Плавучая баржа-больница. Гороховец-Астрахань.1913г. ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

 

Вверх по Оке от устья Клязьмы

 

Возвращаясь к нашим прошлым публикациям о барже-больнице / По следам плавучей баржи–больницы  Часть1. Гороховец. Астрахань. 1913 г. и P.S. По следам плавучей баржи-больницы Часть2 /, я решил еще раз (надеюсь последний) остановиться на единственной фотографии судна, чтобы рассмотреть место съемки, понять причины появления там плавучего карантина и окончательно оценить габариты судна.

Буксир тянет баржу-больницу (мимо села Павлово-на-Оке). 1913 год

Если учесть, что буксир тянул баржу-больницу в сторону Волги вниз по течению, по расширяющимся руслам рек (низовья Клязьмы, низовья Оки, Нижний Новгород, Большая Волга), то постройки на фотографии находятся на левом берегу некоей реки!

Высокие холмы, горы , обрывы присущи только правым берегам указанных выше рек! Просмотр панорам левого берега Оки показал его низинный характер. Найденные карты высот берегового рельефа [ 1 ] подтвердили эту сентенцию.

Кратчайший путь баржи-больницы в Астрахань – синие стрелки,  рейд до Павлово – красные стрелки

То, что известный снимок сделан на не очень широкой воде, т.е. не на Волге, заставил просмотреть на всякий случай все селения от Гороховца до Нижнего! На высоких берегах – только г.Горбатов (с тремя храмами, не соответствующими рассматриваемым постройкам на фото). Остальные заметные селения – на низком левом берегу.

Неожиданностью стала надпись на этой фотографии, приведенной  в книге Н.И.Андреева «Котельщики» последнего издания 2018 года [ 2 ]: «Баржа-больница на 300 мест (карантин для 9 футового астраханского рейда) на фоне с. Павлово-на-Оке. 1913 г.»  Возникло желание увидеть этот берег с характерными постройками в наши дни (или хотя бы на старых фотографиях). При этом надо иметь в виду, что Павлово находится на Оке выше (!) по течению, чем устье впадающей в неё Клязьмы.

Возникает новый вопрос, что делает там плавучая больница, если ей надо попасть в Астрахань и спускаться вниз по Оке до стрелки в Нижнем Новгороде (слияния с Волгой) и дальше вниз, вплоть до Каспия?! Объяснение может быть самым простым, например, необходимостью быстрой достройки, отделки и дооснащения госпиталя (в т.ч. и с привлечением работников именно из Павлово).

Возникшая надежда обещала легкость в поиске подходящих изображений. Но не тут-то было. Красивые холмистые и гористые берега Павлово с замечательными соборами никак не давали нужной картинки! При углубленном исследовании стало ясно, что ряд построек и особенно церквей не сохранилось, две из них были взорваны в 1931 г. Некоторые храмы неоднократно перестраивались, и их фотографии 1900 – 1911 гг  не соответствовали внешнему виду 1913 – 1914 года, когда судно могло там появиться. Современные фотографии отражают результаты неоднократных реставрационных работ!

Немного обескуражило и тёплое, светлое, трепетное заявление Екатерины Фадеевой на блоге для одаренных детей («Алые Паруса») в финале статьи «Павловские святыни»:

А теперь, после моего исследования, попробуйте представить себе, как выглядело село Павлово до революции со стороны реки Оки. Видны были девять вышеперечисленных церквей дореволюционной постройки. И каждую из них можно было назвать великолепной.

Но на «нашей» фотографии столько церквей не наблюдается…

Мы выделили один наиболее характерный объект – церковь, увенчанную ротондой с трехъярусной колокольней позади судна. На фотографиях более всего небольшой храм на возвышенном берегу напоминает Вознесенский собор в с.Павлово.

Коллаж из пяти фрагментов с храмом фотографий окрестностей с.Павлово-на-Оке, сделанные в разное время: 1 – фото баржи-больницы 1913 г.; 2 – из «Береговая панорама с.Павлово. 1905г.»; 3 – современное фото «Храм в Павлово на Оке»; 4 – Фото с парома.2011г, автор И.Куликов; 5 – Фото из англоязычной WIKImap`ии.

Но ни на одной из более ранних или поздних фотографий нет полного сходства с изображением № 1 (сложность и в том, что со стороны реки храм заслонен двухэтажной производственной постройкой) ! Практически на всех них отображен Вознесенский собор с. Павлово:

Вознесенский собор г. Павлово-на-Оке

Береговая панорама с. Павлово. 1905г [ 3 ]

Фото с парома. 2011 г., автор И.Куликов [ 4 ]

Сравнивая разные фото, сделанные в разное время, остается надеяться, что полная ясность может сложиться при поддержке наших читателей, бывающих в Павлово или проживающих в этих краях.

Памятуя, что в докладе в апреле 1913 года врач С.В.Контовт [ 5 ] очень ратовал за модернизацию «спальной баржи-больницы», как он её называл. Это и паровая лебедка для поднятия якоря, и дополнительный двигатель для небольших перемещений судна в прибрежной полосе.

С.В. Контовт о желательной установке небольшого двигателя на новую несамоходную баржу-больницу

В конце своего доклада Контовт напоминает о приобретении в 1911 г. небольшого судна – моторной рыбницы для заготовки на нем соленой рыбы впрок и для текущего питания свежей рыбой. Возможно, и для пищевых нужд требовалось дополнительное оборудование.

Буксир тянул баржу в сторону Мурома, либо к заводу Валенкова, производившему судовые двигатели еще с конца XIX в. (их ставил на свои пароходы С.И.Семенычев, а в последствии М.И.Шорин), либо к  Мордовщиковской верфи (в Навашино), с которой поддерживались хорошие деловые отношения. Но к 1913г. завод Валенкова испытывал большие экономические затруднения и практически не работал, менялись и его хозяева. Поэтому, если и предполагалась доработка судна, то скорее всего эта была Мордовщиковская верфь при Кулебакском заводе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Еще раз о размерах плавучей больницы-карантина для 12-ти футового рейда

В качестве пролога замечу, почему у меня возникли сомнения о пресловутых 200-х метрах длины. Постоянно проживая в старом садоводстве, в котором садовые участки занимают по улице по 25м, отметил, что 200м – это 8 участков вдоль моей улицы. После 6-го участка уже не рассмотреть толком, что за ним, там, вдали,  на уровне 7-го и 8-го забора.

Судя по всему, баржа-больница была построена все-таки в соответствии с техническим заданием и с учетом просьб  главврача С.В.Контовта, в размерах рассмотренных нами в предыдущих публикациях.

В английской метрической системе  в судостроении того времени было принято использовать одиночные (т.н. марровские) кавычки для обозначения футов и двойные кавычки для обозначения дюймов (как например, в описаниях своих судов Товариществом Бр.Нобиле). 1 фут – это 1̓ , а 1 дюйм – 1″. Поэтому, повторюсь. Возможно, в указании размеров плавучей больницы ошибка вкралась из-за прочтения 200̓ (футов), как 200 метров, тем более, что написанный от руки верхний штрих мог просто физически не прочитаться. /1 фут = 0,3048 м/

И судно имело длину 61 м. Хотя 200̓, я думаю, это оценочная «красивая» цифра.

Рассматривая качественное фото плавучей больницы, можно соотнести рост рабочих стоящих на верхней палубе и рубке с размерами судна. Учитывая средний рост гороховецких рабочих в 1900-х годах (168 -169 см, как это следует из доклада на V «шоринской» конференции В.В.Барашкова о котельщиках-призывниках на Русско-японскую войну [ 6 ] ) можно из пропорций рассчитать примерную длину баржи. Она составляет около 70м.

Расчет размеров баржи с использованием фигурок людей на верхней палубе.

Для пояснения фигурка, средняя из трех левых, вырезана и уложена в ряд (оцифрованная «планка» под корпусом судна длиной чуть больше 41фигурки).  При росте фигуры 169см – это составляет 70 м. Для наглядности выделенная фигура увеличена в 2 раза и повернута на 90º («уложена на бок»), см. красные стрелки-указатели фигуры над корпусом.

Старая астраханская деревянная плавучая больница № 2  имела в длину 37 сажен, 20 аршин в ширину и 9,25 аршин в высоту по средине над ватерлинией  (т.е.возвышалась над водой). В современных мерах это 37х2,13= 78,8м;  20х0,71= 14,2м;  9,25х0,71=6,6м,  т.е.78,8 х 14,2 х 6,6 м. Для удобства транспортирования больных на носилках (и каталках) С.В.Контовт просил сделать новую железную морскую баржу короче, но шире: длиной 30 – 33 сажени (64 – 70м), добавив по 1 сажени с каждого борта и увеличив ширину внутреннего прохода в палатах до 3,5 аршин, т.е. максимальное уширение корпуса могло составлять 1сажень х 2 борта х 2,13м = 4,26м  +  3,5 х 0,71 = 2,48м, а общая ширина достигать  14,2 + 4,26 + 2,48 = 21м. При этом внутренняя ширина палат превышала 15м и позволяла расположить койки в несколько рядов с широкими проходами (как например, на плавучем госпитале «Царевна»).  На сохранившихся фотографиях внутренних помещений плавучих госпиталей видно, что койки стоят как вблизи окон-иллюминаторов, так и рядами в центральной части палаты.

С.В. Контовт беспокоился не столько об увеличении размеров больницы, сколько о повышении удобства работы на ней. Ведь на карантинную («заразную») лечебницу было не набрать персонала. На старой деревянной барже-больнице в штате были всего 1 врач, 1 фельдшер и 1 санитар (команда – 1 боцман и 6 матросов). Только в 1906 и 1907 приглашались еще врачи, а в 1910-м им удалось заполучить студентку всего на 1 месяц работы! Какие уж тут 200-метровые «хоромы»!

Чтобы представить, как могло бы выглядеть огромное судно, надо иметь ввиду, что по Волге того времени было не проплыть длинномерному судну с осадкой более 3-х метров. В качестве примера приведу изображение реальной баржи «Инокиня Марфа» /систершип, практически полный аналог «Марфы Посадницы»/ размером почти в 1,25 раза меньше мифического 200-метрового гиганта (160 вместо 200 метров). Можно оценить и размеры фигурок людей на нем.

Изображение нефтеналивной баржи «Инокиня Марфа» с фигурками людей на ее палубе с сохранением пропорций

В завершении проиллюстрирую сказанное выше. Так выглядела бы 200-метровая «жилая» баржа по сравнению с одной из крупнейших нефтеналивных баржей, как говорили в те времена на Волге.

Баржа типа «Марфа Посадница» (верхний рисунок) и гипотетическая 200-метровая плавучая больница (внизу)

Такая баржа не могла бы эксплуатироваться и на морском, 12-ти футовом рейде, так как в штормовую погоду возникала бы серьезная опасность поперечного излома судна. /Баржа делалась именно для 12-ти футового рейда, на замену старой деревянной, которая еще с 1896 года обслуживала этот рейд. А 9-ти футовый с начала 20-го века вообще стал не востребованным/.

Пароход «Император Николай» [ 7 ]

Пароход «Мещерский» [ 8 ]

И в заключение. Что касается большого количества окон в ней (88 по обоим бортам), то это вполне нормальное, обычное расположение коек по обе стороны окна. У волжских пароходов высокого класса в т.ч. и с одноместными каютами их бывало существенно больше. Например, у парохода «Император Николай» было не менее 154 окон, а у парохода «Мещерский» не менее 156 по обоим бортам!

Ссылки

  1. https://ru-ru.topographic-map.com/maps/e4rw/Нижегородская-о6ласть/ Интерактивная топографическая карта России с отображением рельефа местности и точных высот
  2. Андреев, Н.И. Котельщики: гороховецкие отходники.–3-е изд. испр.и доп./ Владимир: Транзит – ИКС, 2018. – 248 с.: ил 
  3. Часть пятая: Павловская старина. Родословная Ивана Федоровича Гришаева. Сайт Постановка Голоса/ http://postanovkagolosa.org/родословная-ивана-федоровича-гришае-3
  4. Павлово на Оке. Фото с парома.2011г.. Автор Игорь Куликов https://www.photogorky.ru/photo/142610 
  5. Контовт С.В. О положении баржи-больницы № 2 на 12-футовом рейде и проекте стальной баржи-больницы.// Журнал «Известия Общества астраханских врачей».– 1913, № 4 (Октябрь-декабрь), с.211./ http://aonb.astranet.ru/kk/col11.html
  6. Барашков В.В. «Котельщики, уроженцы Гороховецкого уезда, на военно-морской службе в Балтийском флоте во время Русско-Японской войны 1904-1905 гг.»// V межрег.конф. «Дела людей – величие России».Гороховец, 14 ноября 2020г. https://grhlib.ru/2020/11/18/14-ноября-2020-года-v-межрегиональная-онлайн/, видеоотчет о конференции https://youtu.be/eiYDH9rXuM0  
  7. «Император Николай 2-ой», пассажирский пароход об-ва «по Волге» http://ships.oldriver.ru/s-383.html
  8. «А.П. Мещерский», пассажирский пароход товарищества «Русь»  http://ships.oldriver.ru/s-13.html

Демин ВА