г. Гороховец – «тихий райский уголок», как характеризуют его не только туристские проспекты и рекламные слоганы, но и истинные российские ученые, историки, краеведы, люди искусства… Знаменитый художник и реставратор, академик АХ СССР И..Э..Грабарь, посетивший Гороховец в 1919 г., писал: «Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горе в каком-то игрушечном стиле…»
В 2018 г. Гороховцу исполнилось 850 лет. Празднование проходило 20…23 июля.
В наши дни ему отводится завидная роль хранителя старины глубокой. Памятника мирового наследия. Одной из жемчужин Золотого кольца России, наряду с Суздалем, Переславлем Залесским, Сергиевым Посадом и др. Гороховец несомненно выделяет и отличает исконно русский, нетронутый в такой мере цивилизацией, в чем то прекрасно архаичный стиль. В нем сохранилось больше купеческих каменных домов XVII…XVIII вв, чем во всех городах Золоого Кольца и московского Зарядья. А церкви, соборы, монастыри…
Мы все родом из детства…
«Страшные рассказы», передававшиеся гороховецкими детьми как устная история края, донесли до меня в те далекие 1950-е память о нашествии Батыя, о сожжении Гороховца его ордами (в 1239 г.). Рассказы сопровождались совершенно удивительными подробностями из других, гораздо более поздних веков о спасшихся защитниках и монахах, ушедших из города по подземному ходу под Клязьмой в монастырь (наверное, в Знаменский). Позже, на раскопках я сам видел пожелтевшие черепа. «Апофеоз войны»! Даже такая древность, не зафиксированная ни в каких источниках, не уходила из памяти народной…
Гороховецкий уезд прославился на всю тогдашнюю, дореволюционную Россию своими плотниками, а особенно, котельщиками – мастерами клепального дела, делавшими герметичные котлы, суда, корабли, фермы мостов, павильоны и вокзалы. Создавшими знаменитую Шуховскую башню на Шаболовке, под ажурными сводами которой много десятилетий собирались на Голубой Огонек лучшие люди страны, в большинстве своем были гороховчанами.
Опираясь на собственные силы, на силы и труд своих соплеменников, выдающиеся мастера, обыкновенные крестьяне создали гордость дореволюционного Гороховца – котельный и судостроительный завод. Отцами–основателями производства стали С.И.Семенычев и И.А. Шорин.
Оба из крестьян. Семен Иванович из деревни Груздево, а Иван Александрович из Выезда.
Общие интересы, былая работа в южных провинциях государства Российского (Баку, Тихорецкая), сложившееся родство (их прекрасные дети Анастасия и Михаил создали семью и вырастили четверых сыновей), взаимопомощь, присущая старообрядцам (хотя и принадлежавшим разным общинам) обеспечили рост и процветание созданного предприятия.
Начинал во многом на свой страх и риск Семен Иванович в 1892 г., оставив отца в Баку и вернувшись на свою малую Родину, на берега Клязьмы. Подняв котельное производство в наиболее удобном и независимом от соседей месте, С.И.Семенычев со временем оборудовал крытые мастерские, позволившие начать строительство первых, относительно небольших судов. Смерть отца в 1899г. и полученное наследство, позволили расширить дело, перенеся ряд производств на правый, «городской» берег Клязьмы. Ниже по течению обширные пространства, затопляемые половодьем, позволяли рассчитывать на расширение судостроительных заказов.
Возвращение в 1902 г. из Тихорецкой И.А. Шорина помогло Семену Ивановичу решить ряд своих проблем и во многом определить развитие заводского дела. Подробности читайте в публикациях рубрики «Гороховец» и «Творцы науки и техники».
Несомненным достижением Ивана Александровича был подъем производства крупнотоннажного флота. Непревзойденным общепризнанным пиком стало сооружение крупнейшей металлической нефтеналивной баржи «Марфа Посадница» по проекту выдающегося русского инженера В.Г. Шухова, доработанного гороховецкими технологами.
Эта доработка (с целью существенного увеличения размеров по желанию заказчика – купца Д.В. Сироткина) была выполнена гороховецкими специалистами под руководством М.И.Шорина. Михаил Иванович владел современным ему математическим аппаратом теоретической механики. Он был знаком с открытой и подтвержденной Шуховым возможностью приложения основ строительной механики к расчету прочности плавучих судов.
Близкий родственник М.И. Шорина, главный бухгалтер завода М.П.Бутров (дедушка автора сайта ВА Демина) более 30 лет отдал Гороховецкому судостроительному. Благодаря определенной близости семей и житейскому соседству (дома на Нижегородской, нынешней Московской – напротив) многие семейные истории оказались общими для разных действующих лиц и героев повествования…
Завод строил суда и корабли целый век ! Пока главными артериями страны оставались реки, по берегам которых жили люди, неравнодушные к судьбам своим, своих близких, к судьбе Страны!
Даже любимый народом разведчик Штирлиц, вспоминая свою юность, остановил машину на окраине Берлина, чтобы вспомнить о Гороховце…
«…Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому маленькому озеру: возле Гороховца, где были точно такие же желто-голубые сосны, и белый песок, и черные озерца в чащобе, прораставшие к середине лета зеленью. Это желание приехать к озерцу было в нем каким-то автоматическим, и порой Штирлиц боялся своего постоянного желания, ибо — чем дальше, тем больше — он уезжал отсюда расслабленным, размягченным…»
Демин ВА