«Я мог бы рассказать еще…» часть 4

По материалам бесед с А.В. Семенычевым до и после Конференции «Дела людей – величие России» (14 декабря 2018 г., Гороховец)

Сокращения по тексту: АВ – Александр Владимирович Семенычев, ВА – Владимир Александрович Демин, текст цвета «индиго» в косых скобках – комментарии авторов сайта. В ряде случаев сохранен колорит устного рассказа: буквы пропущены не корректором, а воспроизведены речевые обороты рассказчика, знакомые большинству читателей!

Рейдовые буксиры.

Проект 498 «Протей», 1971 – 1995.

Проект 4983 «Зюйд», 1983 – 2005

Их вначале строил Ленинградский Петрозавод! У них сварка там светит в эллинге, а напротив через речку-то обком партии был. Им не нравилось это, они сказали: «Уберите судостроение оттуда!», и их… И тогда, значит, нам кинули эти самые буксиры. Сваривайте!

/Петрозавод располагался на  Охтинском мысу на левом берегу р.Охта  при впадении ее в Неву. На противоположном берегу – Смольный. Из-за значительного загрязнения тепловыми и промышленными стоками р. Охта в советское время практически не замерзала…/

А у них было хорошо. Они же были там на речке… сейчас вспомню-то! Ну, там все стоки теплой воды шли из Ленинграда-то /р.Охта/.  И поэтому она – незамерзающая акватория была, там круглогодично сдавали их. Прямо у себя там! А у нас акватория замерзала, пришлось ехать в Нижегородский ЦНИИ ТС, значит, просить их что-то сделать. Они сделали нам потокообразователи, которые работали на электроэнергии. Винт просто вращался и гнал поток воды, а поток воды, естественно не замерзал. Благодаря этому в кормовой части,  там, где винто-рулевой комплекс, было небольшое зеркало чистой воды. И поэтому мы стали сдавать «круглосуточно»… эти буксиры.

На Знак Качества аттестовали мы его.

Заграница с удовольствием их покупала! Очень с удовольствием. Потому что буксир был небольшой, но мог многое! Периодически (через год) завод должен был приезжать в порт приписки заказов. Получать отзывы команды об эксплуатации, для того, чтоб потом улучшать. Если что-то там не нравилось, оказалось ненадежно…

Так вот, когда я приезжал туда, значит, в Клайпеду, капитан говорил: «Всё-всё!  Ага, нормально! Там включите его в расписании наше, чтобы…»  Буфетчица на меня тоже готовила обед и всё остальное. Я говорю: «А сколько я должен заплатить?»  «Ты чего? Ни в коем случае! Никаких денег!»  Включали меня в состав этой команды, и я с ними плавал. А мне каждый раз говорили «Вот это – хорошо, а вот это – плохо!»  /смеется!/

Буксир борется со льдом в акватории порта

Подходил конец перестройки! Они всё показывали, как шла обкатка буксира, там единственно плохо, что было – плохо отдавался буксир. Буксирный канат!? Не хватало скорости этого самого буксира, чтобы уйти! Особенно у тех огромных сухогрузов и танкеров, у которых бульбообразная форма форштевня!

Т.е. когда он, большой, выходил из порта в море, на чистую воду-то, он начинал набирать обороты… На буксире силенок не хватает. Он говорит: «Отдайте буксир!», а буксирный конец не больно отдается, когда он провисает-то, не натянутый, тяжелый! И эта у него бульба уже вылезает из воды. Он говорит: «Сейчас я вас подниму на бульбу!» Он уже у нас почти под винтами!/ смеется/.  Ну, в общем, там несколько матерных слов со всех концов, кряк отдается,  и мы пошли быстренько в сторону… 

Ну, так капитан рассказывает: «Мы не успеваем! Я такой вот делаю маневр. Он показывает мне… Раз! Отскакиваю… вбок. Глядишь, успел!»

Говорит: «Ну, хорошо, я двадцать лет плаваю, я уже могу! А если, кто допустим придет новенький…Все они его просто на бульбу повесят… фьищить! /смеется/ под винты! И будешь висеть у меня на бульбе!»

Буксир перед «бульбой» носа танкера

ВА. А такие случаи, в принципе? Бывали?

АВ. Смеялся-я! Не было таких случаев… Они еще что говорили… Почему мы подписываем Знак Качества этому буксиру: Первое. Он окупил себя в течение первого же года! За первый год, говорит, мы уже экономили на том, что не приглашали никаких буксиров для вывода судов на открытый рейд. Это первое!

Второе. Когда зимой у них замерзал этот залив, который в порту-то.. Там, конечно, температура-то зимой не больно… но всё равно, лёд был!

«Мы всё время приглашали ледокол, чтобы поддерживать акваторию не замерзшей. А теперь никого не приглашаем! У нас теперь этот буксир запросто… все эти ледяшки пробиты все!»  

Дальше… Стоимость… Тарифы у них … «Вот, видишь, — говорит, — у меня табличка висит! Сколько у них водоизмещение?! Вот танкер или сухогруз с углем! Вот у меня тарифы вот такие… Я смотрю, мы сейчас выведем на открытый рейд вот эту штуку. Я зарабатываю сразу, ну…»   Он называет мне, сколько денег… То есть это окупает сразу, считай! /смеется/ «То есть, в течение года или полтора, можно заработать еще на два таких буксира! Так что он очень нас выручал!»

1985 – 1991

Я бы им еще сказал, что мы делали Уралмашу…

В Свердловск тогда летали! И дверцы и колосники тогда делали для мартеновских печей. И чего только мы не делали для страны! Воскресенску… комбинату Воскресенскому всё химоборудование из нержавейки делал наш завод! В 11-м цехе.

Я лично делал все эти скрубберы. В то время нержавейку уже запросто варили, никаких проблем не было! 0Х18М10Т… Быстро её освоили, между прочим. Она хорошо, между прочим, сваривается. Ну, единственно иногда бывало – что-то, где-то пролетало, и  сам металл иногда был../Сталь 08Х18Н10Т (0Х18Н10Т) — конструкционная высоколегированная, коррозионно-стойкая, жаростойкая, жаропрочная./

Они электродами из такого же материала нормально сваривались. И потом автоматами пошли уже… В то время никаких проблем не было со сваркой. Воскресенску – полностью завод, всё оборудование! – сплошная нержавейка была. Чего там только не было!

Ну, потом что я им хотел сказать

Корпуса и фланцы РС делали для запуска танковых двигателей! /Регуляторы-стабилизаторы давления серии РС – высокоточные клапаны-регуляторы давления углеводородных смесей и сжиженных газов/

Потом, значит, мы делали маломагнитные насосы для атомных подводных лодок. Ручные, для осушки отсеков из латунных сплавов и бронзы.

1995

Техдокументацию завода  сожгли! Заводоуправление сгорело, включая там… Только  и осталось от первого отдела кое-что. Вот и всё!

Ну, в общем, уничтожали, жгли там… Завод разрушили так, что его теперь очень трудно восстановить! Там экскаваторы на глубину полтора метра выдрали из земли всё! Кабели, и трубы, и канализацию… Буквально всё! И там остался один только цех по обработке древесины! Там калиброванное бревно получалось. Вот он и остался только опломбированный. Остальное всё сожгли, разрушили, выдрали из земли…

Архивы? Да! У меня только есть в книжке «Гороховецкие котельщики», там из владимирского архива материал напечатан, и всё! А дальше уже, значит, Советская Власть и история завода… Была, конечно, книга «История завода», а когда он разваливался, ее передали конкурсному управляющему из Нижнего Новгорода.

Ну, а ему было безразлично, и куда эта самая книжка – «История Завода»–то исчезла – неизвестно! Там, в принципе всё судостроение, которое, наш завод производил…

Вся продукция товаров народного потребления и всё остальное… Она хорошая была, в красном сафьяновом переплете, толстая!

У нас с Галиной Васильевной Салыгиной много было моментов, когда нужно было получать зарплату эту, заводскую! И мы получали… Там не было бумажных денег, и мы получали зарплату пятирублевыми металлическими деньгами! /скорее всего это было в 1991 г., когда в СССР впервые выпустили 5 руб. монеты. В РФ «пятерки» были бумажными и только в 1997 г., перед дефолтом снова стали выпускать монеты/ Значит, когда приехали туда, в банк-то, говорят: «А у нас нет бумажных денег! Будете…?» «Будем!!!» Потому что люди ложились на автостраду!  Москва – Нижний Новгород. /Горький тогда/, перекрывали дорогу!

Вообще, мрак, что было! Ну, и чё?  Дали мне два ведра оцинкованных металлических. Я со 2-го этажа… Галина Васильевна считает деньги, а я двумя ведрами нес их в директорскую «Волгу» и в багажник мы с Витей Салыгиным (водителем) насыпали ведрами (!) деньги!

А тут другие клиенты приехали, тут же запарковались, говорят: «Смотри! Деньги ведрами (!) тащат!!» Я им и говорю: «Ребята! Пока вы тут смеетесь, деньги кончатся!» Они тут: «Эх, ма!!» и побежали… тоже!!! /смеется/. Галина Васильевна говорит начальнику: «Дай, оружие сопровождать ему деньги-то!»

А в то время у нас уже военизированную охрану убрали, и он говорит: «А у меня даже оружия-то нет! Дать тебе, как сопровождающему! Вот тебе портфель и поезжай с портфелем». А чего портфель? Это в темноте, когда ночью, там кто-то на шлюпке или на плоту где-то в море оказывается, во время катастрофы, забирает портфель, чтоб его обнаружили. А бандиты этого не знают. /смеется/ Он меня посадил, тихо, тихо,… Едем, оглядываемся… Никто!!! За нами! Не поехал!!! Никому эти металлические деньги не нужны были! Тут нынче Галину Васильевну встречаю, она смеется: «Сашка! Помнишь, как деньги народные получали?!!» Я грю: «Помню-ю-ю!»

Мы с ней обсуждали, что окончательно привело к развалу завода?  И кто был в это время директором? А тут у заказчика МУРСа (малого универсального рыболовного судна), у Татарникова,  во время обледенения перевернулось судно. Экипаж весь погиб (он несколько суток отбивал лед, наросший на надстройке), но в итоге судно все равно перевернулось, и он заплатил похоронные деньги. Вынужден был!

А мы уже несколько секций изготовили этого малого универсального рыболовного судна-то для Татарникова. И там серия должна была идти. И ему ничего не оставалось уже! «Я оплатить вам постройку не могу. Режьте на металлолом секции, которые вы изготовили!»

Вот тогда Татарников не стал МУРСы строить (а мы уже строили их!)

Потом, что я еще хотел сказать: ЗАВОД УНИЧТОЖИЛИ!

На стапелях находились 2 последних судна. Мотобот «Краб М» – его мы все-таки сдали заказчику. И судно размагничивания для военно-морского флота. Это был, как раз, проект 1799 – его мы распилили на металлолом!

Недостроенное и разобранное судно («Глобус» ?)

Да… Завод ВСЁ(!) построил, весь город построил! Везде! И школы, и больницы… Всё, всё, всё!

2005

Я уже в тепловых сетях работал! Занимался котлами и всем, что с ними связано.   Я, значит, в инспекцию Госгортехнадзора ездил, во Владимир. И в автобусе Николая Ивановича Андреева встретил. Он тут как раз и вез эти материалы по книге «Котельщики», возвращал в архив.

Я ему помог портфель-то донести. Тут недалеко архив этот был, минут пять-шесть. А в нашем гороховецком архиве ничего нет!

В завершение разговора Александр Владимирович поведал гороховецкую легенду об участии котельщиков в подъеме сокровищ с затонувшего «Черного принца» в водах Балаклавской бухты Севастополя. Вот это – настоящий(!) повод интересоваться гороховецкой историей и котельщиками! Нынешнему народу и молодежи!

Дело-то в том, что когда эти отходники приезжали… они иногда платили золотыми дукатами, английскими. Во! Этот материал есть, законный материал есть, что они хвалились золотыми дукатами! Не русскими рублями, расплачивались, а ими…

/Отходничество – временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни./

Ну вот! А оказывается, когда была война… Осада Севастополя /в 1854г./. Пришел бриг с деньгами, за два года жалованье привез их армии в Севастополь!

Команда сошла на берег, как вдруг там шторм начался, а люки не были закрыты. Он привез золото! В ящиках. И, значит, этот бриг пошел на дно. Т.е. за два года зарплату не заплатили. Деньги на дне, и поэтому, армия дезертировала и ушла назад, поэтому Севастополь /усмехнулся/ остался непокоренным в этот раз. Но это не всё! И когда наши туда ездили, которые слабые на выпивку были, они работать-то работали, а потом в кабаке всё пропивали. Надо домой ехать, а у них ничего нет. Их приглашали: «Ну-ка ребята, хотите заработать?» «Хотим!» «Недельку там поработаете – заработаете!»  «Как?» «Да так, пошли!»

В то время водолазного снаряжения не было. Был только колокол… водолазный. А под колоколом была всё равно воздушная-то подушка. Т.е. наземь  /на дно, на затонувшую палубу/ его опускали, аккуратненько, лебёдочкой. И всё! Он там нырял, тросиком цеплял эти ящики в трюме-то, и его вытаскивали.

И вот с ними расплачивались золотыми дукатами. И они когда приезжали, хвалились в семьях золотишком-то вот этим. Дадут три-четыре дукатика-то и всё! Поэтому, когда началась коллективизация, когда началась электрификация, Россия стала покупать медь, динамо-машины, черт те знает что… электрику.. и /серьезно/ расплачивалась золотыми дукатами. Т.е. страна, которая разбомблена всякими войнами, сожженная… после гражданской войны расплатилась! И план ГОЭЛРО был построен на этих золотых дукатах!

ВА. Так они, наши-то ЭПРОН сделали, знаменитую эту подводную организацию!

АВ. Вот как раз! Да-да-да! Так они начинали-то уже… ЭПРОН-то ЭПРОНом! ЭПРОН-то опять же на наших гороховецких мужиках работал! Они ныряли-то! Под колокол! Доставали, веревкой цепляли, крючком ящики-то, с золотишком! Ну и поднимали потом.

ВА. А интересно, вот следы этих дукатов они где-нибудь всплывали в ближние, нынешние времена? Кто-то видел их?

АВ. В нынешние-то нет! А вот в те, Николай Ивановича-то Андреева, записи-то в книжках отходники-то гороховецкие… у него ж написано, что ребятишки некоторые, которые приезжали,  золотыми дукатами-то хвалились!

ВА. Да… Интересно просто увидеть бы, как подтверждение, как некое вещественное доказательство! Может, у кого-нибудь и остался! Не с точки зрения драгоценного металла, а с точки зрения исторического факта…

АВ. Да конечно! Поэтому я хочу сказать, заграница ахнула: «Откуда у России золото?! Откуда!» Так вот оно откуда !!! Т.е. английскими, значит, дукатами, за два года войны этой АРМИИ(!). Сама-то армия тыщ шестьдесят, наверное, была! Которая осаждала Севастополь. Поэтому мы на английские же деньги электрификацию сделали. За счет гороховецких мужиков!

ВА. Да… это интересно…

АВ. Вот это, конечно, было бы интересней! Да… сказали бы: «Надо памятник, хоть какой-то сделать нашим отходникам-то!». А то всё ля-ля-ля, ля-ля-ля… Болтовня только.

ВА. Ну я посмотрю, что вокруг этого можно продвинуть, что еще кому-то об этом поведать вокруг! И простым людям и …

АВ. Ну просто, на самом деле, ни у кого другой версии нет! Как это Россия, которая ВСЯ(!) разбомбленная, замерзшая, всё остальное…  разграбленная… вдруг стала в числе… план ГОЭЛРО и расплачиваться золотом! Всё!

ВА. Ну, да! А сейчас я прощаюсь с Вами, а потом мы еще поговорим! Хорошо?

АВ. Хорошо! /улыбаясь/

ВА. Ну всё, счастливо! С Новым Годом!

АВ. С Новым Годом и Вас тоже! Всего доброго.

ВА. До свиданья!

/Я понимаю, что у кого-то из читателей может появиться снисходительная, ироничная улыбка, касающаяся как описанных достижений сотрудников Гороховецкого судостроительного завода, так и стойких легенд об историях с гороховчанами (отказ американцев от строительства авианосцев, золото «Черного Принца»).

Описанные Александром Владимировичем версии событий объяснимы нашей верой советским учебникам, публикациям, агитпропу!

С 1970 г. США заложили и построили, затратив на строительство каждого 5…7 лет(!), 10 авианосцев типа «Нимиц» с атомной силовой установкой. Но они вынуждены были создать во много раз более дорогую технологическую базу для этих осовремененных плавучих мишеней, в разы нарастить количество и качество кораблей эскорта. При этом для них остается несимметричный ответ в виде российских подводных «черных дыр» и «Сарматов» на борту подводных крейсеров!

А история с участием гороховчан в поисках и подъеме золота «Черного Принца» получила новые аргументы. Мы нашли некоторые не достававшие в новейших версиях факты и связи! Читайте «Версии» на нашем сайте…/