5. Нефтеналивная баржа «Марфа-посадница». Известные и неизвестные изображения

В Интернете на многих сайтах, в музеях, посвященных судоходству и судостроению «Марфе-посаднице» уделено много внимания. Представлен ее внешний вид, как в виде изображения, так и в виде макетов.

И, тем не менее, при таком внимании и интересе хотелось бы увидеть самую известную нефтеналивную волжскую баржу-гигант во всей красе. В разных ракурсах, в окружении близких к ней других судов и предметов, буксиров, пристаней и т.п.

Но везде фигурирует одна картинка! Привожу её в привычном для читателей виде.

Изображение нефтеналивной баржи «Марфа-посадница» в Гороховецком музее, в музее речфлота г.Нижний Новгород, на различных сайтах  и блогах

Готовя публикацию, посвященную внешнему виду баржи «Марфа-посадница», нам пришлось долго и безуспешно искать как другие изображения, так и источник именно его.

Как отмечалось еще в четвертой части настоящей работы

« На знаменитой, и фактически единственной фотографии завершенной баржи «Марфа-посадница», она изображена с кормы, сзади…. По ряду признаков (отсутствие сопутствующих предметов – других плавсредств поблизости, не видно берегов и береговых сооружений, хотя длина баржи соизмерима с излучинами реки, нет людей ни на барже, ни поблизости) можно предположить, что это прекрасно отретушированное законченное изображение. Сам объект (баржа) на снимке занимает максимальную от всего фотоизображения площадь. Это полностью отвечает требованиям типографского тиражирования для журнала, газеты, печатного издания.»

После ряда консультаций и поиска в Интернете «концов» о происхождении этого изображения, было принято решение работать с ним и исследовать характеристики, попытавшись оценить его как фотографию, определить условия и возможное место съемки. Как учил Главный конструктор ракетно-космической техники С.П.Королев, при наличии множества не подтвержденных точек зрения нужно выбрать одну и двигаться в соответствии с ней, а не стоять на месте.

Кроме показанного, есть только одно известное по книге Н.И.Андреева «Котельщики. Гороховецкие отходники »   фото недостроенной  «Марфы-посадницы». Его любезно предоставил нам А.И.Анкудинов, участвовавший в создании книги и активно помогавший Николаю Ивановичу.

Баржа «Марфа-посадница» после спуска на воду в апреле 1907г.

Выбранный путь характеризовался определенными техническими достижениями в обработке фотоизображений. Картинка рассматривалась как фотография сделанная со стороны кормы с некоторой высоты, сравнимой с высотой мачт.

Автор может считать достижением освоение ортонормирования снимков, позволившего измерить высоту (рост) неясно видимых фигур на палубе, и увериться, что на изображении– именно люди.

После размещения статьи «5.Марфа-посадница. Неизвестные подробности известной фотографии» на сайте, мы получили через страницу «Контакты» сообщение от А.Анкудинова, с сомнением, что это вообще есть фотография, респондент был уверен, что это кадр из известной анимации «Первые нефтеналивные суда», созданной в 2010 г. и тогда же попавшей в Интернет. Примерно с тех же пор (с начала 2011 г.) стала курсировать и эта наша картинка!

Приведя свои аргументы, и покадрово рассмотрев в Youtube ролик, мы выяснили, что в нем нет ни одного совпадающего или близкого по ракурсу кадра! Но возникшие сомнения остались и заставили возобновить поиск.

Работа увенчалась успехом! Спасибо Антон Игоревич!

Поначалу были предприняты поиски фотографии среди архивов людей близких к созданию нефтеналивной баржи «Марфа-посадница». Речь идет о ее конструкторе, инженере, Почетном академике В.Г.Шухове и  о заказчике и хозяине – Нижегородском купце и голове, организаторе старообрядческих мероприятий в России Д.В Сироткине. Д.В. в 1920 г. уехал в эмиграцию в Сербию, начав с двух пароходов, создал там судоходную компания и целую систему на р. Дунай и стал зачинателем сербского судостроения в предвоенные годы.

В архивах Российской Академии Наук подобные фотографии отсутствуют, а огромный личный фотоархив Владимира Григорьевича до сих пор не разобран и не систематизирован! Из бумаг Сироткина удалось найти только его письма из переписки с русскими старообрядцами, где он рассказывает о «Марфе-посаднице», но никаких изображений баржи нигде не встретилось.

Сайты 2010-го года тоже не раскрывали истории возникновения картинки. Пока на запрос не выплыло сообщение «Видеоролик, посвященный российским нефтеналивным судам ранних типов». Это была старая страница с сайта Modellmix, рассказывающая как был создан этот короткий анимационный фильм. Показаны материалы, легшие в основу работы художников и дизайнеров, а также некоторые промежуточные прорисовки, так и не вошедшие в видеоролик.

Среди этих материалов и попалось искомое изображение. Оно оказалось цветным. На нем действовали фигурки двух людей в зеленых робах. Как и было распознано и оценено в прошлой «несчастливой» статье. Желающие ознакомиться с упоминаемой работай могут найти ее Здесь.

Рисунок нефтеналивной баржи «Марфа-посадница» дизайнеров модельной фирмы Modellmix. 2010г.

Остается только добавить (теперь уже «дую на воду») картинку с того же сайта Modellmix «Марфы-посадницы», которую тянет буксир. Была использована авторами при создании видеоролика.

Баржа «Марфа-посадница», буксир и лодка на речном просторе

Ракурс близок, но уровень фотокамеры (глаза фотографа-художника) несколько ниже…

Вот и еще одно, при том живое, изображение самой большой в мире (на момент создания, 1907 г.) речной нефтеналивной баржи «Марфа-посадница».

Демин ВА