P.S. По следам плавучей баржи-больницы

Гороховец. Астрахань. 1913 г.

Часть 2

Воспоминания медиков, участвовавших в проектировании именно этого судна и работавших на нем все-таки сохранились.

По завершению статьи поиски информации продолжились в санитарно-медицинских периодических изданиях и в иных источниках. Эти усилия увенчались успехом, но то немногое пришедшее из туманного далёко, лишь добавило сомнения, а не развеяло их!

Были просмотрены номера журналов периодических изданий, близких по тематике, за 1912 – 1914 гг. Это «Русское судоходство» – журнал Императорского Общества Судоходства; «Морской врач» – ежемесячный журн., изд. Упр. Сан. частью флота. — СПб., 1894-1916;  «Известия Общества астраханских врачей», Астрахань, 1911-1914гг.,» Полный свод законов Российской империи. 1911г.»

 Указаны самые близкие по тематике.      Общероссийская периодика и газеты Поволжья оказались слишком далеки по тематике. (Из интересного  попались отчеты врачей полярных экспедиций 1911 – 1912 гг.)

Техническая косноязычность медиков, компетентных в вопросах близкой им санитарии и лечебной практики, но все-таки не «технарей», критические  (а возможно катастрофические) опечатки типографских наборщиков зачастую приводили к противоречиям в описаниях целей и задач создания новых судов, их проектных технических характеристик, бухгалтерских расчетов и т.п.

Спасибо сайту «Астраханская краеведческая коллекция» / http://aonb.astranet.ru/kk /. Благодаря ему были просмотрены Протоколы заседаний Общества Астраханских Врачей с октября 1911г. по июнь 1914 г. и только в Резолюциях 2-го съезда врачей в апреле 1913 г. был найден материал, представляющий  интерес! [1].

Удивило, что в отчете от 22 апреля 1913г. собрания Общества астраханских врачей еще только рассматривается вопрос об обновлении плавучей больницы, причем на 12-ти футовом рейде, дается оценка состояния старых (еще 1890-х годов) деревянных барж-лечебниц! Никаких других подобных планов и обсуждений ни до (1912), ни после (до начала войны 1914) не нашлось!

В качестве цитат приведем непосредственно копии оригинального текста (весьма объемного, в основном из-за описания истории вопроса и опыта эксплуатации плавучих больниц №1 и №2). Выступил доктор С.В.Контовт с докладом  «О положении баржи-больницы №2 на 12-футовом рейде и проекте стальной баржи-больницы». /Редкое в Поволжье имя Контовт – типичная балтийская фамилия, издревле распространенная  у литовцев [2]/

Те места в докладе, которые перекликаются с основным текстом настоящей статьи или представляют особый интерес, помечены красными цифрами на левом поле (от 1 до 7), остановимся на каждой из них.

  1. Отмечено, что в трюме старой больницы – 8 палат (помимо других помещений).
  2. Объяснена утилизация экскрементов (наши сетования в начале основной, исходной статьи)

  1. Не совсем понятна фраза о 10 кроватях на барже и помывке 200 человек (учитывая п.1)
  2. «… стальная баржа-больница рассчитана на 25 кроватей;…» далее по тексту «Все палаты …помещаются на верхней палубе, в рубке» ?!  Какая-то нестыковка. Речь идет, по-видимому, все-таки о палатах. Какое-то из слов, похоже, набрано в типографии неверно!
  3. В новом проекте размеры баржи, по сравнению с эксплуатируемыми на рейде плавучими больницами, предполагается изменить: сделать на 2 сажени шире и на 4…7 саженей короче. 30 саженей – это 200 футов, что весьма близко к стандартам плавучих барж-госпиталей, а непосредственно цифра перекликается с 200-метровыми размерами исторического судна. /Можно предположить, что на одной из фотографий (плохо сохранившейся) на оборотной стороне было написано 200’, у цифры стоял значок –одиночный штрих(кавычка), что у моряков и судоводителей означал 1 фут. Он мог быть просто проигнорирован, а цифра отложилась в метрах!

Упоминаемые и здесь 25 человек на больницу, скорее все-таки относятся к наполнению палат (см. п.4 «Все палаты…»).

  1. Якорь с предельным весом 65 пудов (1тонна) предназначен для судов водоизмещением до 1000т (водоизмещение равно массе судна вместе с грузом и запасами). Приведенные в этом пункте цифры характерны для речных судов стандартных размеров до 65…70 м. /Кстати современное госпитальное речное судно-теплоход проекта 912П имеет длину 63м, ширину около 10м и водоизмещение 800т/

 

  1. На странице сайта «3.2. М.И.Шорин – организатор производства на Гороховецком ССЗ. 1907 – 1928 гг.» отмечено, что цена большой нефтеналивной баржи на заводе Шорина в 1907 – 1913 гг. составляла 80…120 тыс.р. (стоимость «Марфы-посадницы» – 120 тыс.р.). Но это просто огромные резервуары с плоскими перегородками, в то время как баржа-больница – конструкция более сложная, чем пароход! Одни системы обогрева и кипячения больших масс воды для бани, стирки, стерилизации всевозможных объектов (от инструментов и принадлежностей до зараженных санитарных и бытовых отходов), большая площадь остекления палат, включая потолочные и трюмные иллюминаторы, огромная площадь отделочных работ– обшивка, обивка и окраска цинковыми белилами и мелом (а не железным суриком) большинства помещений. Кроме того, весьма недешево обходилось больничное оборудование, начиная с кроватей, мебели, освещения и  заканчивая микроскопами для микробиологических исследований (на снимке – такой микроскоп на плавучем морском российском госпитале «Царевна», 1901г.).

По ориентировочной стоимости заявленной в проекте, трудно судить о размерах судна и реальной оснащенности его.

На той же странице сайта (3.2.) было еще одно замечание:

«Упомяну грандиозную баржу-больницу, построенную на шоринском заводе в 1913 г. Указанная Андреевым и другими авторами длина её в 200м вызывает чувство гордости, но добавляет тень сомнения (учитывая вольности пересчета старых мер длины в метрические).«

Завершая доклад, С.В.Контовт резюмировал:

Из интересных для нас пунктов хочу отметить фразу: «…к имеющей строиться на заводе барже-больнице…», т.е. в апреле 1913г. баржа еще строилась и, зная принципы строительства на Гороховецкой верфи, можно предположить, что за зиму 1912 – 1913 гг. был изготовлен и спущен на воду корпус судна. Обсуждение же касалось в большей степени «начинки» его. Еще одним существенным доводом в пользу гороховецкого судостроительного завода возможно послужила всероссийская и поволжская известность гороховецких плотников, которые могли прекрасно изготовить и отделать деревянные надстройки и внутренние переборки плавучей больницы, оснастить ее соответствующей мебелью и приспособлениями.

В более поздней публикации 1914г. поясняются источники финансирования. На это шли деньги Государственного казначейства (2 миллиона руб.), отпущенные в соответствии с Законом 35205 подписанным Государем в Царском Селе 15 мая 1911 г.  /ныне это называется «Постановлением»/ [3]. Контроль за исполнением закона и расходованием средств был возложен на «м.в.д.» /Министерство внутренних дел/. Наименование закона – «Об отпуске из государственного казначейства средств на противохолерные и противочумные мероприятия». Средства расходовались в период с конца 1911 до лета 1914 г.

В завершении этой части статьи вернемся к цитате К.Паустовского, которую многие хотели бы расценить как описание плавучей больницы идентичной городу. На мой взгляд – это явная натяжка.

В свое время мною было прочитано много произведений Константина Георгиевича, посчастливилось побывать на встрече с писателем в узком кругу в 1960-м году. По личному впечатлению – это был очень четкий человек, «отчётливый» в своем отношении к жизни и творчеству. Он легко и выразительно переносил на страницы своих книг самые разные явления жизни, встречи с людьми, но при этом весьма точно (отчётливо!).

В его описании 12-ти футового рейда плавучий город не тождествен больнице, а включает ее в свой состав наряду с почтой, пристанями, лихтерами и земснарядами. Впечатлительный и весьма приметливый К.Г. Паустовский несомненно уделил бы подобному 200-метровому гиганту гораздо больше строк. Тем более, что при чтении этой главы «Кара-Бугаза», можно ощутить нехватку впечатлений  молодого тогда автора в его долгих скитаниях по Каспию.

О реальных размерах баржи-больницы можно судить по нескольким аспектам.

1. В техническом задании рекомендованная длина 30 – 33 сажени (63 .. 70 м).

2. Проектная величина якоря с предельным весом 65 пудов (1,07т) соответствует предельному водоизмещению 1000т, т.е. примерно судну длиной 65 м.

3. Прямое измерение пропорций судна с целью получения его размерений по известной фотографии.

Можно заранее сказать, что все речные гиганты, начиная с 90…100 м длины становятся всё более приземистыми, что вызвано речным мелководьем и требованиями остойчивости плоскодонных судов. Над мелями ходят не водоизмещающие килевые суда морского профиля, а плоские легкие творения. Простейшее ортонормирование снимка (соотнесение размеров в одной плоскости) и составление простой пропорции даёт однозначные результаты.

На поясняющем рисунке размеры, измеренные на экране компьютера а редакторе Corel PhotoPaint в пикселях (pxl) – минимальных точках экранного поля, соотнесены с рассматриваемыми размерами длины судна – 200м  и  (63м).

Длина судна  Х  = 559 pxl  =   200м     (Красным цветом – если размер судна  63 м )

Высота от уровня воды до палубы Y1 = 40 pxl = 14,3м (высота борта 4,5 м)

Высота от уровня воды до крыши надстройки (рубки)  Y2 = 56 pxl = 19,4м  (6,3 м )

Последняя цифра в девятнадцать с половиной метров соответствует 6-ти этажному дому из стали и дерева, плывущему по реке! Таких судов тогда не найти было и на море…

Можно однозначно утверждать, что либо на фотографии изображена реальная баржа-больница длиной 63…70 м, либо, если все-таки больница имела столь гигантские размеры, на фото – другое судно.

4. Обеспечение больницы медицинским и обслуживающим персоналом.

Как сетовал докладчик, автор проекта С.В.Контовт, на старой плавучей больнице №2 были 1 врач (он сам), 1 фельдшер и 1 санитар. За 6 лет эксплуатации нехватка медперсонала только однажды летом во время эпидемии компенсировалась 1 студенткой-практиканткой. За что врач и то был благодарен. А кем укомплектовать гигантскую больницу?!

Недавно была найдена  более качественная фотография плавучей лечебницы, на которой видны силуэты людей, чьи размеры относительно построек не вызывают сомнений. Обработка фотографии с целью улучшения изображения в программах  Corel PhotoPaint  , а также привлечение программных средств «IMG on line» и  SmarDeblur  позволили не только увидеть людей на палубе и надстройках, но и попытаться прочесть название буксира, который тянет баржу-больницу. С большой долей вероятности – это «КОТЕЛЬЩИКЪ».

Плавучая баржа-больница. Буксир «Котельщик». 1913 г.

Фрагменты предыдущей фотографии. Видны фигуры людей на надстройках. Обведен контур буксира и увеличена надпись на колесе

Объективным достижением астраханской медицинской службы и гороховецких судостроителей является разработка технического задания (проекта) с его публичным обсуждением, создание технической документации и изготовление НОВОГО специализированного судна-больницы, а не традиционного для России, да и для Европы тоже, переоборудования (перестройки) старого судна. На 12-футовом рейде много лет до того трудилась больница, переделанная из деревянной нефтеналивной баржи!

Ссылки

1. Контовт С.В. О положении баржи-больницы № 2 на 12-футовом рейде и проекте стальной баржи-больницы.// Журнал «Известия Общества астраханских врачей».– 1913, № 4 (Октябрь-декабрь), с.211./ http://aonb.astranet.ru/kk/col11.html   

2. Бояре литовские.Анализ//https://www.litviny.net/-10411086110310881077-105110801090108610741089108210801077107210851072108310801079.html . Сайт «Великое княжество Литовское»

3. Закон 35205 от 15 мая 1911 г. Собрание Третье Полного свода законов Российской империи.–т.31, СПб, 1914.// https://www.runivers.ru/bookreader/book10036/#page/1/mode/1up