ГОРОХОВЕЦ – АСТРАХАНЬ. 1913 г.
Демин В.А., к.х.н., Изобретатель СССР
Во многих источниках (в периодической печати и Интернете) упоминается огромная плавучая больница – баржа построенная в Гороховце.
Впервые о ней поведал Н.И.Андреев в 1988 г в книге «Гороховец» (с.19), написанной им совместно с А.И.Скворцовым[1]:
Известная фотография плавучей больницы. Единственный цитируемый в Интернете снимок из Гороховецкого музея
В самый канун империалистической войны, в 1913 году, в Гороховце была построена уникальная по тем временам баржа-больница для устройства карантина на Астраханском девятифутовом рейде. Длина этого судна составила 200 метров. Впоследствии об этом сооружении написал в повести «Кара-Бугаз» Константин Паустовский.
В Поволжье, особенно в южной его части, начиная с 1830 г. бичом, особенно в летнее время, становились эпидемии холеры. В Астрахани с ее населением в 1897 – 1907 гг. в 112 – 120 тыс. человек «холерная проблема» по ряду причин была острее и глубже чем в других городах Поволжья. Астрахань располагалась на берегах множества водных протоков дельты Волги и на островах. Все водные пути и берега были заняты бесчисленным множеством больших и малых (в основном малых) плавсредств.
Как описано в статье » Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»» [2]
«Девятифутовым рейдом назывался своеобразный морской порт, расположенный в открытом море в 90 верстах от Астрахани вблизи о. Бирючья Коса. Здесь останавливались морские суда с осадкой до 9 футов, приходящие из Баку, Петровска, Дербента и других портов Каспийского моря, которым мелководье фарватера устьев Волги не позволяло добраться до самой Астрахани. Тяжело нагруженным пароходам приходилось перегружаться на 12 футовом рейде в 155 верстах от Астрахани близ о. Четырехбугорного. На рейдах шла перегрузка товаров, перекачка нефти из морских шхун в баржи. Для этого существовала многочисленная придаточная флотилия. Одновременно здесь находились сотни баржей и пароходов, парусные суда, нефтянки, дебаркадеры пароходных обществ и разных торговых фирм. Это был целый плавучий городок, имеющий в период навигаций беспрерывное сообщение с Астраханью.
Карта Астрахани с рейдами. Конец 19 века
http://www.rodmurmana.ru/maps/Asnrakhan_uezd.htm
Северный Каспий в районе дельты Волги от Астрахани до Гурьева отличался мелководьем, «посреди моря», когда не видно берегов, шестом можно было легко достать дно. Мелководье было экзаменом для строящихся судов, во многом именно поэтому выбор пал на завод И.А.Шорина, хорошо зарекомендовавший себя постройкой железных барж-гигантов на неглубокой извилистой Клязьме. Кроме того, Шорина и гороховецких котельщиков знали на Бакинских промыслах, откуда курсировали нефтеналивные суда на внешние астраханские рейды.
Весной 1913 г. баржа-больница благополучно всплыла с клетей Гороховецкого завода и вышла на волжские просторы!
Интересно, что уровень Каспия сильно менялся с середины 19-го до середины 20-го вв. Там, где в начале 20-го века были 9-футовый и 12-футовый рейды, сейчас далекая суша. В начале 20-х годов 9–футовым рейдом практически перестали пользоваться.
Комбинированная карта окрестностей Астрахани (см. пояснения в тексте)
В поисках информации о барже-больнице, нами были просмотрены номера журналов 4-х периодических изданий, наиболее близких по тематике, за 1912 – 1914 гг.
В Резолюциях 2-го съезда врачей в апреле 1913 г. (Журнал «Известия Общества астраханских врачей», Астрахань, 1913, №4) был найден материал, представляющий интерес.
Журнал «Известия Общества астраханских врачей», Астрахань, 1913, №4
Электронная библиотека «Астраханская краеведческая коллекция»
Удивило, что в отчете от 22 апреля 1913г. собрания Общества астраханских врачей дается оценка состояния старой (1904 г. постройки) деревянной баржи-лечебницы №2, и еще только рассматривается вопрос об обновлении плавучей больницы (причем на 12-ти футовом рейде),! Никаких других подобных планов и обсуждений ни до (с 1911), ни после (до начала войны 1914) не нашлось.
Выступил врач плавучей больницы №2, доктор С.В.Контовт с докладом «О положении баржи-больницы №2 на 12-футовом рейде и проекте стальной баржи-больницы» [3].
Доклад страдает некоторыми неточностями, характеристики старой и будущей плавучих больниц описаны с точки зрения врачей, хорошо знавших предмет обсуждения (это касается числа палат, их наполненности, расположения на судне – в трюме или над палубой). Довольно много внимания уделено предыстории вопроса.
Отмечено, что в трюме старой больницы – 8 палат (помимо других помещений). Старая баржа имела длину, по-видимому, 37 саженей (при ширине около 5 саженей).
В новом проекте размеры баржи, по сравнению с эксплуатируемыми на рейде плавучими больницами, автор предлагает изменить: сделать на 2 сажени шире и на 4…7 саженей короче. Уширение – за счет расширение палубного пространство вокруг надстройки для облегчения маневрирования санитарам с носилками (по 1 сажени с каждого борта). Длина корпуса в 30 саженей – это 200 футов, значение весьма близкое к европейским стандартам плавучих барж-госпиталей, а собственно цифра перекликается с 200-метровыми размерами исторического судна.
Стоимость плавучей больницы оценена докладчиком в 176 – 200 тысяч рублей. В то время (1907 – 1913 гг. ) цена большой нефтеналивной баржи на заводе Шорина составляла 80…120 тыс.р. (стоимость «Марфы-посадницы» – 120 тыс.р.). Но это просто огромные резервуары с плоскими перегородками, в то время как баржа-больница – конструкция более сложная, чем пароход! Одни системы обогрева и кипячения больших масс воды для бани, стирки, стерилизации всевозможных объектов (от инструментов и принадлежностей до зараженных санитарных и бытовых отходов), большая площадь остекления палат, включая потолочные и трюмные иллюминаторы, огромная площадь отделочных работ – обшивка, обивка и окраска цинковыми белилами и мелом (а не железным суриком) большинства помещений. Кроме того, весьма недешево обходилось больничное оборудование, начиная с кроватей, мебели, освещения и заканчивая микроскопами для микробиологических исследований.
О реальных размерах баржи-больницы можно судить с разных точек зрения.
- В техническом задании рекомендованная длина 30 – 33 сажени (63 .. 70 м).
- Заданная (проектная) величина якоря с предельным весом 65 пудов (1,07т) соответствует предельному водоизмещению 1000т, т.е. примерно судну длиной 65 м.
- Прямое измерение пропорций судна с целью получения его размерений по известной фотографии.
Можно заранее сказать, что все речные гиганты, начиная с 90…100 м длины, становятся всё более приземистыми, что вызвано речным мелководьем и требованиями остойчивости плоскодонных судов. Над мелями ходят не водоизмещающие килевые суда морского профиля, а плоские легкие творения. Простейшее ортонормирование снимка (соотнесение размеров в одной плоскости) и составление простой пропорции даёт однозначные результаты.
Размеры баржи на фотографии на экране компьютера, подсчитанные в пикселях (pxl) – минимальных точках экранного поля, были соотнесены с рассматриваемыми размерами длины судна. Длина судна Х = 559 pxl соответствовала 200м или 63 м (как в проекте).
Тогда высота от уровня воды до палубы (высота борта) при Y1 = 40 pxl из расчета пропорций составляла бы 14,3м или 4,5 м (проект). А высота от уровня воды до крыши надстройки (рубки) при Y2 =56 pxl, соответствовала бы 19,4м или 6,3м (проект)
Последняя цифра в девятнадцать с половиной метров для длины 200м соответствует 6-ти этажному дому из стали и дерева, плывущему по реке! Таких судов тогда не найти было и на море…
Можно однозначно утверждать, что на фотографии изображена, соответствующая проекту, реальная баржа-больница длиной около 63 м. Это подтверждает и недавно найденная качественная фотография плавучей лечебницы, на которой видны силуэты людей, чьи размеры относительно построек не вызывают сомнений.
Плавучая баржа-больница. Буксир «Котельщик». 1913 г.
Обработка фотографии с целью улучшения изображения позволила не только увидеть людей на палубе и надстройках, но и попытаться прочесть название буксира, который тянет баржу-больницу. С большой долей вероятности – это «КОТЕЛЬЩИКЪ».
Фрагменты предыдущей фотографии. Обведен контур буксира и увеличена надпись на колесе
- Обеспечение больницы медицинским и обслуживающим персоналом.
Как сетовал докладчик, автор проекта С.В.Контовт, на старой плавучей больнице №2 были 1 врач (он сам), 1 фельдшер и 1 санитар. За 6 лет её эксплуатации нехватка медперсонала только однажды летом во время эпидемии компенсировалась 1 студенткой-практиканткой. За что врач и то был благодарен. А кем укомплектовать гигантскую больницу, с опасным профилем работы, месяцами находящуюся на плаву, если бы таковая оказалась!?
Объективным достижением астраханской медицинской службы и гороховецких судостроителей является разработка технического задания (проекта) с его публичным обсуждением, создание технической документации и изготовление НОВОГО специализированного судна-больницы, а не традиционного для России, да и для Европы тоже, переоборудования (перестройки) старого судна. На 12-футовом рейде много лет до того трудилась больница, переделанная из деревянной нефтеналивной баржи!
Работе над материалами настоящего доклада посвящено подробное эссе «В поисках баржи-больницы» в двух частях, с которыми можно ознакомиться по ссылкам «Часть 1. По следам плавучей баржи–больницы. Гороховец. Астрахань. 1913 г. « и » Часть 2. P.S. По следам плавучей баржи-больницы.»
Ссылки
- Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1988. — 112с., С.19
- Из истории Астраханской конторы «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель»// http://astrakhan-musei.ru/article/article/view/14460 . Сайт Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
- Контовт С.В. О положении баржи-больницы № 2 на 12-футовом рейде и проекте стальной баржи-больницы.// Журнал «Известия Общества астраханских врачей».– 1913, № 4 (Октябрь-декабрь), с.211./ http://aonb.astranet.ru/kk/col11.html