МОРСКОЙ РЕГИСТР СССР И ГОРОХОВЕЦКАЯ СУДОВЕРФЬ

Пылина А.С. , историк

На рубеже XIX и XX веков судоходство на Волге развивалось «семимильными шагами». На Волге находилась Нижегородская ярмарка, куда прибывали суда с товарами с юга — с Каспия, и с севера — с Балтики, по Мариинской системе [1].

Постановлением Министерства торговли от 31 декабря 1913 года было учреждено классификационное общество «Русский Регистр». Основная задача, которая была поставлена перед обществом, — создание единых правил оценки технического состояния судов. Объектом особого внимания являлись корпус судна и паровые котлы. Позднее Регистру было вменено разработать правила оценки технического состояния электрооборудования и ряда других объектов. «Русский Регистр» имел отделения в Нижнем Новгороде, Рыбинске, Астрахани, Архангельске, Перми, Киеве, Херсоне и других городах, а также имел ряд экспертов на Сормовском, Коломенском, Навашинском, Тюменском заводах, в городах Казани, Баку и других [2].

Так, в Нижнем Новгороде в 1914 году создается Поволжское бюро Русского Регистра, в 1924 году Поволжское бюро переименовано  в Верхнее — Волжскую инспекцию Регистра СССР, в 1940 году происходит разделение на морской и речной Регистры.

Стоит отметить, что некоторые гороховецкие котельщики, бывшие рабочие Гороховецкого судостроительного завода И. А. Шорина, в советское время работали на заводе «Красное Сормово» и в Верхнее — Волжской инспекции Регистра СССР, которая была создана при заводе «Красное Сормово». Так,  в ходе опросов потомков семьи Пылиных, выяснилось, что Пылин Степан Степанович в конце 20-х – 30-х гг. XX века работал в Регистре на заводе «Красное Сормово», также, дом, в котором он проживал (Нижний Новгород, Пензенский переулок, дом 22), местные жители до сих пор называют «домом регистров».

 «Дом Регистров», Нижний Новгород

В 1940 году была организована Горьковская инспекция Морского Регистра СССР. К сожалению, многие архивные документы о работе Горьковской инспекции морского Регистра СССР, хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области [3] , продолжают оставаться засекреченными, некоторые архивные документы Горьковской инспекции Морского Регистра «выбыли» из архивов, то есть, скорее всего, были утрачены. Но, тем не менее, некоторые документы о деятельности Горьковской инспекции Морского Регистра сегодня рассекречены и становятся доступными для исследования. 

Как сообщают документы: «Горьковская инспекция Морского Регистра СССР организована 16 июня 1940 года на базе бывшего наблюдения Речного Регистра СССР на заводе «Красное Сормово». В первый год своего существования, который в тоже время, явился последним предвоенным годом Инспекция осуществляла техническое наблюдение за постройкой судов и судового оборудования из перечисленных ниже заводах г. Горького и прилегающих к нему районов:

  1. Завод «Красное Сормово» МТМ
  2. — № 342 МТМ (Мордовщинский судомостовой з-д)
  3. — № 343 МТМ (Гороховецкая судоверфь)
  4. – «в. Революции» МТяжМ.
  5. Кулебакский Металлургический з-д
  6. ЦКБ -51 МСП».

Список заводов. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. -4578. Оп. 2. Д. 2. Л.10.

Под наблюдением Горьковской инспекции Морского Регистра СССР в 1940 году строились, к примеру, морские бензоналивные баржи г/ п 3500 тн. (7 барж), морские нефтеналивные баржи г / п  250 тн. (1 баржа), двигатели внутреннего сгорания(24 шт), паровые машины (26 шт.), котлы  паровые (20 шт.). Штат инспекции в 1940 году состоял из девяти человек, из них старших инспекторов – 4 чел. и инспекторов — 2 чел.

До войны под наблюдением Регистра СССР на заводе № 343 (Гороховецкая судоверфь) были выпущены: в 1939 году – буксирные пароходы 300 нлс. разб. ( 3 шт.), в 1940 году – морская сухогрузная баржа г/ п 100 т.

Во время войны под наблюдение Горьковской инспекции Морского Регистра СССР на заводе № 343 (Гороховецкая судоверфь) были выпущены: в 1941 году — наливные баржи разборные г/ п 100 т. (3 судна), в том же 1941 году – шаланды грунтоотвозные 250 куб. м (4 шт.),  в 1942 году —  бензинокачки 600 куб. м / час. (2 шт.).

Продукция Гороховецкого ССЗ № 343. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. -4578. Оп. 2. Д. 2. Л.12 об.

В послевоенные годы штат Горьковской инспекции Морского Регистра СССР сократился до 4 чел. инспекторов. В послевоенные годы, в 1947 и 1948 гг., под наблюдением Горьковской инспекции Морского Регистра СССР на заводе № 343 (Гороховецкая судоверфь) были приняты в 1947 году  шесть сухогрузных морских барж г/ п  250 т., в 1948 году под наблюдением находятся морские бензоналивные баржи г / п 100 т. в количестве 4 ед.

 

Из отчета заводов за 1948 г. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. -4578. Оп. 2. Д. 2. Л.11.

В 1948 году праздновалось 30 – летие Регистра СССР, в связи с этим событием должен был выйти юбилейный сборник. Для юбилейного сборника необходимо было собрать материал о построенных под наблюдением Регистра СССР судах. В связи с чем, в 1948 году Горьковской инспекцией Морского Регистра на заводы, на которых она осуществляла технический контроль над выпускаемой продукцией, были направлены телеграммы. Такая телеграмма была направлена и на завод № 343 (Гороховецкая судоверфь). От начальника завода № 343 (Гороховецкая судоверфь) Мещерякова были получены следующие сведения (табл. № 1).

 Таблица № 1. Суда, выпущенные заводом № 343 (Гороховецкая судоверфь).

Данных о выпуске судов с 1923 по 1934 г. завод не имеет.

Как видно, сведения из таблицы содержат данные не только за 1940 –е года, но и за 1930 – года, с данными Горьковской инспекцией Морского Регистра СССР данные справки имеют расхождение  в двух позициях. Документы Горьковской инспекцией Морского Регистра СССР не имеют сведений о ремонте баржи «Рутка» в 1947 г., также по сведениям  Горьковской инспекцией Морского Регистра СССР в 1947 году было принято 6 сухогрузных барж 250 тн. н/ плаву, в то время как завод их выпустил в количестве 7 барж.

Отсюда, можно предположить, что работы по ремонту баржи «Рутка»  и постройка 1 сухогрузной баржи 250 тн. н/ плаву были выполнены не под надзором Горьковской инспекцией Морского Регистра СССР, так как в 1946 -1948 гг. контроль Регистра на ряде заводов сокращался. Таким образом, в 1940 -1948 годах над  продукцией, выпускаемой Гороховецкой судоверфью, технический надзор осуществляла Горьковская инспекция Морского Регистра СССР. Труднее сказать, в каком году Регистром стал осуществляться технический надзор за выпускаемыми судами, потому что как видно из документов Горьковской инспекции Морского Регистра СССР технический контроль на заводе мог быть введен, а мог быть отменен, скорее всего, это зависело от степени важности и сложности выпускаемой на заводе продукции. Судя по справке «Суда, выпущенные заводом № 343 (Гороховецкая судоверфь)», можно предположить, что завод стал выпускать суда под контролем Регистра с 1934 года, так как именно с этого времени завод дает сведения в Горьковскую инспекцию Морского Регистра СССР.

Но стоит отметить, что и до 1934 года завод выполнял правительственные заказы, об этом свидетельствует конспект 1956 года [4], так,  в 1924 году завод выполняет Государственный заказ по строительству 4-х мощных «Каспаров», самоходных судов для Каспия.  В 1926 году завод выполняет заказ по строительству металлических разборных барж для Байкала и на реку Амур- Дарья. В 1929 году  завод выполняет заказ по строительству 30 пароходов. В 1935 году завод выполняет заказ по строительству мощного парохода для Волго-Московского Канала.

Из Конспекта 1956 года [4]

К 1935 году «завод завоевал почетное право за свою отечественную продукцию и нет таких рек и озер Советского союза где бы не было Металлических барж и судов с Маркой Гороховецкий Госзавод. Завод завоевал себе почетное право Всесоюзного Масштаба по изготовлению ручных насосов столь нужных для всей промышленности СССР и сельского хозяйства».

Остальные сведения Горьковской инспекции Морского Регистра подтверждаются сведениями Конспекта 1956 года.

В годы Великой Отечественной войны завод перевыполнял правительственное задание по строительству самоходных катеров оснащенных мощной зенитной бронебойной артиллерией и по строительству Шхун – Кораблей Морского значения.

Из Конспекта 1956 года [4]

В 1948 году завод выполнял заказ партии и правительства по строительству бензиновозов емкостью 200 тн.

После 1948 года, в 1953 году завод выполнял заказ по строительству барж морского типа 500 тн., оснащенных особой аппаратурой и техникой. В  1957 году завод переходит на строительство самоходных судов морского и речного типа.   

В связи с данными Конспекта, можно предположить, что технический контроль Регистра СССР мог быть введен на завод в 20 – х годах XX века. Но точные рамки осуществления технического контроля Регистра СССР на Гороховецкой судоверфи можно будет назвать только после изучения дополнительных документов о деятельности  Регистра СССР.

Список использованных источников и литературы:

  1. История Российского морского регистра судоходства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/history.
  2. Финюкова М. Сормовский участок – один из старейших в России [Электронный ресурс] // Красный Сормович. – 2009. — № 44. – Режим доступа: http://www.sormovich.nnov.ru/archive/3386.
  3. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. — 4578. Оп. 2. Д. 2.
  4. К истории Гороховецкого судостроительного завода. Конспект. Июнь. 1956 г. Из фондов Гороховецкого историко-архитектурного музея. История Российского морского регистра судоходства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rs-class.org/ru/register/history.