12.01.1971 – 11.02.2020
11 февраля после тяжелой и продолжительной болезни скончалась А.А. Шашкина – известный в г. Гороховце и за его пределами человек, сотрудник Дома Народного творчества, в недавнем прошлом – специалист отдела архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района, преподаватель местного колледжа. Много лет темой ее научных интересов являлась история старообрядчества, старообрядцы деревни Выезд и всего родного края, деревянная архитектура их жилищ. Память об Анжеле Анатольевне сохранится в сердцах тех, кто ее знал, в ее работах, в делах её учеников.
Анжела Шашкина (по материалам публикации в Приложении «Уездная хроника» к газете «Новая Жизнь» 27 (10964) от 3 июня 2016 г.)
В Библии сказано: «есть время разбрасывать камни, и есть собирать их». Сегодня эта фраза используется достаточно часто, по поводу и без него. За прошедшие годы XX столетия наша страна пережила целую череду серьезных потрясений, результатом которых явилась трагедия целых поколений, выращенных без знания собственной истории и своих истоков. Ведь история каждого народа начинается с малого, с познания истории своей семьи, воспитания уважения к своим предкам. Мы же на долгие годы в большинстве своем прервали эту связь, и вот теперь по крупицам вынуждены «собирать камни» — знания о себе самих. О том мире, который окружает нас, как окружал он и наших предков, 100, 200, 1000 лет назад.
Деревня Выезд Гороховецкого уезда в конце XIX века являла собой один из центров старообрядчества 8 уезде и Владимирской губернии, была многочисленна и населена преимущественно старообрядцами-беспоповцами Поморского согласия преемлющего брак. Община старообрядцев, хранившая традиции дораскольной Руси, сохранялась в деревне на протяжении практически всего XX века, несмотря на гонения , репрессии и запреты то усиливающиеся, то ослабевающие в советский период. И только с уходом из жизни представителей старшего поколения традиционный быт и уклад многих семей существенно изменился. Этому способствовало и массовое переселение сельских жителей в Выезд из Горьковской (ныне Нижегородской) области в 60-80 гг. XX века. На сегодняшний день в деревне осталось лишь небольшое количество пожилых жителей, придерживающихся канонов старой веры. В конце ХIХ нач. ХХ веков, благодаря развитию отходничества. востребованности и оборотистости большей части мужского населения, деревня Выезд процветала, о чем и сейчас свидетельствуют сохранившиеся в первозданном виде отдельные дома старожилов.
В ноябре 1913 года в деревне была открыта школа и молельный дом, построенные на средства общины и семьи Шориных. К сожалению, эти здания не сохранились до наших дней.
Молельный дом был уничтожен во времена хрущевских гонений на религию, а здание школы по рассказам старожилов, сгорело приблизительно в 50-е годы прошлого века.
Жилой дом в д.Выезд, где отправлялись старообрядческие службы после закрытия молельного дома
До наших дней сохранилось одно из немногих культовых сооружений, напоминающих о том, что некогда в Выезде существовала многочисленная старообрядческая община.
Дом настоятеля (не сохранился).
Это небольшая часовня (скорее даже часовенка), построенная, вероятно, в период кон. XIX — нач. XX вв. Местные жители называли данное сооружение «часовня», «часовенка», «столбик». По воспоминаниям старожилов, в частности Геннадия Борисовича Богданова, проживающего ныне в г. Асбест Свердловской области, некогда часовенка была украшена навершием, главкой с крестом, а в ее нишах помещались иконы. Еще в 1950-60-х годах иконы в нишах стояли, имелось остекление и вероятно, горела лампадка.
Старообрядческая часовенка (столбик) в д. Выезд
Из исторических источников следует, что подобные старообрядческие церкви-часовни появились после окончания активных гонений в отношении старообрядцев со стороны правительства и официальной церкви в конце XVIII — начале XIX вв. В часовню как в церковь по надлежащим случаям люди собирались на общую молитву. Часовни либо отмечали (осеняли) какие-то памятные места, либо ставились на местах погребения (осеняя их).
Как отмечает исследователь вопроса о традициях устройства часовен, М.Н. Трифонова: «Среди памятников самобытной архитектуры выделяются разнообразием типов часовни – небольшие деревенские культовые сооружения. Эти небольшие архитектурные сооружения на косогорах и в лесах, на кладбищах и в рощах, на полях и на лугах, в центре деревни и у самой кромки воды — зачастую незаслуженно забытые — как в народе, так и в ученой среде. Лишь подлинные ценители народного искусства умели разглядеть в них удивительную гармонию с природой и человеком».
Исследователь жизни и творчества И.Э. Грабаря, О.И. Подобедова, писала: «для него, как для истинного художника и ценителя, какая—нибудь всеми забытая часовня на далеком северном погосте была таким же произведением искусства, как и прославленные дворцы и палаццо Италии и Франции».
В облике деревни часовни иногда являлись единственной архитектурной доминантой. Часовня при въезде в деревню — ее ворота, в центре на возвышенности — ее венец, за околицей — прощальный взмах руки. Она олицетворяет окружающее пространство образом величественным или смиренным, суровым или доверительным, жизнерадостным или печальным, но всегда цельным, ясным и правдивым.
На Севере в Поморье возникает тип собственно старообрядческой церкви без алтаря — часовни-церкви. Они предназначены для соборного моления — общей молитвы. Эта тема становится особенно актуальной в условиях отказа от священства старообрядцами-беспоповцами.
С момента ослабления гонений во второй половине XVIII в. в городах и сёлах — крупных центрах старообрядчества (беспоповских согласий) стали строиться соборные моленные и соборные часовни. В конце XIX в. тип небольшой монообъёмной соборной часовни как приходской единицы распространился повсеместно в России и Прибалтике. Часовня в дореволюционной деревне — второй (после церкви) или единственный религиозный и общественный центр, место свершения религиозных обрядов, торговых и других сделок, проведения праздников и гуляний. Часовня могла играть двойную роль: как молитвенный дом и как памятник в честь конкретного события или лица.
Подобная часовенка находилась и в д. Куприяново недалеко от Выезда
Часовни-памятники занимали промежуточную позицию между «официальными» и «неофициальными» святынями. Будучи установленными в населённых пунктах, не имеющих храма, они служили местом для проведения обрядов, связанных с освящением воды, рядом с ними проходили крестные ходы, обряды отпевания, читались поминальные молитвы.
На сегодняшний день этот уникальный памятник в д.Выезд нуждается в охране и защите, как и многие другие.
Задача каждого из нас сохранить культурное наследие предков для потомков. Жаль, что некоторые из нас не осознают этого, что еще можно — нужно спасти! Фото автора