Феномен старообрядчества в религиозной среде Гороховецкого района (на примере д. Выезд)

Назарова Ирина Александровна, руководитель студии декоративно-прикладного искусства культурно-досугового центра «Радуга» муниципального бюджетного учреждения Гороховецкого района «Районный центр культуры».

В 2014 году мною проведено исследование феномена религиозности в старообрядческой среде на примере Гороховецкого района. Как известно, 1990-е годы были ознаменованы стремительным ростом религиозности населения. В 2000-е годы этот рост был несколько замедлен. Стабилизация религиозности говорит не только о насыщении и угасании интереса людей к религии, но и об изменении состояния религиозности в стране в целом, поэтому исследование ее качественной, содержательной динамики является сегодня одной из важнейших исследовательских задач.

При изучении старообрядчества важнейшим становится изучение региональных характеристик, наличие, исследование и обработка эмпирического материала, позволяющего увидеть динамику существования данного явления и идеологизирования на протяжении долгого исторического времени.

После раскола приверженцы старых обрядов, на которых были организованы жестокие гонения, пытались бегством найти укрытие от расправы Никона. В выгодном положении оказались Гороховецкие земли. Гороховецкий уезд поистине считался центром старообрядчества Владимирской губернии.

Основным источником для решения задач проделанной мной работы стали полевые материалы. Методом сбора полевого материала стал социологический опрос в виде анкет, который проводился в г. Гороховец, д. Морозовка, Выезд, Куприяново, Ветельницы, Хорошево, Фоминки.

Опрошено 56 человек, из них 13 детей в возрасте от 10 до 16 лет, 5 мужчин и 38 женщин.

Для идентификации религиозности старообрядцев Гороховецкого района   необходимо было выявить процент верующих, причисляющих себя к старообрядческой конфессии, также изучить отношение к религиозным нормам, представителям других конфессий.

Во время проведения анкетирования Гороховецких жителей общими вопросами к респондентам, независимо от того к какой конфессии они относятся, были:

  • Знаете ли вы, кто такие староверы, старообрядцы?
  • Знакомы ли вы с такими людьми?
  • К какому вероисповеданию вы относитесь лично?

Высокую степень осведомлённости по вопросу о старообрядцах показали респонденты в возрасте от 30 до 87 лет.

 Дальнейшее, более глубокое анкетирование и интервьюирование проводилось исключительно среди крещеных старообрядцев. Всего на вопросы анкеты ответили 15 человек в возрасте от 30 до 87 лет, среди них 2 мужчин, 50-ти и 53-х лет, и 13 женщин. В результате выявлено, что большинство респондентов не имеют глубокой осведомленности о старообрядчестве, знания поверхностные. Значит, необходима большая доступность, открытость, информированность различных слоёв населения в вопросе старообрядчества, а также единение и сплочённость различных общин.

Решение этих вопросов поможет устранить искажённое мнение о старообрядчестве Гороховецкого района как о сектантстве. В источниках наших краеведов и исследователей такая проблема освещается.

Третья анкета проводилась среди членов старообрядческой общины беспоповцев поморского брачного согласия Гороховецкого района. (На вопросы анкеты отвечали 7 человек).

Первое, что я заметила в общине старообрядцев, — доброжелательность, открытость. Они с удовольствием рассказывали, что знали или могли вспомнить. Без боязни показывали фотографии, иконы, книги, даже давали в пользование. Видно, что люди, входящие в общину, живут нормальной человеческой жизнью. У этих людей прослеживается торжественность внутренняя, связанная с убежденностью этих людей в том, что идут по правильному пути, который они выбрали.

Данное анкетирование позволило конкретизировать проблемы старообрядчества в Гороховецком районе, которые многие годы были умышленно скрыты от населения, не поднимались.

На сегодняшний день старообрядцы Гороховецкого района переживают не самые лучшие годы. Это находит свое выражение и в сокращении числа старообрядческих толков, и в малом количестве в общинах молодежи, и ослаблении и даже нарушении традиционных запретов, в малограмотности старейшин общины, в изменении религиозных обрядов, которые были присущи старообрядцам в прошлом.

 

Сами верующие полностью осознают, что нет будущего для старообрядчества в таких малочисленных селениях, как Гороховецкий район. Спасает только то, что мы живем в 100 километрах от Нижнего Новгорода, в котором старообрядчество живет и развивается. Есть в Нижнем Новгороде Белокриницкий храм на ул. Пушкина, д. 34; есть Брачный Поморский храм по ул. Короленко, д. 7. Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) есть в Урене и Семенове, в Борском р-не восстанавливается  Малиновский скит. В Городце – храм Успения Пресвятой Богородицы. В Нижнем Новгороде на Сормовском шоссе заложена постройка Большого старообрядческого Храма. В г. Коврове также есть моленная староверов, настоятелем которой является Евгений Кириллович, он построил моленную на свей земле в собственном огороде, на свои деньги, а сейчас по доброй воле приезжает в Гороховец по просьбе Гороховецкой общины для проведения исповеди и особых молебнов. В пос. Мелихово Ковровского р-на настоятель Солдатов Василий Михайлович, также имеет связь с Гороховецкими старообрядцами. Как отмечает старейшина Шашкова В.И.: «До Евгения Кирилловича, вот он на фото, к нам приезжал из Нижнего Новгорода Владимир Иванович». Есть поддержка со стороны Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви в Москве по адресу Преображенский вал, 25, а, в частности,  связь с общиной поддерживает Василий Федорович Нечаев. Там же староверы делают заказы в приобретении листовок и т.д., периодической печати: ежегодные Старообрядческие церковные календари, обучающую литературу, памятки, газеты для старообрядцев. На всех Вселенских Соборах, обязательно присутствовали представители Гороховецкого района, на Соборе, проходившем в Санкт-Петербурге в 2006 году, присутствовали Андреев Н.И. и Шашкова В.И.. 

Шашкова В.И.: «Нас хорошо приняли в Ленинграде, в гостинице разместили, завтраками да обедами кормили, везде на заказном автобусе возили. Уважительно обращались к нам. А Орлов А.А. подарил свои книги с автографами. Голосовали мы красными бумажками-мандатами».

Нельзя не упомянуть Музей народной культуры и быта «Берегиня», открытый в районном доме культуры и спорта в 2007 году — одна из изюминок недавних дней в работе районного дома культуры д. Выезд и, в первую очередь, для староверов Гороховецкого района. Собирая этот музей по крупицам, перед нами стояла важная задача — возрождение русских народных традиций. Именно эту благородную цель мы преследовали, создавая свой музей. Но по своей сущности музей также являлся памятником старообрядческой культуры.  Были в нем собраны предметы быта именно старообрядческой культуры. Небольшой по площади и количеству экспонатов, он, тем не менее, гордился подлинными, бесценными предметами старинного деревенского быта, с благодарностью переданными музею сельскими жителями деревень Морозовка, Выезд, Куприяново, Ветельницы, Хорошево.

Прялки, чесалки, утюги, самовары, деревянная посуда, предметы старинной одежды — все эти вещи, когда-то валявшиеся по чердакам и сараям, были отмыты, ухожены, вычищены, радовали глаз, вызывали чувство гордости. Особо хочется обратить внимание на старинные книги: старообрядческий псалтырь, учебник для начальных классов и старинные фото — семейные, военные. Хочется отметить, что на всех фотографиях изображены интеллигентные, хорошо одетые люди, внешний вид которых приводит к выводу, что в Гороховецком районе жили не бедные люди.  Цель музея сохранить частицу ушедшей безвозвратно жизни наших предков для будущих поколений, чтобы не прерывалась духовная связь времен. См. (Приложение).

Создавая музей, нам приходилось встречаться с людьми, многие из которых староверы. Остро ощущается их боль: теряются и уходят в небытие предметы быта, желтеют и выцветают семейные фотографии, рвётся нить связи с прошлым. Дом культуры претерпел финансовые трудности, закрыт, разрушен, все экспонаты переданы в другой музей и тем самым, наверное, потеряется их значимость в сохранении именно старообрядческой культуры.

При общении со староверами, стали понятны их мечты –  построение часовни, церкви для проведения молебнов. Старообрядцы неоднократно просили у властей района и области обратить внимание на их проблему, но пока без результата.

Старообрядчество Гороховецкого района стремится к самосохранению основ своей традиционной культуры, старается избегать прямых контактов с официально — православными. И если бы появилась такая возможность, хотели бы собираться на богослужение не у себя в квартирах, а в отведенном для этого месте, это надежды не только старообрядцев старшего возраста, но и людей более молодого, среднего возраста и молодежи, практически утративших брачные каноны и бытовые устои старообрядчества. Необходимо отметить, что именно от молодого поколения зависит дальнейшая судьба старообрядчества в России в целом, и в Гороховецком районе в частности.

Как мы выяснили, сохранение старообрядчества в Гороховецком районе может быть возможным.

Наверное, для решения такой задачи нужен меценат.

Нельзя не вспомнить о благотворительности русского купечества. Благотворительность в старообрядческой среде всегда считалась обязательной.

Показателен и исторический пример центра старообрядчества XIX — XX веков – Гороховецкого края. Как и многие предприниматели того времени, Иван Александрович Шорин активно занимался благотворительной деятельностью: в 1913 году построил в деревне Выезд старообрядческую поморско — брачного согласия школу на 100 человек, старообрядческий молельный дом. Во время Первой мировой войны (1914 — 1918 г.г.) Иван Александрович организовал и содержал в городе Гороховце солдатский лазарет на 25 коек.