Поиск и подъем затонувших судов волжских флотилий. Ч.3.Наши дни

Так где же искать пропавшие суда?  Не фешенебельные теплоходы и могучие буксиры, а рабочие лошадки – близкие сердцу, поразительные для своего времени гиганты, металлические нефтебаржи грузоподъемностью более 500 000 пудов (8000т)?… Если их не видно на поверхности рек, в волжских затонах, то где? Под водой?! Специалисты – историки считают, что найти их можно только в архивах!

Но как показали такие поиски материалов, архивы дают либо начальные сведения, связанные с производством и выпуском судов, либо обезличенные, зачастую просто цифровые отметки, типа «затонули две баржи», «передана в распоряжение пароходства «Волготанкер». Даже самые известные пассажирские суда терялись за ненадобностью после выведения из эксплуатации. А потом неожиданно находились! С помпой обсуждалось «открытие» судна, затонувшего от повреждения корпуса во время ледостава и пролежавшего 60 лет на дне рядом с берегом.

Так случилось, например, с легендарным пароходом «Вера Фигнер.» / 55 , 56 /  Пароход был построен и носил имя «Екатерина» в 1904 году в Муроме, на заводе Валенкова (весьма близком гороховецким судостроителям, откуда в 1892…1905 годах поступали двигатели на суда Семенычева).

Пароход «Вера Фигнер»

На затонувшем пароходе «Вера Фигнер». Над лучом фонаря водолаза видна пятиконечная звезда на кожухе гребного колеса. Кадры из д/ф Российского географического общества / 57 /

В Прикамье водолазы подняли кожух колеса парохода «Вера Фигнер» со дна реки / 58 /. Тросы закреплены на знакомой звезде кожуха.

Даже заинтересованные специалисты – подводные поисковики разводят руками.  Например, Александр Иванченко, участник отряда «ЭПРОН-ПРО» подводного поиска судов затонувших на Сталинградском рейде (сейчас оказавшихся на 20-ти метровой глубине Волгоградского водохранилища) в фильме «Волга в огне»сетует:

«Архивы по поводу погибших судов были очень и очень приблизительные!»  

Созданный на киностудии Самара-фильм (ООО»Краеведофф», Самара, 2020) д/ф «Волга в огне»  –  очень душеный, эмоциональный фильм о подвиге речников в Сталинградской битве! Но информация единичная! Двенадцать конкретных участников, работавших на десятке судов, рассказывают о своих кораблях, выживших в этой мясорубке и оставшихся не знаменитыми…Но это единичное сообщение, затрагивающее судьбы судов и их экипажей, составляющих не более 1% от участвовавших в грандиозном сражении!

А по заключению Николая Бичехвоста весьма тщательный и аккуратный архив «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель в России» был взорван финнами в 1940 году! А он содержал значительную толику сведений первой половины ХХ века о волжских судах…/ 59 /  Но похоже, Николай Бичехвост не встретил шведские публикации, собранные в замечательном издании / 60 /, где на с.444 описаны сохранившиеся архивы, в т.ч. и семейный архив Нобелей, который хранится в Нобелевском музее в Стокгольме и доступен для изучения. Этот архив (доступный исследователям!) содержит в том числе сведения о всех судах построенных по заказу Общества и приобретенных у других владельцев, но это – часть дореволюционной истории волжского судоходства! А усадьба Кирьола, принадлежавшая семье Нобелей, в 1940г. действительно была взорвана финнами при отступлении, но там уже не было документов Нобилей, а только бумаги полевого штаба финской армии…

Ала Кирьола – усадьба Нобеля до и после разрушения в 1940г. (не восстановлена, ныне дачный поселок Ландышевка на берегу Финского залива).

Туманная даль времени, в которую канули замечательные суда прошлой эпохи, имеет вид темной мозаики (сейчас любят слово «пазл»), на которой изредка высвечиваются очертания некоторых, иногда весьма известных в свое время кораблей… Но среди них не просматриваются какие-либо баржи!

У меня остается надежда на подводные находки. Вряд ли будут подняты затонувшие корабли (разве что обломки металлолома): волжские ил и песок затянули их полностью, оставив только отдельные детали, очертания среди мелей. В этом плане больше надежд на Каму с её притоками!

По оценкам специалистов на дне Волги и ее притоков ржавеют и мешают судоходству около 2000 судов, координаты примерно 300 судов известны. Значительная часть их – это не трагически погибшие в военных баталиях ХХ века корабли, а брошенные временными хозяевами в лихие 90-е, когда судоходство и судостроение пришли в полный упадок! Только за последние годы /за 20 лет/ со дна Волги и ее притоков подняли почти 2 тысячи плавсредств, в основном маломерные – шлюпки, катера, речные яхты / 61 / (точная цифра 1967шт. / 62 /).  Авторы / 61 / с надеждой писали в августе 2022г. » По оценке специалистов, сейчас Волга таит в себе более 300 затонувших кораблей и барж – полностью очистить акваторию должны до 2025 года«

Летом 2022 года в Прикамье работала поисковая экспедиция Центра подводных исследований Русского Географического Общества, возле музея деревянного зодчества «Хохловка» (Архитектурный парк деревянного зодчества) – в месте слияния рек Хохловки и Камы. / 63 /

Архитектурный парк деревянного зодчества на берегу залива р. Хохловки у впадения в р. Кама / 64 /

Специалисты из Санкт-Петербурга вместе с пермскими коллегами изучали речное русло, где рядом с музеем «Хохловка» в 2021 году было обнаружено деревянное судно длиной около 30м. По предварительной информации это грузовое судно конца 18-го – начала 19-го века, на котором вывозили продукцию хохловского завода, где в своё время выплавляли медь, а затем железо. Работу дайверов осложняли невысокая видимость и течение. Кроме того, подводники, используя гидролокаторы бокового обзора, попытались найти останки судов знаменитой флотилии Колчака, затонувшие в конце июня 1919года.

Старинное судно на экране сонара. Кадр из репортажа / 65 /

Сергей Фокин (исполнительный директор Центра подводных исследований) отмечал необходимость соотнесения данных, полученных под водой с архивными материалами:

«наша задача – это всегда снизить степень неопределенности в исторических знаниях».

Подводные работы были проведены на Каме и Чусовой, зафиксирован ряд интересных объектов. Исследователи считают, что среди них есть речные суда, которые больше ста лет назад, в годы Гражданской войны участвовали в боевых действиях. Григорий Головчанский (начальник Камской археологической экспедиции ПГНИУ):

«Они были сделаны по большей своей части из гражданских судов, которые вооружили и которые на скорую руку приспособили для ведения военных действий. Поэтому – легкая бронировка сверху, поверх деревянного корпуса, логична и соответствует документам».

Сонограмма одного из обнаруженных судов

Участники экспедиции обнаружили и объекты, которые ушли под воду во время строительства Камской ГЭС . Под воду ушел и порт Лёвшино, в котором сгорела основная масса судов летом 1919-го, находившийся в полутора км от возведенной плотины Камской ГЭС /строилась в 1949-1954гг, последний генератор сдан в эксплуатацию в 1956г./. В планы экспедиции входил и поиск у села Елово, посёлка Пожвы и в районе Соликамск-Усолье.   Участники поисков собирались вернуться в 2023 году, но более поздней информации от Центра Подводных исследований РГО не появилось / 66 /

Местные Пермские поисковики (АНО «Центр Подводных Исследований») продолжили начатое и обнаружили на дне Камы неизвестный старинный колесный пароход. Более тщательные исследования позволили предположить, что это один из советских пароходов (1932г.) «Пермский первенец». Минприроды Прикамья сообщило, что обнаруженный колесный пароход значится в реестре затонувшего имущества «Администрации Камского бассейна внутренних водных путей». / 67 /

Буксирный пароход «Пермский первенец» (макет)

«Пермский первенец» на локаторе бокового обзора.2023 / 68 /

Действия по поиску, обследованию и подъему затонувших судов выглядят разрозненными и недостаточно скоординированными, заявленные программы слабо финансируются. В конце 2024 года «АиФ-Пермь» сообщил о результатах четырехгодичной подводной деятельности: » В Прикамье водолазы подняли кожух колеса парохода «Вера Фигнер» со дна реки». / см. выше/. Предполагавшееся размытие песка и ила, оценка характера повреждений так и не состоялись…

Реальные достижения зачастую вызваны судебными решениями в отношении затонувших объектов, мешающих судоходству. И в большинстве случаев такие решения касаются недавно затонувших бесхозных судов серьёзно мешающих судоходству!

Продолжая читать и просматривать всё новые публикации и старые малоизвестные источники, я дополняю найденное новыми сведениями и фактами об утраченных кораблях – гордости былого речного флота Поволжья. Например, в / 69 / » В Волгограде показали, где покоятся в Волге погибшие корабли: список с координатами». Автор –Алексей Серебряков привел координаты 20-ти плавательных средств (не шлюпок, а полноразмерных барж, дебаркадеров, насосных станций!). Честь ему и хвала! В пятом пункте его перечня указаны координаты (48°41’03.86″N 044°30’09.66″E.,  2552,55 км Волги) затопленной баржи «Парижская Коммуна». /С подобным именем в истории волжского судоходства много плавсредств и объектов, например, на сайте «Водный транспорт» приводятся данные о трех судах с таким названием / 70 / . Но автор имеет ввиду, наверное, ту, о которой еще в 2017 г. на сайте «ВОЛГОГРАД ОН ЛАЙН» писали » Напротив Волгограда поднимут погибшую в Сталинградскую битву «Парижскую коммуну» (и там же » В очереди на подъем и разделку на металлолом стоят больше 30 затопленных судов»). / 71 / . Прошло 8 лет и … ?)

Приведя в качестве примеров не вполне результативные попытки что-то сделать с затонувшими объектами длиной 40…60м, хочу лишь представить, что ждет исследователей и водолазов при находке объектов в полторы сотни метров!

Накапливающаяся информация оставляет всё меньше надежд на находку, а тем более подъем, оказавшихся на дне Волги гигантских нефтеналивных барж, канувших в Лету… Объективно, близкие сердцу баржи – эти железные многосекционные емкости площадью с полтора футбольных поля могут представлять только утилитарную ценность, как источник черного металла. Исторически и археологически значимых предметов на таких объектах весьма немного (любимые подводниками рулевые колеса (штурвалы) и рынды (судовой колокол), что-то из личных вещей…) Но все-таки!.. Надеюсь продолжать поиски их следов и после публикации очерка, дополняя и внося коррективы в собственные тексты.

Демин ВА

Ссылки ОБЩИЕ к очерку «Баржи пропавшие во времени ч.1 и ч.2» см. ЗДЕСЬ

Первые разделы очерка » Баржи пропавшие во времени. Ч.1. 1917 – 1939″ см. ЗДЕСЬ

» Баржи пропавшие во времени. Ч.2. 1939 – 1945″ см. ЗДЕСЬ