Авария при монтаже резервуаров. Гороховецкие котельщики. Фотография от А.С.Пылиной

Полученная нами от А.С.Пылиной фотография замечательна тем, что она, казалось бы, не имеет видимого занимательного сюжета: «производственный пейзаж», несколько человек на фоне пром. объектов, рабочая пристань. Но сохранена она на картонной рамке-подложке на долгую память…

Судя по изображению на переднем плане, на фото – стройплощадка, где сооружают три стандартных клепаных резервуара конструкции Шухова (у нефтяников обозначаются как ВЦР – Вертикальные Цилиндрические Резервуары). Судя по тому, что укладка листов 8-ми секционная, высота резервуаров 11,5 м.  Дальний, практически собранный, потерпел аварию и «сложился». Боковая стенка вмялась внутрь. Толщина стенок таких резервуаров 4 мм (дно – 6 мм)! Зная технологию сборки шуховских резервуаров, трудно предположить, что такое гнутое положение тонкой стенки достигнуто намеренно (рулонные заготовки поясов резервуаров появятся только сварные в 1930-е гг.).

Тип строительных лесов хорошо виден за спиной участников съемки, у поленницы – длинное ровное бревно с врубленными в него деревянными ухватами. Заготовки для лесов (бревна и слеги) лежат рядом, приготовленные для сборки.

За спиной мальчика на кадре хорошо видны образцы вертикальной двухрядной клепки с внутренней подложкой стальной полосы и горизонтальной – внахлест (верхний пояс по-листно  «вставлялся» внутрь нижнего).

Другим вариантом объяснения изображенного на снимке, может быть демонтаж, разборка резервуаров, тогда вполне объяснима ситуация с прогнувшейся внутрь тонкой стенкой «сосуда». Но в этом случае необъяснимо обилие деревянных заготовок на стройплощадке.

Снимок сделан в начале ХХ века. Место съемки определить затруднительно. Разве что по портовым сооружениям, типам и размером судов на заднем плане и общему виду окружающей местности.

В замечательной книге С.М. Купреишвили «Записки резервуарщика» мы находим подробное описание шуховских разработок, практически всех конструкций клепаных резервуаров. Автор  работал в ЦНИИПСК (Центральный научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций имени Н. П. Мельникова – бывший «Парострой», а еще ранее завод Бари) в 1969-2006 гг., был начальником отдела ли­стовых конструкций № 1 (ОЛК-1), который проектировал в стране все типы резервуаров.

Приведем только емкую цитату, связанную с нашим поиском, особенно интересную указанием мест строительства:

          «В.Г. Шухов детально разработал ППР /проект производства работ/ вертикальных цилиндриче­ских клепаных резервуаров, начиная с устройства под них основания. Процесс монтажа происходил с использованием минимального количества оборудования (cборно-разборный копер на колесах внутри резервуара;  при необходимости несколько лебедок; монтажные блоки для подъема листов и других элементов, размещаемые снаружи резервуара;

люлька для монтажа поясов стенки и других элементов;  наклонный мост для подъема элементов конструкции крыши).

В этом заключался шуховский метод, где макси­мально рационально используются рабочая сила и подъемные меха­низмы на строительной площадке, где не остается лишнего металла для утилизации.

Этим методом за 25 лет фирмой «Бари» были построены многочис­ленные резервуары в России для НПЗ, НПС,  /НПЗ – нефтеперерабатывающий завод, НПС – нефтеперекачивающая станция/ на железнодорожных станциях, в портах и многих городах империи /в т.ч. в начале ХХ века/ :

1900 г. — С.-Петербурге,Екатеринодаре,Твери,Галиче,Ко­строме, Серпухове и др.;

1901  г. — Грозном, Калуге, Камышине, Шилове, Барятин­ской, Актюбинске и др.;

1902 г. — Красноводске, Коломне, Березняках, Уральске, Ир­кутске, Перове и др.;

1903 г. — Ельце, Муроме, Коломне, Новороссийске, Чаадаевке, Рыбинске и др.;

1904 г. — Крыму, Лежневе, Абдулине, Златоусте, Рогачеве, Сумах, Орше и др.;

1905 г. — Самаре, Казани. Саратове, Левшине, Баскунчаке, Курске, Кохме и др.;

1906 г. — Вятке, Самаре, Сызрани, Уфе, Барановичах, Стерлитамаке и др.»

Ниже приведены фрагменты рассматриваемой фотографии

Пароходы в гавани не имеют видимых колес с плицами. Похоже, что они винтовые. Трехмачтовый корабль – не характерное для рек судно, также как и винтовые пароходы. Возможно, что море где-то рядом…

/Нами убрано изображение резервуара и прочерчен береговой уклон позади него/ Читающие эти строки, возможно, узнают очертания берегов и даже лица персон на фотографии, и поведают нам, да и всем остальным, про неизвестные имена, названия, обстоятельства связанные с этим снимком.

P.S.  Действительно фотография сделана после 1913 г. на одном из приморских объектов в память об аварии. Так, что наш предварительный разбор оказался близким к истине!

Анастасия Пылина. 17сен2019 17:0                                     Здравствуйте, Владимир Александрович!
Действительно, уникальность фотографии в том, что здесь зафиксирована авария, которая случилась во время постройки одного из резервуаров (такой тип фотографии встречается довольно редко)!  На переднем плане /справа/, в черной одежде, стоит мой прапрадед Филиппов Иван Васильевич, в 1913 году он с женой  уехал в г. Грозный. В Грозном родились моя прабабушка Евгения и её сестра Екатерина. С кем он сфотографирован на фотографии / слева, в светлом/  не могу сказать, возможно, что с кем-то из родственников со стороны жены – Бутровой Анны Тимофеены, так как Бутровы тоже работали в Грозном. Не так давно тетя Рая Усова рассказала, что ее тетя Евгения Усова, вышла замуж за Бутрова Степана Ефимовича, их сын, Бутров Иван Степанович, погиб во время войны.
У меня сохранилась справка о работе прапрадеда в Грозном…

Демин ВА