Золото «Черного Принца». Глава 3

Глава 3. ЭПРОН  нашел клад?  Продолжение…

Где же стоило искать затонувший корабль?!

Историк флота Анатолий Коногонов очень точно и подробно описал вероятную судьбу разбившегося о скалы «Принца»  [1 ] :

«Побережье … Черноморское побережье в районе Балаклавы… там скалы отходят от берега метров на пятьдесят! И поэтому, если корабль и выбросило, то выбросило его на песчаную отмель. Разбило его естественно! Потому что шторм есть шторм! Он ломает не такие корабли, как три тысячи тонн – «Черный Принц» ! А потом, со временем волнами и штормами… Он сполз на глубину, этот корабль и за шестьдесят лет… пятьдесят третий год… там, наверное, лет 60…70…его затянуло на глубину, его затянуло илом, обломками других кораблей     и шлюпов, которые там плавали и тоже тонули!»

Ниже приведены фотографии последствий крушения судов на отмели у скал:

Разбитое судно у Канарских островов //http://pipec.info/140561-zhivopisnye_posledstviya_korablekrushenij/full.html    

 

Кораблекрушение судна с грузом (1911г.). Дмитрий Чернышев http://feldgrau.info/waffen/64-2010-09-02-12-20-17/19171-fotoovsyanka-99

Непутевые котельщики из Гороховца, зарабатывавшие себе «компенсацию» за промотанные заработки (как вспоминал А.В.Семенычев), ныряли не на самую большую, запредельную глубину. Обломки судна находились еще в непосредственной близости от берега. И, даже если основная часть груза сползла глубоко, на прибрежном скалистом козырьке оставалась дорожка обломков, включающая и пресловутые «дукаты».

В папке «Краткая история  организационных этапов возникновения и роста «Эпрон»а (с обзором ранее существовавших судоподъемных организаций). 1923 – 1925» сохранилась запись:

«Около часу ночи заходит Языков к нам в комнату в веселом настроении и говорит: «Вот приехал инженер. Он имеет карту с точным указанием гибели «Черного Принца»

Как тут не вспомнить Т.И.Бобрицкого?!

В первые годы в ЭПРОНе было 3 инженера – В.С. Языков, Е.Г.Даниленко и А.З Каплановский  (это подтверждено и на сайте «Ретрофлотъ» [2]). Новым инженером мог оказаться, скорее всего, именно Т.И.Бобрицкий. Потому что до 1927 г. в штате ЭПРОНа оставалось всего четыре инженера, включая Бобрицкого.

В течение осени 1923г. неоднократные погружения ЕГД позволили создать реальную картину морского дна близ скалистых обрывов Балаклавской бухты и несколько мористее её. На значительной для водолазов глубине, практически недоступной традиционному тяжелому снаряжению, были обнаружены реальные останки «Черного Принца».

Гидростат ЕГД Даниленко, возможно решил задачу находки основной массы груза золота, а береговые ориентиры и координаты первичных находок на месте гибели судна ему давали как местные жители, так и гороховецкие «ныряльщики». Не зря же Бобрицкий (родом из крестьян), два с лишним года обитал среди возможных гороховецких участников таинственных событий прошлого…

На наш взгляд удаче поисков могли способствовать

  • Достаточно высокая автономность и подвижность комплекса буксир-баржа-кран-гидростат ЕГД.
  • Возможность длительного нахождения под водой операторов. Иллюминаторы кругового обзора позволяли осматривать значительные площади видимого пространства под водой (максимальная прозрачность в открытой части Черного моря достигает 28м, а у берега в тихую погоды силуэты объектов в горизонтальной плоскости видны на дистанции до 14…15 м.
  • Наличие механической руки. Ведь она для чего-то была использована, если испытатели обсуждали ее плюсы и минусы, а впоследствии изготовили новую, более совершенную руку! Именно с ее помощью можно было попробовать захватить образцы артефактов и закрепить концы лебедки (крюк крана) на каких-то предметах.

Смотровая камера (кабина) ЕГД. Видны щелевые иллюминаторы  кругового обзора  по периметру головной части, механическая рука и фонарь на раздвижном держателе

Возможно, найдя объект на недоступной обычным водолазам глубине, руководители приняли решение с одной стороны модернизировать свое дистанционно управляемое оборудование («рука» гидростата), а с другой – заняться развитием собственного глубоководного снаряжения или его поисками и приобретением.

Требовалось и набираться опыта, и зарабатывать на жизнь. И ЭПРОНу и Республике Советов! Поэтому велись замечательные подводные изыскательские и судоподъемные работы, о которых говорилось в наших первых главах по истории ЭПРОНа и будет добавлено в 4-й  – по судоподъемным достижениям Т.И.Бобрицкого.

Были подняты на поверхность и возвращены в строй военные и гражданские корабли и суда различного назначения. Оттачивалась техника подводных работ и искусство водолазов! Прошло около трех лет, когда в 1927 г. на горизонте появился счастливый вестник будущей удачи – японская водолазная и поисковая фирма “Синкай Когиоссио”, отличившаяся в 1925 г. подъемом большого груза (клада) золота с судна, затонувшего в Средиземном море. Причем сделано это было с рекордной глубины!

После долгих переговоров с советским руководством и ОГПУ, поделили шкуру неубитого золотого медведя  в процентной пропорции 40% (японцы) на 60%  (ЭПРОН). Но главным условием договора для советских водолазов был пункт о том, что независимо от результатов поиска, по завершению работ японцы оставляют в СССР по одному образцу каждого вида техники, предварительно обучив советских специалистов. Главным было – обучение специальному замедленному дыханию для работы на глубине и быстрому подъему, с минимальным временем декомпрессии!

Японцы были абсолютно уверены в успехе, поскольку «знали!» где на дне находится корабль и предупредили об этом ЭПРОНовцев. Услышав эту новость, наши подводники вздохнули с облегчением и стали усиленно помогать искателям, заодно учась дыханию и работе в японских масках!

Современные нам исследователи вполне допускают, что координаты и описания дна передали японцам не гороховецкие котельщики, которых мы здесь вспоминаем, а люди близкие к ЭПРОНу.

К концу лета 1927 г. были найдены, придавленные каменными глыбами остатки железного корпуса корабля. Используя мощные мониторы — водомёты, взрывную технику, японские водолазы расчищали зону работ и дошли до точки. Было обнаружено около 20 тонн ржавого железа и несколько британских и турецких золотых монет (возможно подброшенных нашими соучастниками действа!). Как пишут, первым был золотой суверен (один фунт стерлингов). На одной стороне монеты (аверсе) была надпись: “Георг IV – Британия”. На другой стороне (реверсе)– изображение всадника на лошади, Георгия Победоносца [3] . Это была монета 1821 г.

Японцы посчитали, что корпус корабля массой 1800т, был разрушен англичанами, пробравшимися в трюмы еще в 1855-56 гг., а море доделало их работу. Тогда же золото и изъяли!. Экспедицию свернули, а эпроновцам к концу 1927 года достались столь ожидаемые образцы японской глубоководной техники.

Интерес в стране к делам ЭПРОНа подогревался занимательными публикациями в популярных журналах. Несколько мистически выглядит рассказ Павла Норова «Сокровище «Черного Принца» в журнале «Всемирный следопыт», который предваряло предисловие о реальной японской экспедиции текущего 1927 года. Это был знаменитый Ежемесячный  Иллюстрированный Журнал Путешествий, Приключений, Фантастики, Охоты, а его № 9 за 1927 имел посвящение «Крымский номер» и был очень красочно оформлен.

Зимние штормы и холода задержали начало поисковых и подъемных работ на найденных ранее (в 1923 – 1924 гг.) останках легендарного судна. Далее многие современные авторы и кинодокументалисты акцентируют наше внимание на цепочки событий 1928 –1929 гг., связанных с принятием Первого Пятилетнего плана развития СССР.

Госплан, Госуда́рственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), наркомфин всё спланировали, рассчитали, выявили первостепенные направления расхода государственных средств на выполнение Первого Пятилетнего Плана… Не хватало только определенности в объемах финансирования и знания точного количества средств на этот проект у Советского правительства. И.В. Сталин тянул с подписанием Плана. Он чего-то ждал! К этому времени затихли споры о путях индустриализации, когда Бухарин выступал за поддержку крестьян, чтобы избежать голода и заработать валюту на торговле зерном. Других источников валютных поступлений не просматривалось!

А ждал Сталин, по мнению авторов версии, точную цифру добытого из морских недр золота «Черного Принца»!    И дождался!

О факте подъема эпроновцами золота «Принца» можно только гадать. Поэтому ответственные редакторы центральных каналов ТВ и режиссеры документальных фильмов на эту скользкую тему вполне справедливо делают туманные заявления. И в этом они абсолютно правы. Мы же, взявшись за её «всестороннее освещение», не можем не показать все найденные логические аргументы и собранные подводниками артефакты.

О том, что золото было на «Принце» первым заявил, уйдя в отставку, британский комендант порта Балаклавы вскоре после Крымской войны. А он, наверное, знал, о чем говорил! Обсуждают, почему Британия – единственная страна не участвовала в поисках золота. Этому находят множество аргументов. Главное, что это было золото Ротшильда, вложенное им в войну для очередного приобретения сверхприбыли. А перед другими союзниками Англии можно было предстать потерпевшей стороной, утратившей огромное достояние и потому нуждающейся в помощи и компенсации, а не в очередных собственных военных расходах. И т.п. …

Наиболее стройная версия событий, которая не противоречит описанным в этой части историям и фактам и собранная по кино- и литературным источникам выглядит достаточно просто. Одной из первых её озвучила Юлия Самарина [ 4 ] осенью 2005 г., вслед за фильмом программы «Искатели» с участием В.Шигина. Повторим ее основные аспекты.

Испытав в начале осени 1923 г. глубоководный гидростат (макс. глубина погружения 123м), сотрудники ЭПРОН занялись планомерными поисковыми работами в прибрежной зоне у Балаклавской бухты и вдоль северного берега в сторону Севастополя  по намеченным и размеченным подводным квадратом. При этом особое внимание уделялось  «верным» местам «заведомо лежащего на дне» клада. Что-то стоящее,  указывающее на сокровище, нашлось, по-видимому, летом 1924 г. (возможно при неоднократной перепроверке первичных находок предыдущего года). Но груз лежал на недоступной глубине! «Видит око, да зуб неймет!»

Начались скрытные поиски путей подхода к грузу. Поиск возможностей глубоководных действий и работ. Совершенствуется «механическая рука» гидростата. Его переименовывают в «ЭПРОН-1». Где-то в это время, наряду с подъемными работами на Черном море, Т.И. Бобрицкий выполняет миссию главного инженера Гороховецкой судоверфи. Совершенствуются приемы водолазных работ, изготавливаются сопутствующие предметы судоподъемной, поисковой и аварийно-спасательной техники. Врач экспедиции Павловский создает и испытывает таблицы декомпрессии для безопасного подъема с больших глубин.

Летом – осенью 1927 г. эпроновцы участвуют в работе японской экспедиции, осваивают зарубежную глубоководную технику и обучаются специальному дыханию водолазов, работающих в легкой японской маске. В Крым окончательно возвращается главный инженер Гороховецкой судоверфи Т.И. Бобрицкий.  В ноябре образцы японского снаряжения оказываются в руках советских водолазов! Добытое снаряжение в более поздние годы не фигурировало в ежедневной практике водолазов ЭПРОНа. Внешний вид водолаза-«японца» существенно отличался от отечественных тяжелых круглоголовых скафандров (см. фото).

Многие, ссылаясь на прессу 1850-х годов говорят о 30-ти бочонках с золотом на сумму 2 млн руб, потом 5 млн р. и даже 10 млн ! Интересно, какого объема были бочонки? Ведь при плотности (удельном весе ) золота 19,3 г/см3 , 1 дм3 = 1л весит почти 20 кг, а ведро = 10л = 193 кг!. «Бочку» объемом в пару литров очень трудно поднять, а не дай Бог, уронить! В бочках могли в лучшем случае хранить, а не перевозить золото! Это отступление к вопросу о том, в каком виде было золото на дне морском?!

В ожидании теплого сезона, зима-весна 1928 года проходит в тренировках и спецподготовке всех участников предстоящей экспедиции к золоту «Черного Принца». В течение лета – осени 1928 г. самые доверенные сотрудники проводят скрытную, глубоко законспирированную работу! Найденное, со всеми предосторожностями и высшей категорией секретности,  перевозят в Центр.  В Москву (?). Секретность была, возможно, выше, чем в Атомном проекте СССР (там «Строго секретно» – не «Совершенно», а именно «Строго»,   абсолютно отрезало информацию до 2007 г., когда ее рассекретили).

Заметим, что к 1927 г. инженером ЭПРОНа А.З. Каплановским был спроектирован новый, гораздо более легкий одноместный гидростат «ЭПРОН-2» с характеристиками близкими к «ЕГД – ЭПРОН-1». Но его мог поднимать любой судовой кран, и даже допускалась подводная буксировка ! [ 5 ] . Он был гораздо более пригоден для координации подводных работ, в т.ч. и скрытных (без огромных барж и буксиров)

Убеждая, что водолазы ЭПРОНа все-таки добыли золото для Диктатуры Пролетариата, разные авторы приводят любопытные заявления партийных и государственных деятелей тех лет.

Так в августе 1928 года, выступая перед ЭПРОНовцами по случаю подъема на Балтике крайне ценной для страны новейшей английской подводной лодки  L-55, председатель ОГПУ В.Менжинский говорит слова, показавшиеся странными многим современным исследователям:

«Подняв L-55, вы сделали больше, чем если бы даже привезли в Москву золото с “Черного принца”  Отмечают слово «привезли». Не «нашли» или «достали», а именно «привезли». Т.е. вопрос о найти и достать уже не стоял!. Немного притянуто, но что-то в этом есть! Кстати технический проект подъема L-55 разработал Т.И.Бобрицкий!

Так что же? Вопрос закрыт? А может быть, золото все-таки не нашли? Или подняли не всё? Да и артефакты со знаменитого корабля пока никто не предъявил! И где рында (корабельный колокол) «Принца» – главная добыча первооткрывателей затонувших кораблей?!

Нынешние искатели подводных сокровищ тоже не сидят, сложа руки!

То, что не удалось сделать энтузиастам в советское время, после того как ЭПРОн «закрыл» этот вопрос, взялись выполнить современные искатели.

5 августа 1999 г газета «Труд» сообщила о завершении работы украинской подводной экспедиции, которую курировали заслуженные моряки – капитан 1-го ранга (в отставке), ас-подводник Виктор Коржов с сослуживцами. Они понимали, что осуществляют первую серьезную экспедицию после ЭПРОНа и постарались использовать все сохранившиеся сведения о работе предыдущих экспедиций, официальные и приватные сведения о золоте и самом корабле. Используя землесосную технику,  прогоняя массу воды с донным грунтом, они поймали на сито монитора только 3 монеты 1821 г. Но, главное, по их мнению, они нашли проржавевший корпус железного парохода, идентифицированного ими как «Принц», в котором отсутствовала средняя часть. Это сходилось с мнением японских водолазов, что кто-то вскрыл корпус в районе бочонков с золотом и изъял их. Японские водолазы думали, что это были англичане в 1855 г, позже японская же пресса посчитала, как и Коржов с соратниками, что это были эпроновцы в конце 1920-х годов!

В 2009г. под руководством известного подводного археолога Сергея Воронова (директора Департамента подводного наследия  Института археологии НАН Украины) была проведена комплексная подводная экспедиция, совершившая новые находки. Добытые артефакты представляют несомненный интерес.

Как очень лаконично и четко написал 13.11.2012 г. бывший артековец с Украины в Livejournal`е   [6 ] :

«…несколько лет назад /2009 г/ во время плановой экспедиции Департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины на внешнем рейде Балаклавской бухты был обнаружен ряд артефактов, имеющих непосредственное отношение к «Принцу»: две пушки, которые находились на его палубе, ядра, стеклянная медицинская посуда (Prince вез оборудование для госпиталя), керамическая посуда с клеймом судоходной компании, чьей собственностью был корабль/обломки 2-х тарелок/ и прочая мелочь. Много чего, кроме золота.

   И только тогда правительство Её Величества устами Посольства Великобритании в Украине впервые официально ответило на запрос украинского правительства, заявив, что бочонков с монетами на борту «Принца» во время 14 ноября 1854 года не было. Их выгрузили еще в Стамбуле, где находилось интендантство экспедиционных войск, и все 150 лет кладоискатели искали несуществующий клад.»

 

 «А четыре месяца назад, одна из этих двух найденных 10-дюймовых английских бомбических пушек с «Черного принца» конструкции Миллара образца 1854 г., о которой могут только мечтать многие музеи мира, была передана Институтом археологии НАН Украины «Артеку». В июле 2012 года, эта пушка была установлена в артековском морском порту на временный помост до изготовления специалистами настоящего британского лафета конца XIX века.»

В представленных экспедицией материалах интересны найденные на дне обломки (части) фарфоровой и фаянсовой посуды компании General Screw Steam Shipping Company.

Как мы отмечали в 1-й главе, все корабли компании были зафрахтованы Адмиралтейством для десантных и транспортных перевозок. В составе этого несчастливого конвоя было несколько кораблей компании, в т.ч. два железных. На всех них была стандартная «общепитовская» посуда компании.

На сайте СВВМИУ (Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище) [7]  приведена фотография разбитой тарелки, найденной под водой на месте гибели «Черного принца». Она не из экспедиции 2009 г.

На представленной  тарелке – изображение парохода, соответствующее «Принцу» и «Язону»  («HMS Jason» полностью однотипный с » HMS Prince») ! А это уже гораздо «теплее»! Вызывает интерес происхождение именно  ЭТОЙ находки. И вообще, как известно, чем дальше в познании, тем интересней!

В завершение приведем обзор документальных фильмов на рассматриваемую тему, тем более что в них обыгрывается (звучит или подразумевается) известная мысль Конфуция (Кун-Фу-Цзы) о черной кошке в темной комнате : » Нет ничего труднее, чем искать «Черного Принца» в Черном море, особенно, если его там давно уже нет!»

Но ведь корабельный колокол «Принца» всё еще не найден!  А к затонувшему «Титанику» батискаф «Мир» с режиссером Джеймсом Камероном на борту, привела судовая тарелка на илистом грунте:

 

Обзор документальных фильмов на тему «Золото  «Черного Принца»

Одним из наиболее удачных представляется д/ф «Черный Принц» из цикла «Искатели» (2005г), созданный еще при жизни Льва Николаевича Николаева (16.11.1937 – 21.05.2011) – знаменитого популяризатора науки, настоящего Искателя приключений, продюсера и создателя лучших сериалов на каналах «Культура» и «Цивилизация»,его именем названа Золотая медаль за вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и техники.  Некоторые кадры из этого фильма приводятся в качестве иллюстраций в нашем повествовании.

Канал «Россия 1, «Где золото «Черного Принца» студия ООО «ГолдМедиум» по заказу канала «Россия 1», 2006 г. Автор сценария и режиссер: Владислав Арясов. Продюсер: Алексей Горовацкий.
«ГолдМедиум» продолжила свою работу в этом направлении, создав в 2014 году д/ф «Куда исчезло золото «Черного принца» для программы «Земля – территория загадок» телеканала «Мир» по аналогичному сценарию (автор сценария и режиссер Алексей Артемьев) В финале обоих фильмов рефреном звучит философская фраза : » Нет ничего труднее, чем искать «Черного Принца» в Черном море, особенно, если его там давно уже нет!»

/Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях — припев)/.

В 2015 г на  канале «Культура» показали новый фильм «Подводный клад Балаклавы»  программы «Искатели». Ведущий Михаил Довженко, режиссер Александр Трофимов, авторы Н.Киселева и Н.Бесхлебная. Создатели фильма предложили еще одну «не золотую» версию поисков: на «Принце» везли новейшие образцы морского оружия для защиты интервентов с моря.

В 2019 году канал «Культура» показал обновленную версию фильма студии «ГолдМедиум» сделанную по заказу ВГТРК в 2018 г.»Принц черного золота». Фильм получился более лаконичным, но наполненным содержанием с новыми кадрами и эпизодами из жизни ЭПРОНа. Ведущий фильма Алексей Горовацкий высказал надежду, что тайну помогут раскрыть только официальные источники, которые пока молчат.

Алексей Горовацкий и Владислав Арясов выстраивают логический ряд событий, мотивов поступков, нанизывают факты на основной стержень своих фильмов, который сродни версии Владимира Шигина, выдвинутой им еще в начале 2000-х гг.

Ссылки

1.Документальный фильм «Черный Принц» из цикла «Искатели» (проект Льва Николаева), т/к «Культура», 2005 г.

К п.1.  Документы, продемонстрированные в д/ф «Черный Принц» из цикла «Искатели» (2005г) были предоставлены и прокомментированы Вилем Николаевичем Гудкиным-Васильевым, сотрудником отдела информационного обеспечения Российского государственного архива Военно-Морского Флота.   Виль Николаевич Гудкин-Васильев (10 апреля 1934 — 31 декабря 2011) – замечательный историк и архивист. Он был известен своими многолетними архивными поисками, публикациями интересных материалов по истории флота, Санкт-Петербурга, деятелей культуры  (например, известного в 1930-е гг. писателя-мариниста, пропагандиста джаза С.А.Колбасьева, см. х/ф «Мы из джаза»). Указом президента  № 34 от 22 января 1997г. за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу Вилю Николаевичу было присвоено почетное звание «ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

2.Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН http://www.retroflot.com/yepron_i_spasateli_vmf/yekspediciya_podvodnyh_rabot_osobogo_naznacheniya_yepron.html   Сайт  «РЕТРОфлотъ» 

3. Владимир Шигин. Загадки золотых конвоев Изд. «Вече», 2009, 384 с с илл

4. Ю.Самарина. Тайна золотоносного Чёрного «Принца » .http://www.perekop.info/secret-of-gold-bearing-black-prince/ Форум Крыма, 12.10.2005

5. Гидростат «Эпрон-2» . Сайт Отечественная гидронавтика./ http://oosif.ru/gidrostaty-eprona-1?mode=album&album_id=10434206

6 . https://oadam.livejournal.com/241944.html  Легенда «Черного Принца»

7. http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?p=199973 Сайт СВВМИУ (Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище, Бухта Голландия).

Демин ВА