12 января 2021 исполняется 50 лет со дня рождения А.А. Шашкиной
Эта заметка была написана Анжелой Анатольевной Шашкиной несколько лет назад и перекликается с ее публикациями в «Уездной Хронике» 3 июня 2016 г. «Что можно – нужно сохранить», докладами на Межрегиональных краеведческих конференциях «Дела людей – величие России: 30 октября 2016г. («Старообрядцы Гороховецкого уезда. Иван Александрович Шорин, старообрядец из д. Выезд.») и 14 декабря 2018 г. («Старообрядцы Гороховецкого уезда в пореформенный период (после Революции 1905-07 гг. По материалам старообрядческой периодики 1908 – 1909 гг.»). Публикуемая ниже заметка посвящена роли старообрядческой общины в воспитании молодежи, в сохранении традиций предков, приведена краткая история старообрядчества (некоторые подробности изложения вынесены в «Дополнение» после основного текста) . В работу включены наши иллюстрации и комментарии (выделены /синим цветом в косых скобках/ ).
Электронная рукопись хранилась в моей почте в надежде на то, что Анжела Анатольевна оформит ее для публикации, но… Приближается первая годовщина с того дня, как её нет с нами (11 февраля !).
И вновь о возвращении к истокам…
Сейчас в средствах массовой информации часто говорят и пишут о необходимости возврата к «своим корням», к истокам, о важности изучения родной истории. История страны начинается с истории семьи. Там где чтят память своих предков, вырастают честные и порядочные люди, любящие свою Родину!
А.А.Шашкина на I Межрегиональной краеведческой конференции «Дела людей – величие России» 30 октября 2016г
К сожалению, на протяжении многих десятилетий эти знания, связанные с историей рода, семьи, с теми традициями, которые бытовали в духовной среде нашего народа безжалостно уничтожались. Увы, лозунг «Мы наш, мы новый мир построим», многими понимался буквально. Время безжалостно, люди, знающие и помнящие историю своего рода, тех мест, где они родились и выросли, уходят, а вместе с ними уходит и целый пласт нашей истории и культуры. Так случилось к примеру с общинами старообрядцев, еще недавно в большом количестве проживавших на территории нашего района.
В России в условиях развития капитализма из старообрядческой среды вышли наиболее знаменитые купцы и фабриканты. Строгое трезвенничество, более чем умеренные потребности в быту, честность и обязательность в делах, а главное, упорный, каждодневный труд от зари до зари — так закладывались и умножались состояний многих будущих «миллионщиков» Мамонтовых, Морозовых, Рябушинских. Из старообрядцев поморского согласия происходит и род нашего знаменитого земляка Ивана Александровича Шорина.
Мамонтов Савва Иванович, Морозов Савва Тимофеевич, Рябушинский Павел Павлович, Шорин Иван Александрович
Кто же они такие, старообрядцы ?
Достаточно часто их именовали раскольниками, староверами, кулугурами и даже считали, чуть ли не сектантами. Обратимся к истории.
17 век для России стал переломным, разграничившим русскую историю на допетровскую Русь и послепетровскую Российскую Империю. Это было время смуты, бунтов, становления новой династии. В период правления Алексея Михайловича, Тишайшего царя, происходит и знаковое событие в русской православной церкви. Вновь назначенный патриархом Никон (в миру Никита Минов), начинает исправление русской церковной обрядовой традиции. Это вызывает бурную полемику в духовной среде и приводит в конечном итоге к расколу православной церкви на сторонников патриарха и реформ, никониан, и на их противников, старообрядцев, считавших, что русское благочестие превосходит над греческим. а московское над киевским. Церковный Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. Его определения были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года. Собор 1656 года предал анафеме всех упорствующих и продолжающих креститься двумя перстами.
Деревянный дворец в Коломенском и царские покои в нем, где проходил собор.
/По предложению патриарха царь Алексей Михайлович созвал собор, который проходил в его собственных палатах, что подчеркивало не только важность и значение проходившего собора, но и царское одобрение реформ патриарха/.
Лишь в 1971 году поместный собор Русской Православной Церкви отменил ту поспешную анафему, дав посыл к примирению сторонников старой и новой веры.
Правительство на исходе XVII века стало жестоко преследовать старообрядцев. Им пришлось всеми силами приспосабливаться к условиям жизни в мире, который их совершенно не устраивал ни в духовном, ни в нравственном отношении. Староверами остались отнюдь не самые забитые и темные русские люди, а, пожалуй, наиболее думающие, начитанные и деятельные. В русском старообрядчестве необходимость постоянно и всеми силами бороться за существование поддерживала и развивала дух инициативы и предприимчивости.
В начале XVIII века в старообрядчестве определились различные течения, которые назывались толками или согласьями, разделившиеся на две большие группы: поповщину и беспоповщину. В Гороховецком уезде в основном были сосредоточены общины старообрядцев беспоповцев поморского согласия приемлющего брак. В частности деревня Выезд, Красносельской волости с конца 19 и практически до 60-х гг. 20 века была населена последователями этого согласия.
Общий вид деревни Выезд
Дом Емельянова, управляющего Шорина (позднее – дом Хмелевых, в 70-х молельный дом и дом настоятеля д.Выезд, утрачен)
Здесь молились после закрытия молельни (д. Выезд)
Районом первоначального распространения беспоповщины стал Север России, Поморье, где проповедовали покинувшие Соловецкий монастырь во время осады известные учители старообрядчества — иеродиакон Игнатий, Иосиф Сухой, соборные старцы Герман (Коровка), Геннадий (Качалов), чернец Пимин и др. Малолюдность Поморья, удаленность населенных пунктов друг от друга, небольшое количество храмов, традиционное для этих мест преобладание часовен, необходимость зачастую обходиться без священников способствовали укреплению в этих местах беспоповского учения.
Начало поморскому согласию было положено в 1694 году, когда была основана община на реке Выг — Выговская мужская обитель (Выговское общежительство), ставшая идеологическим центром старообрядчества.
Дом старейшины (большака) общины в Выговской пустыни
В 1706 рядом с ней основана женская Лексинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов, которые фактически стали основой религиозного учения. В 1738 году поморцы приняли молитву за царя, что спровоцировало в их среде раскол (не признавшие молитвы образовали филипповский толк). Часть выговских насельников, чтобы не вводить молитвы за императрицу, призывала к самосожжению, однако победило умеренное крыло, и в 1739 г. в богослужение общежительства были введены молитвы за императрицу. Это решение стало причиной раскола в поморском согласии. Часть непримиримых противников «царского богомолия» во главе со старцем Филиппом покинула общежительство, образовав филипповское согласие.
В 1-й пол. XVIII в. поморское согласие широко распространилось на всей территории России — поморские общины существовали в Москве, С.-Петербурге, Поволжье (Ярославль, Керженец, Саратов), Стародубье. Очень рано поморцы появились в Верхокамье, на Урале и в Западной Сибири. Региональные центры чаще всего возникали в связи с деятельностью выговских эмиссаров и были тесно связаны с Выгом. Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. /См. Дополнение/
Послабление старообрядчество ощутило в 60 — 90-е гг. XVIII века при Екатерине II, проявлявшей известную веротерпимость. В ее царствование староверов можно было встретить в любом уголке России: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши). Образовались мощные старообрядческие общины.
Памятники Екатерине II и Николаю I в столице Российской Империи (г.Санкт-Петербург)
Положение староверов вновь резко ухудшилось при Николае I. Царь считал себя защитником «истинного» православия и делал все, чтобы уничтожить церковный раскол, искоренив старообрядчество. Были проведены правительственные мероприятия. Ущемляя торговую деятельность старообрядцев, чиновники желали принудить их к переходу в единоверие. Одновременно с этим было объявлено, что с 1 января 1855 года старообрядцы лишаются права записи в купечество. Это распоряжение правительства вызвало громадный переполох среди старообрядцев торгово-промышленного класса и содействовало очищению старообрядчества от более слабых его элементов. /традиция записи в крестьянское сословие, поддержанная И.А.Шориным, впоследствии помогла его внукам уже при новой рабоче-крестьянской власти избежать гонений!/
Крестильный крест Доната, внука И.А.Шорина. Анжела Анатольевна сразу, не читая, расшифровала мне надпись на обратной стороне креста: » Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его»
/ «Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его». В старославянском буква «г» переходит в «з» : друг – друзья, враг – врази /
В 1883 году самодержавный режим вновь дает некоторые послабления для «ревнителей старой веры»: им было дозволено свободное отправление старообрядческого культа, но без колокольного звона, публичных крестных ходов. Вероятно, в этот период времени многие старообрядцы, привыкшие жить в постоянном ожидании новой волны репрессий, начинают обживаться и оседать в определенных местах, в том числе и во Владимирской губернии. Массовое отходничество, распространенное в Гороховецком уезде было, в том числе, и следствием постоянной необходимости для старообрядцев переезжать с места на место. /наглядный пример – жизнь Александра Петровича Шорина (отца Ивана и Михаила Александровичей Шориных), который большую часть жизни менял место жительства уклоняясь от давления духовных властей в Поволжье/
Экономическое усилие старообрядческих общин заставило царское правительство с ними считаться и искать точки сближения. 17 апреля 1905 года был принят Указ «Об укреплении начал веротерпимости». Он уравнял старообрядцев в правах с остальными православными и легализовал старообрядческие общины.
Отечественные ученые отмечают, что «сам факт выживания и деятельности старообрядческой общины в условиях российской государственности явление уникальное в истории русской культуры и экономики». Община в XVIII — XIX вв. сохраняла огромное значение, в т.ч. хозяйственное. Она играла серьезную роль в старообрядческом предпринимательстве, где действовал своеобразный экономический механизм, развитая сбытовая сеть (совпадавшая с сетью конфессиональных межобщинных связей), сложная кредитная система, координация поставок сырья, производства и сбыта. «Главным менеджером» оставалась староверческая община и ее Совет. Община регулировала в некоторой степени и отношения собственности. Продолжала действовать традиция возвращения части прибыли в религиозную общину. Эта традиция в определенной степени распространялась на взаимоотношения старообрядческих предпринимателей с рабочими.
Предприниматели и купцы из староверов строго следовали нравственным заветам предков, умели держать слово, были честны в сделках и славились милосердием. Прижимистые в расходах на собственные нужды русские миллионеры из старообрядцев не жалели средств на благотворительность: строили и содержали приюты для бедных, школы, училища, больницы; субсидировали развитие науки и культуры; обустраивали города. Таким же, по воспоминаниям современников, был и наш знаменитый земляк, основатель Гороховецкого судостроительного завода, Иван Александрович Шорин, с детства занимавшийся отхожим промыслом, прошедший все стадии формирования профессионального отходника-котельщика, что позволило ему приобрести опыт работы с людьми, а впоследствии открыть собственное дело, прославившее Гороховец на всю Россию и за ее пределами. /Иван Александрович, учась у своего многолетнего хозяина и партнера А.В.Бари, «по-божески» решил для себя психологическую проблему «хозяин-рабочий», введя в практику завода участие рабочих в получении доли прибыли/
Иван Александрович Шорин умер в возрасте 58 лет 26 марта 1918 года. Похоронен был в д. Выезд на старообрядческом кладбище. Хоронил его весь город и уезд. По постановлению заводского комитета завода Шорина, гроб с телом Ивана Александровича от с.Красного и до кладбища возле д.Выезд несли на руках, а в течение всего шествия громадной похоронной процессии на заводе не переставал гудеть гудок. События октября 1917 года и последовавшие вслед за ними изменения в общественно – политической, экономической и духовной жизни затронули все слои русского общества, надолго предав забвению многие страницы нашей истории. Отголоски этих трагических событий, к сожалению, не изжиты по сей день.
Долгое время памятник на могиле нашего знаменитого земляка сохранялся, но в 90-х годах, когда наша страна переживала сложный период своей истории, а судостроительный завод фактически прекратил свое существование, памятник оказался разбитым, а позже и вовсе исчез. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Памятник И.А.Шорину открытый на кладбище деревни Выезд 30 октября 2016 года. /Правда, место определено приблизительно, несколько произвольно. Об этом, по крайней мере, сетовала Тамара Николаевна Жаднова и сама Анжела Анатольевна/
Носителями памяти об истории народа, его прошлом: знаменитых людях, правителях, победах и поражениях могут быть памятники (архитектуры, культуры, археологии, литературные, техники), письменные источники, семейные архивы и предания.
Старообрядческихе книги и рукописи Е.Г.Бутровой /из семейного архива В.А.Демина/
Пришло время обрести все эти знания заново. А начинать с восстановления памяти о нашей древней Гороховецкой земле, о людях, которые приумножали ее богатство и славу, о наших знаменитых предках и земляках.
А.А. Шашкина, главный специалист по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия отдела архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района (до 2019 г.)
ДОПОЛНЕНИЕ
В начале 1830-х годов из-за вопроса о браке произошёл раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Новопоморцы разрешили передавать имущество по наследству, что по сути узаконило супружеские отношения вне церковного брака. Однако это же позволило привлекать к себе членов других согласий, недовольных строгостью отношения к блудному сожительству, именуемому у «новопоморцев» «браком».
В 60-х гг. XVIII в. большой авторитет в согласии приобрела московская община, появившаяся в 1762 г. в результате перехода значительной части московских поморцев в филипповское согласие и размежевания как с Выговским общежительством, так и с федосеевцами. Община, которую возглавили братья Г. и А. Яковлевы, находилась на Балчуге, отчего ее членов называли «балчужными», в 70-х гг. XVIII в. там была устроена часовня. В 70-х гг. XVIII в. в Москве появились еще 2 филипповские общины, наставники к-рых — И. Алексеев и С. Андреев — сначала признавали главенство А. Яковлева, но ок. 1777 г. заявили о своей полной самостоятельности. К Москве как центру в 60-70-х гг. XVIII в. тяготели ярославские и кимрские (из с. Кимры в Тверской губ.) филипповцы, а также часть филипповцев, живших в Поморье.