Старообрядцы Гороховецкого уезда в пореформенный период

(после Революции 1905-07 гг.). По материалам старообрядческой периодики 1908 – 1909 гг.

Шашкина Анжела Анатольевна, историк, главный специалист отдела архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района

«Очень многое сделано для России старообрядчеством в плане развития тяжелой индустрии. Ведь известно, что до революции старообрядцам принадлежало около двух третей производственных мощностей Российской империи». В конце 19 — начале 20 столетий на территории нашего района из старообрядческой среды выделяется целая плеяда выдающихся деятелей, заложивших основу развития нашего региона на десятилетия, если не сказать, на столетие вперед.

В начале 20 века в Гороховецком уезде, проживало 12138 человек, исповедовавших старую веру, что составляло 39% проживающих в губернии старообрядцев.

Первая Русская революция открыла новую страницу в истории старообрядчества. 17 апреля 1905 года был опубликован императорский Указ «Об укреплении начал веротерпимости», имевший стремление обеспечить  каждому из подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Закон вводил определение – «старообрядец» для всех последователей толков и согласий, приемлющих догматы Церкви Православной, но не признающих отдельных обрядов. Старообрядцам давалось право открывать свои храмы и молельные дома. Императорский указ Сенату от 17 октября 1906 г. «О даровании прав старообрядцам», открыл возможность свободного отправления обрядов и создание общин.

Анализ данных, опубликованных в старообрядческом журнале «Церковь» за 1908 – 1909 гг. позволяет утверждать, что  старообрядцы Гороховецкого уезда не замедлили воспользоваться правом регистрации общин одними из первых в Российской Империи. Журнал «Церковь» был еженедельным изданием, благодаря которому мы сейчас можем восстановить летопись тех времен. Выходил в свет в период с 1908 по 1914 гг.

В №12 от 1908 года журнал начал публикацию «Перечня зарегистрированных старообрядческих общин на территории Российской империи». В том же номере журнала, т.е. в самом начале публикуемого перечня под № 24 находим запись: «04.01.1907 Владимирским Губернским правлением зарегистрирована община старообрядцев, принадлежащих к толку «По большому началу» (Спасова согласия) деревни Тараново (по данным переписи 1897 общее количество жителей – 858 чел.)  и Камень, Святской волости Гороховецкого уезда с распространением ее деятельности на означенные селения».

В № 13 от 1908 г. В «Перечне» общин под № 41 указана регистрация 08.02.1907г. общины старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии в деревне Рытове и других Гороховецкого уезда, там же,  под № 64 указана регистрация 16.02.1907 общины Спасова согласия  «По большому началу» в деревне Польцо Гороховецкого уезда (по данным переписи 1897 г. Здесь проживало 832 чел.).

Дальнейшие изучение материалов показало  существенный перерыв в регистрации общин Гороховецкого уезда, следующую запись находим в № 30 журнала «Церковь» в «Перечне» под № 256 указана регистрация 25.05.1907г. еще одной  общины последователей старообрядческого согласия под названием «Спасово» в деревне Малое Быкасово Гороховецкого уезда.

На страницах журнала Гороховецкий уезд вновь появляется лишь в № 8 от 1909г., где под № 834 указана регистрация общины Белокриницкой иерархии «Троицкая старообрядческая община» села Пестяки Гороховецкого уезда (в с. Пестяки на 1905 г.1550 человек проживающих) с деревнями Пестяковской и Верхне – Ландеховской волостей.

Следует отметить, что в 1908 году проходила активная подготовка к Всероссийскому съезду старообрядцев Поморского согласия, приемлющих брак. В журнале «Церковь». В № 49 за 1908 год в статье «Предсоборный съезд» отмечено, что организованный Советом II Московской общины христиан Поморцев, Предсоборный съезд, обсудил ряд религиозных вопросов, касающихся устройства общин. На этом Совете с рядом предложений выступил обладатель совещательного голоса – Иван Александрович Шорин. Являясь членом Совета, центрального органа религиозного управления христиан поморцев, объединяющего под своей юрисдикцией всех представителей поморского брачного согласия, Шорин И.А. входил в группу  организаторов Первого Всероссийского съезда поморцев, состоявшегося в Москве в начале мая 1909 года. Вероятно не случайно на Первом Всероссийском соборе старообрядцев поморского брачного согласия от д. Выезд Владимирской губернии  мы видим сразу нескольких делегатов: А.Ф. Шорин № 155; И.М. Шорин №1; М.И. Шорин № 10; И.С. Шульпин (настоятель) № 486, в то время как от всей губернии было 13 делегатов.

В Деяниях Второго собора, состоявшегося в Москве в сентябре 1912 года, так же  мы видим представителей д. Выезд: И.А. Шорина № 141 и К.И. Шульпина № 82.

Поиск регистрации старообрядческой общины  д. Выезд, откуда происходило многочисленное семейство Шориных, в номерах журнала «Церковь» за 1908  — 1909 гг. не дал результата. Причина отсутствия регистрации общин  д. Выезд (682 чел. – 99 дворов), с. Красное (666 чел. и по воспоминаниям жителей имелось два молельных дома), с. Мячково, где количество старообрядцев было значительным, объяснима. Часть староверов не хотела регистрировать свои общины по ряду религиозных причин:

  1. Отсутствие права строить молитвенные дома без регистрации общины;
  2. Возложение на священнослужителей или лиц, приравненных к ним, зарегистрированных общин обязанности вести метрические книги;
  3. Требование признать законными браки, заключенные по старому обряду до указов 1905 – 1906 гг. и др.

Видимо имеющиеся «но» и не позволили части старообрядческих общин зарегистрироваться в исследуемый период.

Если обратиться к известной таблице – «родословной» старообрядческих толков, дошедших до начала ХХ века, то можно отметить, что среди общин Гороховецкого уезда представлены практически все они.