделившиеся от пролетавшего самолета.

Юнкерс Ju-87-Stuka сбрасывает бомбы в пике

Зоя отметила появление огромных клубов черного дыма вздымавшихся над зданием! Добежав до госпиталя, она увидела работу пожарных и спасение выживших раненых и работников учреждения.

А как развивались события до момента попадания бомб, что произошло в момент их разрывов и следом за ними, что испытали люди оказавшиеся в эпицентре этих событий!

Множественная гибель людей в огне

Вот что рассказал Ростислав Викторович Седлецкий, в то далекое время – десятилетний ленинградский мальчишка Славик. Он и сейчас, в весьма престарелом возрасте, не может без содрогания вспоминать то огненное убийственное зрелище. Оно пережито настолько, что и сейчас короткие обрывочные фразы даются ему с трудом!

Когда прозвучал сигнал воздушной тревоги, его мама – Нина Павловна, вместе с сыновьями – Славиком и младшим – Валентином, спустились из квартиры в бомбоубежище, вход в которое располагался в их парадной.

Ленинградские бомбоубежища сентября 1941 г., в т.ч. при детском саде № 58. Кадры фото- и кинохроники.

В бомбоубежище. Первые налеты. Осень 1941.

Миниатюрный барельеф (плакетка), созданный скульптором Н.Н. Кравченко, пережившим ужасы войны и блокады, вместил в себя все атрибуты этого явления прифронтового быта! Даже тарелка черного репродуктора висит на колонне, как на реальной фотографии, приведенной выше. Он оповещает о конце налёта!

Корпус дома № 3 по ул. Красной Конницы, где они жили, в плане представлял основание буквы Т, вдававшееся во двор Промакадемии (госпиталя №28). Осенью 1941 г. двор дома №3 был заполнен поленницами дров для печного отопления. Жители хранили свои дрова в огромном подвале своего дома (высота его около 2,2 м), разделенном на отсеки (с бетонными стенами) и секции (деревянные выгородки), распределенные между семьями. С первых дней войны от Исполкома райсовета было получено распоряжение освободить подвал от дров! / 11 /. Как вспоминает Р.В. Седлецкий, двор был завален свеже сложенными поленницами дров, вынесенных из подвала!

От двора огромного здания академии их дом отделял забор из металлических прутьев.

План-схема двора госпиталя № 28 (корпусá, расходящиеся от главного по ул.Красной Конницы и Суворовскому пр.) и входящего в него корпуса д. №3 по ул.Кр.Конницы. Его угловая парадная с бомбоубежищем обозначена красным, рядом – поленницы дров. Голубые лучи – угол обзора госпиталя от входа в убежище. Красный крест на главном корпусе – примерное место расположения госпитальной аптеки. Синяя стрелка – направление полета пикирующего бомбардировщика люфтваффе (летел вдоль проспекта). Концентрические окружности – места падения бомб. Красные точки во дворе у короткого корпуса места падения раненых (часть из которых спаслась!).

В бомбоубежище дома № 3

Вслед за прозвучавшим сигналом тревоги они вскоре услышали нарастающий гул близких самолетов, после чего раздался сильнейший взрыв, от которого качнулась земля. Почти сразу за ним еще взрывы. И буквально через мгновение всё стихло. Находившиеся в убежище замерли в томительном ожидании. Снаружи раздавались глухие звуки, крики… И в эти секунды в подвал снизу (!) хлынула вода: прорвало магистральную трубу водопровода, проходившую под Промакадемией! Очень быстро, показалось чуть ли не мгновенно (!), холодная вода поднялась по колено, а детям по пояс, и продолжала прибывать. Люди в ужасе бросились к дверям на улицу.

«Самыми опасными местами во время налета оказались наши бомбоубежища: упав поблизости от них, бомба заживо погребала всех собравшихся; там людей заливало водой из лопнувших труб водопровода раньше, чем их успевали раскапывать», — рассказывал В. В. Бианки /знаменитый советский писатель – натуралист  / 12 /

Люди, находившиеся в убежище подсознательно стремились избежать подобной участи!

 Налет прошел одной волной и сразу прекратился. Средний (главный) корпус, перемычка буквы «П» в плане здания, был разворочен и в нем сильнее всего бушевало, распространявшееся по боковым корпусам пламя.

Известное фото и кадр кинохроники, вошедшей даже в х/ф «Два бойца» (1943 г.). Из-за перебитого водовода, гидрант не может помочь пожарным. Но пожарная машина – с цистерной!

Взрывная волна выбила в них не только оконные рамы, но и стеновые проемы, что привело к вертикальному (самому быстрому при пожарах) возгоранию конструкции здания. Проемы тоже были объяты пламенем. В свете огня метались горящие люди – полураздетые раненые, санитарки, медсестры, другие сотрудники госпиталя. В основном, конечно, раненые. По словам взрослых (по-видимому, из рассказа дежуривших на выходе и на крыше дома № 3, членов отряда МПВО, у которых на глазах и произошел налет) огромная бомба прошила все этажи центрального корпуса и взорвалась внизу в помещении госпитальной аптеки. (Вход в аптеку был со двора). Взрыв привел к мгновенному выбросу паров и микрокапель спирта и эфира, которые в следующую секунду вспыхнули огромным огненным вихрем. Летевшие в строю бомбардировщики добавили в пожарище еще и «зажигалок».

Горящие раненые, потеряв ориентацию и не видя выхода из бушующего пламени, выпрыгивали в окна и зияющие проёмы. Люди (во дворе дома №3) с ужасом наблюдали это! Те что помоложе бросились к госпиталю, но мешал забор. Большинство горящих выпадало во внутренний двор академии из короткого корпуса (по улице Красной Конницы) …

Короткий корпус с наружной стороны ул. Красной Конницы. Мимо пожарного пролетает огненный сноп искр из окна второго этажа (справа внизу)

Корпус госпиталя (короткий) по ул. Красной Конницы после пожара, декабрь 1941. Вид со двора.

Тот же корпус весной 1942 г. Вид с ул. Красной Конницы. Видны колонны экстерьера парадного фасада.

Из-за разрушения водовода пожарные гидранты оказались без воды, очень слабо на ситуацию влияли брандспойты пожарных машин с цистернами. На основной пожарной машине того времени – ПМЗ-2 на базе ЗИС-5 емкость цистерны с водой составляла 1500л. Ее насос опорожнял этот объем практически за 1 минуту (скорость подачи 1400л/мин!) / 13 /.

Самоотверженность пожарных заключалась в попытках спасти людей, падающих с высоты, с помощью спасательного полотна, удерживаемого вручную 4-мя (и более) спасателями! Но их эффективность – до уровня 3-го этажа (8 м), поэтому избежать травм не удавалось, но часть упавших удалось спасти. Раненые покидали место пожара зачастую своим ходом /10/.

По официальной информации в пожаре пострадало более 600 человек, из них 442 погибло в огне! /14 /.

У Славика (Ростислава Викторовича Седлецкого) это зрелище сохранилось в памяти НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ !

Горящий госпиталь настолько впечатлил многих кинохудожников и создателей телевизионных передач, что сохранившиеся видеокадры длительностью всего 20 секунд стали одним из символов Блокады! Отрывок из х/ф «Два бойца», содержащий эти кадры, можно увидеть здесь:

Что еще можно сказать про этот авианалет?!

Это был четвертый налет за день (19 сентября 1941 г.)! В дополнении к бомбардировщикам Ju-88A в нем участвовали и пикирующие бомбардировщики Юнкерс 87 «штука» (Ju 87 R2 Stuka), наиболее известные в первые годы войны. Бомбовая нагрузка в «ленинградских» налётах: 1 бомба 250 кг под фюзеляж и 4 х 50 кг под крыло. Они взлетели с окружного (Лен ВО) аэродрома в пос. Сиверский / Пос. Сиверский (в 25 км от Гатчины) занят оккупантами 1 августа 1941 г., Красногвардейск (Гатчину) немцы захватили 13 сентября 1941 г. Аэродром в Гатчине к 19 сентября еще не был готов к полётам, «оживёт» он только в октябре/

Юнкерсы Ju 87 Stuka на пути к городу

Взлетев, самолеты направились в сторону Октябрьской железной дороги Москва – Ленинград. В первые месяцы войны именно эта ж/д магистраль служила немецким летчикам надежным и простым ориентиром, конечной точкой её был Московский вокзал, в самом центре города! Лететь по прямой (67 км) – не более 15…20 минут.

Погода в сентябре 1941 года выдалась удивительно теплой и солнечной для Ленинграда. И этот день – пятница 19 сентября – был под стать всем предыдущим дням. Сделав над Московским вокзалом небольшой доворот штурвала вправо, тяжелые машины сразу оказались в начале Суворовского проспекта, причем со стороны солнца и плохо просматривались нашей системой ПВО. Расстояние от точки поворота до угла ул. Красной Конницы и Суворовского пр. – 1660м. Даже на скорости немного превышавшей 250 км/ч самолеты преодолели его за полминуты!

Выбор цели бомбометания

Судя по точности попадания, атаку совершил пикирующий бомбардировщик Ю-87, сбросив в пике не менее трех бомб враз. В центральный корпус и аптеку попала мощная 250-килограммовая бомба SC-250 /15/. В соседние корпуса – не менее 2-ух 50-килограммовых бомб. Ростислав Викторович вспоминал, что жители этого микрорайона говорили, что на крыше госпиталя был нарисован огромный Красный Крест, и немцы специально целились в крест (фашисты !). Об этой легенде вспоминают и сейчас. Также, как и версию, что немцы хотели разбомбить ЦКБ-18, не зная, что ЦКБ давно эвакуировалось!

Созидать красный крест на крыше, в то время, в тех условиях надвинувшейся блокады, наплыва раненых, представляется мало вероятным. Ведь судя по скорости распространения огня, не хватило сил, времени, людских ресурсов организовать противопожарное покрытие чердачных перекрытий академии и горючих конструкций внутренних помещений замазкой (густой водной суспензией) на основе суперфосфата! /16/ Хотя эта трудная задача была отмечена газетой «Ленинградская Правда» как практически решенной ленинградцами! /Ленинградская Правда.1941, № 220 (8013), 14 сентября/

 Но покрыть вручную огромное количество чердаков и деревянных перекрытий удалось только в большинстве жилых домов и в производственных зданиях, особо охраняемых от пожара (библиотеки, архивы, театры, государственные комитеты). Потрудились, не покладая рук, тысячи работниц (это был в основном женский труд!). Но успеть удалось не везде…

В районе Суворовского проспекта и площади Пролетарской Диктатуры немцы никак не могли нащупать, найти главный штаб обороны города, располагавшийся рядом, в Смольном. Он был тщательно и на редкость удачно замаскирован! А здания Окружного госпиталя, расположенного через дорогу, летчики люфтваффе не бомбили. В этот день от фугасных бомб пострадало много строений в Ленинграде.

Разбор завалов дома №4 по Дмитровскому переулку, разбомбленного 19 сентября 1941 г

Разрушенный дом на пр. Володарского (Литейном). Сентябрь 1941 г.

Похоже, что этот страшный налет 19 сентября и последующий сильнейший авианалет 27 сентября оказались последними, в которых пикирующие бомбардировщики Ю-87 и Ю-88 наносили точные удары по выбранным целям в черте города!

Действия ПВО Ленинградского фронта в этот день были признаны руководством неудовлетворительными! Было заявлено о якобы сбитых 19-ти самолетов люфтваффе, при проверке оказалось, что только 5 (и то над линией фронта, а над городом – всего один Ю-88, выбросившихся на парашютах летчиков вообще отнесло в расположение немецких войск !). В результате командир 2-го корпуса ПВО генерал-майор М. М. Процветкин и нач.штаба полковник В.М. Добрянский были сняты со своих должностей! / 17 /.

ВОЗМЕЗДИЕ

Перед всенародным праздником – 24-ой годовщиной Великой Октябрьской Социалистической Революции, который 7 ноября 1941 года был ознаменован военным парадом на Красной площади в Москве, руководством фронтов было принято решение не позволить гитлеровцам сорвать празднование и испортить настроение советскому народу! В Ленинграде 6 ноября силами нашего 125 скоростного бомбардировочного полка (ком. полка В.А. Сандалов) под прикрытием 15-го истребительного авиаполка был совершен массированный налет на немецкие аэродромы в районе Сиверский и Красногвардейск (Гатчина) / 18 /. Без учета работы штурмовавших аэродромы истребителей, расстреливавших технику на земле (Ю-87, Ю-88, Ме-109), бомбардировщики уничтожили 70 немецких самолетов. В силах люфтваффе на ленинградском фронте возникла невосполнимая дыра! (О пополнении речь не шла: авиация немцам нужна была в битве под Москвой!). Немцы с трудом взялись за восстановление побитой техники и доставку новых аэропланов к фронту, но наступили небывалые морозы! Самолёты фашистов было всё сложнее заводить, синтетический бензин становился вязким, а летние масла твердели и не обеспечивали смазку. Авиация гитлеровцев возобновила налеты только к апрелю 1942 г. и то во фронтовой полосе.  А в ноябре авианалеты на город сменились на артобстрелы!

Все фото и кино материалы, использованные автором в настоящей работе, получены из открытых источников в интернете (большинство – из публикаций, указанных в «Ссылках»).

Ссылки

  1. Возвращенные имена. Книги памяти России. Седлецкий Ростислав Викторович, род. 19.12.1931. Место проживания: г. Санкт-Петербург, Невский р-н. (Они пережили Блокаду, т. 10) / https://visz.nlr.ru/blockade/show/1795413
  2. В. Арева. Суворовский проспект. Где были «Слоновый двор» и лучшая в Ленинграде галантерея? / https://www.mirkvartir.ru/journal/reviews/2021/01/29/suvorovsk-prosp-gde/
  3. Сайт «Град Петра»/ https://history.gradpetra.net/prospekt/36/3168-50-52.html
  4. Администрация Санкт-Петербурга. Официальный сайт/ https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/162388
  5. ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ «РУБИН». Официальный сайт/ История/ https://ckb-rubin.ru/index.php?id=162  1926-1941гг.;  https://ckb-rubin.ru/index.php?id=163 1941- 1955
  6. Вадим Бережной. Конструкторские бюро/ https://newsland.com/post/2064593-konstruktorskie-biuro / Newsland/
  7. Аэростаты над Ленинградом. Записки инженера – воздухоплавателя. А. И. Бернштейн/ Химия и Жизнь №5, 1983 г., с. 8-16
  8. Блокада Ленинграда. Фото. Часть 2./ https://gubarevan.livejournal.com/828931.html
  9. Воспоминания Л.В. Ковалевой (Васильевой)/ Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны (КМПВО) Ленинграда./ https://nsportal.ru/user/552823/page/shkolnyy-muzey-krasnoznamyonnoy-mestnoy-protivovozdushnoy-oborony-kmpvo-leningrada
  10. М. Литвинова. С закинутой к небу головой/Сайт «ЛЕНИНГРАД Победа!» https://leningradpobeda.ru/blog/s-zakinutoyu-k-nebu-golovoy
  11. Ходанович В.И. Блокадные будни одного района Ленинграда/ Центрполиграф; Москва; 2015.
  12. https://vk.com/wall-27569095_602605 История в кадре / History.doc
  13. Советские автомобили. ЗИС-5 пожарный / https://dzen.ru/a/XVrrOj9UhwCtlDCq
  14. https://history.gradpetra.net/prospekt/36/3168-50-52.html /Сайт «Град Петра»
  15. Д.Б. Хазанов.1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе/ Отражение сентябрьских налетов на Ленинград/ https://history.wikireading.ru/190334
  16. И.Л. Эттингер. Город не горит. «Химия и жизнь»,1984 г., №1, с.33-36
  17. Дм. Дёгтев. Воздушная битва за город на Неве. Защитники Ленинграда против асов люфтваффе. 1941–1944 гг. /https://thelib.ru/books/dmitriy_degtev/vozdushnaya_bitva_za_gorod_na_neve_zaschitniki_leningrada_protiv_asov_lyuftvaffe_1941_1944_gg-read-3.html
  18. А.Вест. Немецкие аэродромы под Ленинградом. Помнить, чтобы жить! Цикл Блокада./ https://ik-ptz.ru/exam-tests—2016-social-studies/nemeckie-aerodromy-pod-leningradom-pomnit-chtoby-zhit-cikl.html

Демин ВА