Гороховец. Астрахань. 1913 г.
Часть 1
Во многих источниках упоминается огромная плавучая больница – баржа построенная в Гороховце. О ней рассказал даже Константин Паустовский в своей повести «Кара-Бугаз» (глава «Полководец»).
Наиболее четко об этом сообщил Н.И.Андреев в своей книге «Котельщики» :
«После постройки «Марфы Посадницы», вероятно для того же заказчика Сироткина были в 1908 и 1909 годах построены еще две подобные баржи «Наталья Нарышкина» и «Боярыня Морозова». На этом строительств» судов большой, как у вышесказанных барж, длины корпуса на заводе Шорина в Гороховце закончилось. Причиной этого была сложность вывода их по извилистой Клязьме в Оку. Исключением является, построенная в 1913 году для 9 футового Астраханского рейда, баржа-больница (карантин — прим. автора) длиной корпуса равной 200 метрам.»
Но впервые Н.И.Андреев упоминает о ней практически в тех же выражениях, еще в 1988 г в книге «Гороховец», написанной им совместно с А.И.Скворцовым [1].
Известная фотография плавучей больницы. Единственный цитируемый в Интернете снимок из Гороховецкого музея
Я часто в мыслях возвращался к вопросу, почему Астраханские власти заказали огромную баржу-больницу, а не построили стационарную лечебницу, которую со временем легко расширять, благоустраивать. Даже, если это карантинное учреждение, то для России эпидемии холеры – не редкость. Тем более, канализационный слив с баржи неконтролируемо идет в акваторию Каспия!
Почему везде повторяется упоминание о ДЕВЯТИФУТОВОМ Астраханском рейде? В то же время у Паустовского в «Кара-Бугазе» говорится, что он видел некую больницу в плавучем городе на ДВЕНАДЦАТИФУТОВОМ рейде. Что это за сакральные места? Где они в нынешние времена?
Попробуем найти ответ на эти вопросы!
В Поволжье, особенно в южной его части, начиная с 1830 г. бичом, особенно в летнее время, становились эпидемии холеры. Рассматривая самые активно развивающиеся города, можно отметить, что даже Царицын («Русский Чикаго», как его тогда называли) с населением в 135 тыс. человек, имея 4 больницы, 4 амбулатории и плавучую больницу-карантин не мог справиться с эпидемиями 1892, 1907, 1908 гг. Надо иметь в виду, что холера приходила туда, начиная с 1830 г., из Астрахани!
Но в Астрахани с ее населением в 1897 – 1907 гг. в 112 – 120 тыс. человек «холерная проблема» была острее и глубже. Указанная цифра отражает наличие в самом городе постоянных жителей.. Астрахань располагалась на берегах множества водных протоков дельты Волги и на островах. Все водные пути и берега были заняты бесчисленным множеством больших и малых (в основном малых) плавсредств.
Набережные, причалы, рыбный рынок. г.Астрахань на рубеже XIX-XXвв. Коллаж.
https://radikal.ru/lfp/s017.radikal.ru/i415/1210/be/01c8a4bf3e9a.jpg/htm; https://wfi.lomasm.ru/ Исторический портал / Старая Астрахань; https://astkraeved.livejournal.com/photo/album/283/?mode=view&id=56511&page=16 Блог astkraeved
При всей сложности обслуживания такой массы людей на берегу и пристанях, не это было главной проблемой!
Девятифутовый рейд
Как описано в статье » Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»» [2]
«Девятифутовым рейдом назывался своеобразный морской порт, расположенный в открытом море в 90 верстах от Астрахани вблизи о. Бирючья Коса. Здесь останавливались морские суда с осадкой до 9 футов, приходящие из Баку, Петровска, Дербента и других портов Каспийского моря, которым мелководье фарватера устьев Волги не позволяло добраться до самой Астрахани. Тяжело нагруженным пароходам приходилось перегружаться на 12 футовом рейде в 155 верстах от Астрахани близ о. Четырехбугорного. На рейдах шла перегрузка товаров, перекачка нефти из морских шхун в баржи. Для этого существовала многочисленная придаточная флотилия. Одновременно здесь находились сотни баржей и пароходов, парусные суда, нефтянки, дебаркадеры пароходных обществ и разных торговых фирм. Это был целый плавучий городок, имеющий в период навигаций беспрерывное сообщение с Астраханью.»
Огромное число людей живших в этих плавучих городах вызывало обоснованную озабоченность в связи с угрозой холеры, как у местных властей, так и у всех медицинских служб Поволжья.
Плавучая больница-карантин могла служить не только на девятифутовом рейде, но и в других местах Северного Каспия. Речь, в первую очередь речь идет о двенадцатифутовом рейде. И здесь начинается некая путаница названий, цифр и понятий.
Проблема мелководья была характерна на всём северном Каспии. Это очень зримо можно представить при чтении книжки Б.А. Шлямина «Каспийское море» [3]:
Особенно много неудобства доставляют отмелые берега в Северном Каспии. Между Астраханью и Гурьевом дно моря имеет настолько малый уклон, что даже в 60 км от берега легко достать дно деревянным шестом. Неудивительно, что на этом пути для морских судов нет ни одного порта, ни одного убежища.
Как шутили каспийские рыбаки «Берегов не видать, а идти можно на шесте!»
Именно эта особенность будущего расположения и работы на мелководье во многом предопределила изготовление баржи в Гороховце. Ведь завод Шорина изготовил первые на Волге баржи-гиганты, в т.ч. крупнейшую по тому времени «Марфу-посадницу», и благополучно вывел ее из неглубокой реки Клязьмы. То же самое предстояло повторить на речном судне на 20…40 м превышающем в длину крупнейшие нефтеналивные баржи. Работа технического отдела завода по расчетам прочности крупных барж была неоднократно проверена (нефтеналивные гиганты «Расшива», «Марфа Посадница», «Наталья Нарышкинв», «Боярыня Морозова»). При этом надо было учесть, что на двенадцатифутовом рейде высота волн достигала в те годы [3] почти 2-х метров (это при средней глубине 3,66м), а длина – 14м, что увеличивало нагрузки на излом продольной балки – судна.
Весной 1913 г. баржа-больница благополучно всплыла с клетей Гороховецкого завода и вышла на волжские просторы!
Учитывая, что примерно в то же время для обслуживания массы «неприкаянного» народа на воде была освящена плавучая церковь, интересно отметить аргументы организаторов создания плавучего храма.
Газетное фото того времени и почтовая открытка плавучей церкви во имя Николая Чудотворца
https://chronograph.livejournal.com/288551.html Фотоблог Вадима Кондратьева..
В пересказах разных авторов на страницах Интернета фигурирует цифра о населении «плавучего города» достигающая 100 тысяч человек. Но это количество практически равно всему населению Астрахани! По-видимому, в цитируемых и репостируемых абзацах фразеологически смешивается население всего региона дельты Волги (и Астрахани) с обитателями плавучих городов на рейдах. В последнем случае более реальной представляется цифра в 3000 человек. И речь идет именно (и только) о 9-ти и 12-ти футовых рейдах.
Наибольшего доверия, по-видимому, заслуживают сведения Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона тех лет издания [4] :
На девятифутовом рейде скопляется иногда до 200 судов, и все население рейда, с живущими на плавучих конторках агентами и рабочими, доходит до 3000 человек. Во время холеры в 1892 г. устроен был здесь карантин и временная больница.
Еще настораживает указание некоторых источников, что плавучий город был в 220 верстах от Астрахани!?
Не добавляют уверенности и задокументированные факты, касающиеся приходов, обслуживаемых плавучей церковью:
Церковь обслуживала не только частновладельческие шаланды, но и прибрежные сёла Кордуан и Кривобузанск, деревни Сурковка и Александрия, жители которых принимали участие в её строительстве.
Нюанс в том, что указанные выше рейды в 1900-х годах находились в море в юго-западной части дельты Волги, а упомянутые селения располагались с другой стороны Астрахани, в восточной части губернии, уже тогда весьма удаленно от берега моря (см.поясняющий рисунок). И курировавший деятельность плавучего храма Чуркинский монастырь находился по соседству с этими деревнями и селами.
Комбинированная карта окрестностей Астрахани (см. пояснения в тексте)
На современную карту окрестностей Астрахани нанесены рейды (ныне далеко на суше) и фрагмент старинной карты 1909 года с найденными на нем (ныне не существующими) селениями (красные линии привязывают их примерное местоположение к современным объектам и рельефу)
Возникает осторожный вопрос: а не было ли какого-либо рейда на востоке от Астрахани? Мне не удалось найти никаких следов, указывающих на это!
Как выглядела дельта Волги и действовавшие в те времена рейды показано на старой карте. Видно как обводнена была эта часть побережья.
Карта Астрахани с рейдами. Конец 19 века
http://www.rodmurmana.ru/maps/Asnrakhan_uezd.htm
Среди старинных фотографий с бесчисленным множество шаланд, баркасов, барок и других судов, заполонивших городские набережные и причалы (см. выше), удалось найти только одну с морским рейдом на блоге Дамира Шамарданова https://damir-sh.livejournal.com/1141571.html .
Астраханский морской рейд. 1894 г.
Этот плавучий город состоял [5] из
расположенных в открытом море на мертвых якорях нескольких десятков барж, около которых группировалась флотилия паровых и парусных судов. Эти баржи служили пристанями, с которых совершалась пересадка публики и перегрузка товаров. В центре этого неподвижного каравана помещалась пристань таможни.
То, что это был поистине город, свидетельствует укомплектованность его городской атрибутикой и привычными учреждениями. Помимо плавучих больницы, таможни, судовых контор, пристаней нельзя не упомянуть и пожарную часть.
Служебный пожарный пароход .Астрахань
https://chronograph.livejournal.com/288551.html
Между рейдами и Астраханью было устойчивое пароходное сообщение. Знаменитый писатель-маринист, капитан дальнего плавания, один из создателей советского торгового флота Д.А.Лухманов, работал там в конце 1880-90х гг. С детства запомнились его морские истории из книги «Соленый ветер». (Ему посвящены страницы на нескольких сайтах, в т.ч. на сайте «Наш Баку. История Баку и бакинцев»). Интересно, что он описывает перемещения из Астрахани на рейды и обратно, отправления в дальние порты Каспия, как что-то вполне обычное и естественное для рядовых горожан с детьми, скарбом и живностью…
Каспийское море быстро отступало, и к началу 20-х годов 9-ти футовый рейд утратил свое значение. Также сыграли свою роль революция и гражданская война, вследствие которых рейды были разорены, а лучшие суда ушли за границу, Чтобы не рисковать крупными судами, их переместили дальше от берега на 12-ти футовый рейд.
Плавучая больница осела на двенадцатифутовом рейде Астрахани, где ее в начале 20-х годов увидел молодой К.Паустовский и красочно упомянул в своей повести «Кара-Бугаз» (глава «Полководец»).
Мы подходили к двенадцати футовому рейду, где среди моря гремел и качался на якорях плавучий город — больница, почта, пассажирские пристани, лихтера и «грязнухи», похожие на старинные мониторы.
Коротко и зримо! Недаром замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский дважды выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.
Интересно, что в пересказе этой цитаты на сайтах возникла тождественность (равенство) гороховецкой плавучей больницы и плавучего города-рейда!
Плавучая баржа-больница (длина 200м). Гороховецкий судостроительный и котельный завод Шорина. 1913 г. (компьютерная обработка исх. фото)
Фотография сделана не в Гороховце и не в Астрахани, судя по панораме на заднем плане: высокий берег с небольшим числом построек и довольно редким по архитектуре небольшим храмом ближе к воде (тип храма «корабль с яйцевидным куполом и колокольней»). Похожий храм есть в Козьмодемьянске, Республика Марий Эл (церковь Тихвинской Богоматери, 1827г., сильно разрушена, восстанавливается). Судно стоит у левого берега неширокой реки или протоки (носом вправо, вниз по течению). Точное место съемки установить пока не удалось.
Многие авторы (в особенности астраханские) отмечали как высокое достоинство карантинной баржи её ПОЛНОЕ УКОМПЛЕКТОВАНИЕ медицинским оборудованием, кроватями, постельными принадлежностями, обученным медицинским персоналом. По-видимому, реальным достижением и фактически чудом гороховецкого плавучего госпиталя стало решение им главной задачи – стать заслоном на пути холеры в южных воротах проникновения этой заразы. После 1912 г., когда был сформирован заказ на строительство баржи, а холера косила людей на юге России, масштабных эпидемий, несмотря на войну, больше не было. Это, в частности следует из работы В.Г. Василенко о холере в Причерноморье на рубеже 19-го и 20-го веков [6].
Изучение (внимательное рассмотрение) фотографии выявляет особенности корпуса судна и ставит ряд вопросов.
Предполагая, что число иллюминаторов и широких окон (возможно застеклённых дверей) палат не так много для 200-метрового судна, попробуем сравнить его с российскими речными госпитальными судами (баржами) того времени.
Российские речные госпитальные баржи /https://vaga-land.livejournal.com/554643.html /
Обычно плавучие госпитали создавались на базе стандартных сухогрузных барж. Переделка заключалась в установке на палубе надстройки с палатами (и некоторым количеством просторных кают) и перепланировке трюмных помещений. Из приведенных фотографий видно, что окна-иллюминаторы оказывались второстепенным атрибутом: на одной из барж – их 8 (по четыре окна-амбразуры по бортовым надстройкам), а на другой – 30 (15 по борту), плюс дверные проемы. Длина барж составляла 35…60 м.
На гороховецкой барже-больнице около 80 окон (считая переднюю, носовую и заднюю, кормовую стенки, а также 52 иллюминатора в бортах ниже палубы. Этот факт подтверждает огромные размеры судна. По расположению ватерлинии (верх темной полосы корпуса над поверхностью воды) можно оценить легкость корпуса без загрузки (личного состава, больных и раненых, запасов воды, топлива, продовольствия, снаряжения).
У современного читателя может возникнуть резонный вопрос, а как вообще осуществлялась внутритрюмная жизнь раненых – освещение, обогрев, обеспечение личной гигиены. Учитывая отсутствие отечественных фотодокументов на эту тему, пришлось обратиться к материалам союзников Российской империи в I Мировой войне. Королевский корпус британских сестер милосердия, созданный еще в 1882г замечательно проявил себя в годы Первой Мировой. На его сайте сохранились фотографии госпитальных барж и их интерьеров. При всей тихоходности барж их неоспоримым преимуществом того времени оказалась уникальная плавность хода.
Интересно, что для стран Антанты, и следовательно для Российской Империи, был принят интерьер единого образца, по крайней мере схожий [7]. На фотографиях приведено внутреннее убранство британской и французской баржи-госпиталя. У англичан даже проведено электрическое освещение, но рядом все-таки висит керосиновая лампа. Помещения невелики, но схожи обстановкой (достаточно «спартанской»), убранством помещений. Можно предположить, что и на нашей гороховецкой лечебнице было что-то подобное.
Британская госпитальная баржа с электрическим и керосиновым освещением[7]
Французская госпитальная баржа с керосиновыми фонарями [8]
В годы I Мировой войны и революции плавучая больница-госпиталь на астраханском рейде лечила раненых, обеспечивала их реабилитацию и возвращение в строй.
Сохранилась информация об интерьере российских плавучих госпиталей только на базе пароходов. Особенно много качественных фотографий о госпитале «Царевна» в livejournal на замечательном блоге [9].
Палаты № 1 и № 2 на плавучем госпитале «Царевна». 1901 г.
Существенным отличием таких судов было отсутствие трюмных палат, зачастую на баржах, не имевших иллюминаторов.
По Волге между Нижним Новгородом и Астраханью курсировал пароход «Великая княгиня Ксения». В 1915 г. он был переоборудован под госпитальное судно, которое стало первым в России оздоровительным госпиталем (плавучим санаторием) для раненых. Е.Э. Мандельштам (младший брат знаменитого поэта Осипа Мандельштама) вспоминает, как в 1916 г. спускался на нем по Волге до Астрахани [10].
А ведь после прочтения в газете «Новое время» сообщения от 31(18) июля 1915 года [11]:
«ТОРЖЕСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА РАНЕНЫХ.
ЦАРИЦЫН, 17 июля. 200 офицерам и нижним чинам , совершающим прогулку по Волге на плавучем госпитале «Ксения», населением устроена торжественная встреча с музыкой и кликами «ура». Раненые отбыли в Астрахань, а затем отправятся в Нижний-Новгород.»
представилось, что госпитальное судно «Ксения» и есть наша баржа-госпиталь…
Собирая информацию об этом грандиозном судне, пришлось столкнуться со знакомой проблемой – её полного отсутствия на страницах книг (кроме строчек «Кара-Бугаза»), на архивных сайтах городов Поволжья, Речфлота, системы здравоохранения и эпидемиологической защиты, исторических порталов и сайтов, созданных на государственной основе. Нет и воспоминаний очевидцев. Жившие в плавучих городах люди не фиксировали в памяти, и впоследствии в воспоминаниях эти суда на рейдах и события с ними связанные. Для них это была обыденная обстановка, обыкновенная нелегкая жизнь. Для плавсостава (по воспоминаниям Лухманова) рейды были перевалочными базами: пристань-разгрузка-погрузка-отплытие. Транзитная публика, пассажиры замыкались на своих заботах. Попытки найти воспоминания медиков, работавших именно на этом судне, пока не увенчались успехом.
См. «P.S.По следам плавучей баржи-больницы. Гороховец. Астрахань.1913 г. Часть 2»
Ссылки
- Андреев Н.И. Котельщики. Гороховецкие отходники. Владимир Транзит-ИКС 2010г. 224с.
Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1988. — 112с., С.19
- Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»// http://astrakhan-musei.ru/article/article/view/14460. Сайт Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
- Шлямин Б.А. Каспийское море. 1954. Глава «Волнение».
- Девятифутовый рейд. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Т. 10 (19): Давенпорт – Десмин. 1893. – 4, 480 с, 2 л. ил.
- Таркова Р.А. Система речного судоходства и обучение кадров для речного и морского флота в крупных городах Нижнего Поволжья конца XIX – начала ХХ века (на примере г. Астрахани).// ВЕСТНИК АГТУ 2006. № 4 (33).с.242 – 252.
- Василенко В.Г. Из истории инфекционных болезней на Кубани: эпидемии холеры в Армавире (1890-1910 гг.)// Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1596
- Госпитальные баржи. Hospital Barges./ Сайт QARANC History/ https://qaranc.co.uk/hospitalbarges.php /
- https://www.pinterest.ru/pin/71494712808416822/ Interior of a ward in a hospital barge near Aire, 14 February 1918Interior of a ward in a hospital barge near Aire, 14 February 1918
- Плавучий госпиталь на пароходе «Царица». 1900-1901
https://humus.livejournal.com/4323540.html Блог Хумус
- Мандельштам Е.Э. Воспоминания // Новый Мир, — 1995, № 10
11.https://www.infoflotforum.ru/topic/23247-starosti-proshlih-navigacii/page-20 Сайт Инфофлот.ру